Избрание Обамы, саудовские поздравления и саудовская критика «арабских и мусульманских братьев»

5 ноября, сразу же после избрания Б. Обамы на пост президента Соединенных Штатов, обе ведущие фигуры саудовского политического истеблишмента поздравили его с победой. Обращаясь к новому американскому президенту, саудовский монарх в отправленной им поздравительной телеграмме подчеркнул: «Я пользуюсь этим поводом, чтобы вновь заявить о прочности тесных исторических уз, связывающих наши дружественные страны, устремленные к тому, чтобы добиться мира и справедливости, укрепить безопасность и стабильность региона Ближнего Востока и всего мира, — писал король Абдалла. — Мы будем и далее идти вместе, укрепляя наши отношения во всех их сферах и аспектах». В свою очередь, наследный принц Султан бен Абдель Азиз в своей телеграмме новому американскому президенту отметил «особый характер» саудовско-американских отношений, выражая уверенность в их «последовательном и всестороннем развитии».

В середине ноября король Абдалла, как это уже не раз отмечалось, посетит американскую столицу, а также Нью-Йорк, где будет участвовать, соответственно, во встрече глав двадцати стран, посвященной экономическим проблемам современного мира, и в конференции диалога религий и цивилизаций (основанием для ее проведения является инициатива саудовского монарха), которая будет проходить под эгидой ООН. Встреча короля Абдаллы с действующим президентом Соединенных Штатов, а также с его преемником — вопрос ближайшего времени.

Но не менее важна и вторая сторона проблемы — саудовская критика ряда лидеров региона арабо-мусульманского мира, новым поводом для которой стало избрание Б. Обамы. Стоит обратиться к двум опубликованным 6 ноября лондонской «Аш-Шарк Аль-Аусат» статьям ее ведущих обозревателей, потому что эти статьи заслуживают серьезного внимания.

Итак, первая из этих статей, написанная главным редактором этого издания Тариком Аль-Хамидом, названа им «Обама и радость импотентов». Автор этой статьи подчеркивает: «Избрав своим президентом чернокожего, Америка в глазах мирового общественного мнения добилась огромной победы — она воскресила свой привлекательный образ». Но, продолжает Т. Аль-Хамид, «когда обращаешься к реакции на это событие в регионе, тебя охватывают ужас и отчаяние — на Ближнем Востоке заговорили импотенты».

Кто они? Например, «спикер ливанского парламента Набих Берри», заявивший, что «американцы, избрав Обаму, пытаются обелить страницы собственного прошлого, в чем им и помогла их демократия». Т. Аль-Хамид в этой связи резонно замечает: «Обама — кандидат американского избирателя, а не наш кандидат. Его избрали американцы, чтобы он служил их, а не нашим интересам». Тогда почему же столь чудовищно заявление Н. Берри? Потому, отвечает Т. Аль-Хамид, что «Америка избрала черного президента в то время, когда» Н. Берри и его ливанские союзники «избрали черные лозунги, повергающие всех ливанских граждан в ужас и смятение». Может ли, продолжает он далее, «Хасан Насралла произнести речь, чтобы, как Маккейн, признать собственное поражение?»

Но среди этих «импотентов» автор статьи видит только Н. Берри? Увы, отмечает главный редактор «Аш-Шарк Аль-Аусат», «конечно, нет». «Послушайте, — продолжает он, — что сказал министр иностранных дел Ирана, заявивший, что “избрание Обамы доказывает, что Америка хочет изменить свою политику”». Все это, по мнению Т. Аль-Хамида, «печально», «о желаниях Ирана говорит представитель потерпевшего поражение режима, а не “другой Иран”, мнение которого все еще фальсифицируется местными импотентами». Но «это еще не все», отмечает Т. Аль-Хамид, «сирийский министр информации надеется, что победа Обамы изменит внешнюю политику Вашингтона, содействуя переходу от политики войн и экономических санкций к политике дипломатии и диалога, к политике отказа от игнорирования тех проблем, от которых страдают целые народы».

Разве, комментирует эти слова руководитель ведущего «внешнего» саудовского издания, «Обама был кандидатом Дамаска, разве от него требуется решение сирийских проблем? Где же роль и устремленность самого Дамаска к решению его собственных проблем? Как может этот министр требовать от Америки отказаться от политики экономических санкций и перейти к политике диалога, если Дамаск вводит санкции и совершает прочие “чудеса” в отношении Ливана?»

Наконец, ХАМАС. Это движение «призвало Обаму извлечь уроки и проанализировать ошибки, как об этом заявил официальный представитель ХАМАСа Фаузи Бархум, призвавший Обаму “к цивилизованным контактам с народами”». Так, спрашивает Т. Аль-Хамид, «осуществленный ХАМАСом переворот — это цивилизованный путь, или, может быть, цивилизация — это обстрел собственных мирных граждан с пятнадцатого этажа дома?» Но о «цивилизации» и «цивилизованном диалоге», отмечает главный редактор «Аш-Шарк Аль-Аусат», в связи с победой Б. Обамы «говорят египетские братья-мусульмане, а также братья-мусульмане в Иордании», еще совсем «недавно выражавшие соболезнования в связи с гибелью Аз-Заркауи».

Что же, заключает свою статью Т. Аль-Хамид, «Обама — итог победы широкого гражданского движения американцев». И продолжает: «Это движение не использовало насилия, оно не получало деньги и оружие из-за рубежа. Избрание Обамы — доказательство того, что Америка способна исправить свое движение вперед». Но, задает он последний вопрос: «Когда мы сами исправим ход нашего движения? Когда извлечем уроки и остановим проливаемые нами реки крови? Когда мы покончим с изменой собственным словам и делам? Когда перестанем отлучать от веры?.. Когда, в конце концов, перестанем слушать тех и верить тем, кто уже давно стал политическими импотентами», но, пользуясь представившимся случаем, говорят вновь?

В тот же день «Аш-Шарк Аль-Аусат» опубликовала статью своего второго ведущего комментатора Абдель Рахмана Ар-Рашида, которую он озаглавил «Король Обама и арабские авантюристы» (впрочем, содержание этой статьи позволят использовать в переводе и более «народные» русские выражения).

По словам этого автора, «одним из достоинств Обамы стала его популярность вне Америки», когда к власти в Вашингтоне приходит человек, «в отношении которого мир не разделяется на два лагеря — лагерь боготворящих американского президента и лагерь забрасывающих его яйцами и помидорами». Обама, подчеркивает А.Р. Ар-Рашид, это «исторический символ, а не только американский президент».

Но что же «арабские авантюристы»? О ком, собственно, идет речь? Что означает заявление автора статьи о том, что «появление Обамы на вершине американского политического истеблишмента может позволить покинуть лагерь экстремизма, но при этом “сохранить лицо”»?

Это прежде всего «суданский режим». Ему представляется уникальный шанс «отказаться от убийств собственных граждан и положить конец трагедии Дарфура, продемонстрировав Белому дому словом и делом способность достичь подлинного национального примирения, а не ограничиваться комедией мира, не убедительной ни для самого Судана, ни для всего мира».

Это, во-вторых, «сирийское руководство», которое «должно понять, что ни Франция, ни Турция не способны заполнить политический вакуум, заняв место Америки». Оно «должно помнить о том, что рядом с сирийской границей сосредоточены 30 тысяч американских военнослужащих, которые не будут выведены Обамой, если сирийцы и иранцы не предоставят ему достаточных доказательств того, что он может уйти из Ирака, оставив его стабильным и политически, и с точки зрения безопасности». Для «иранского же президента Ахмадинежада, — продолжает А.Р. Ар-Рашид, — избрание Обамы — дурной знак, поскольку Ахмадинежаду, как воздух, нужен предлог, чтобы и далее вести курс на эскалацию, милитаризацию и громкие оскорбительные заявления. Но Обама входит в Белый дом, и то досье на его рабочем столе, на котором будет стоять № 1, будет связано не с присутствием американских войск в Ираке или с преследованием Усамы бен Ладена, а с проектом создания иранского ядерного оружия. Он будет определять курс Америки и влиять на позицию ее союзников. Если Обама примет решение о конфронтации с Ираном, то для Ирана это решение станет самым серьезным за всю его прошлую историю, потому что у власти в Америке находится демократ, пользующийся огромной популярностью в мире и располагающий огромными политическими полномочиями».

Ни саудовские поздравления Б. Обаме, ни критика, выраженная саудовскими средствами массовой информации, не нуждаются в дополнительных комментариях. И то, и другое говорит само за себя!

62.85MB | MySQL:102 | 0,551sec