Об иранских взглядах на возможность налаживания диалога с Вашингтоном в свете избрания Б.Обамы президентом США

Иранские оценки перспектив дальнейшего развития отношений Тегерана и Вашингтона на данный момент напоминают гадание на цветке ромашки: варианты, предлагаемые местными экспертами, варьируются от предсказаний скорого налаживания диалога с Соединенными Штатами (сторонники этого мнения в последнее время даже указывают на то, что фамилия Б.Обамы может быть переведена на фарси как «он с нами») до предостережений относительно возможного ужесточения американской политики в отношении ИРИ под давлением «сионистской общины», имеющей-де значительное влияние на демократов.

Дискуссия по данному вопросу в Иране разгорелась еще накануне президентских выборов в США после появления в газете «Вашингтон Пост» от 11 октября с.г. аналитической статьи, в которой якобы утверждалось, что в середине ноября 2008 г. администрация Дж.Буша будет готова объявить об открытии секции интересов США в Тегеране. Иранские аналитики практически сразу же вспомнили об обещаниях президента М.Ахмадинежада положительно воспринять любую инициативу, исходящую от США по налаживанию диалога на основе «взаимоуважения и справедливого подхода». Их уверенность в скором установлении прямых контактов между Тегераном и Вашингтоном подогрела и циркулировавшая на тот момент в СМИ информация о возможном продолжении переговоров с Соединенными Штатами по Ираку. Об этом, по сообщению информационного агентства «ИСНА», 13 октября с.г. заявил один из сотрудников посольства Ирана в Багдаде М.Таслими. Некоторые зарубежные специалисты давно утверждают, что данные встречи использовались иранцами не только для решения дальнейшей судьбы Ирака, но и для сверки с американцами позиций по целому ряду других вопросов.

Определенную остроту ситуации накануне президентских выборов в США придали слова А.Лариджани, прозвучавшие 13 октября с.г. в Женеве, относительно якобы полученного руководством ИРИ послания за подписью целого ряда высокопоставленных американских конгрессменов и сенаторов, в котором говорилось о необходимости проведения официальных двусторонних переговоров между Вашингтоном и Тегераном. Глава парламента уклонился от ответа на вопрос о возможной реакции иранского руководства на данную инициативу, акцентировав лишь активно идущий в ИРИ процесс ее обсуждения. Факт наличия такого письма так до конца не был ни подтвержден, ни опровергнут. Однако реакция на слова А.Лариджани была весьма бурной. Наиболее агрессивно настроенные по отношению к Вашингтону политики потребовали от властей дать ответ не только относительно самого послания, но и по поводу достоверности появляющихся в иранской прессе слухов о периодических визитах в ИРИ главы «Общества ирано-американской дружбы» Х.А.Ахмади, въезд которому на территорию страны давно запрещен.

Сейчас политическая элита ИРИ оказалась поставлена перед фактом победы на президентских выборах в США Б.Обамы – человека, обмолвившегося о возможности налаживания переговорного процесса с Тегераном без каких-либо предварительных условий. Это заявление, по мнению большинства представителей иранского истеблишмента, дает надежду на перемены в политике Белого Дома в отношении к ИРИ. Министр иностранных дел Ирана М.Моттаки уже поторопился заявить, что теперь, когда американский народ проголосовал за проведение коренных перемен, новое правительство США просто будет вынуждено дистанцироваться от подходов своих предшественников. В том, что это необходимо сделать не сомневается и советник Верховного Лидера ИРИ Г. А.Хаддад Адель, который назвал основной причиной победы Б.Обамы провал политики Дж.Буша: отказ от ее продолжения теперь-де должен способствовать оздоровлению общей ситуации.

Перемены во внешней политике США, по мнению как М.Моттаки, так и Г. А.Хаддад Аделя, просто неизбежны. Однако ни один из них с полной уверенностью не смог сформулировать как они повлияют на отношения Тегерана и Вашингтона. Это, по всей видимости, объясняется тем, что официальные власти сами до сих пор окончательно не знают, что же ждать от Б.Обамы, в победе которого они к тому же не были уверены. Конечно, президент М.Ахмадинежад, глава парламентской комиссии по национальной безопасности и внешней политике А.Боруджерди, а также заммининдел ИРИ А. Р.Шейха Аттар еще до выборов связывали свои надежды на перемены в политике США по отношению к Ирану с кандидатом от демократов. Определенным обнадеживающим фактом, со слов А.Боруджерди, являлись якобы имевшие место сигналы, поступавшие от Б.Обамы, переданные через послов дружественных Ирану стран, о возможности проведения предварительных переговоров еще до избрания его президентом. Однако незадолго до проведения выборов М.Ахмадинежад особо подчеркивал, что «американская закулиса» вряд ли допустит победу Б.Обамы, указывая при этом на равнозначность обоих кандидатов для иранского правительства.

На данном фоне весьма положительно было воспринято избрание Б.Обамы иранскими политическими движениями (в первую очередь, реформаторскими). Член центрального совета Партии народного доверия (ПНД) Э.Амини подчеркнул, что итоги президентских выборов в США создали положительные условия для налаживания ирано-американских связей. Указывая на предвыборные обещания Б.Обамы по данному вопросу (вступить в переговоры с Ираном без предусловий), он сказал, что для демократов, традиционно выступающих за права человека и плюрализм в международных отношениях, не должно составить труда наладить устойчивые контакты с Ираном. Последнему-де уже делались определенные намеки об этом во время президентства Б.Клинтона, когда Тегерану якобы были официально принесены извинения за вмешательство в его внутренние дела. Однако они не были восприняты правительством ИРИ. Э.Амини с сожалением отметил, что руководство его страны может и сейчас не воспользоваться представившейся возможностью решить свои проблемы с Белым Домом.

Э.Амини выражает мнение той части иранской общественности, которая, указывая на исключительность кандидата от демократов как первого «черного» президента в истории США и наделяя его целым набором положительных качеств, считает, что новый глава Белого Дома пересмотрит прежние «односторонние, колониалистские и построенные на предубеждениях» подходы американской администрации в отношении региона Ближнего и Среднего Востока. В то же время, ряд местных экспертов, цитируя старую иранскую пословицу, которую на русский язык удобнее всего перевести как «кому праздник, а курице все равно смерть», и отмечая, что Б.Обама может оказаться еще более произраильски настроенным, нежели Дж.Буш, предостерегают от поспешных действий тех, кто требует немедленно начать активное сближение с США. По мнению этих политологов, еврейская община в США традиционно имеет значительно большее влияние на демократов, нежели чем на республиканцев.

Наиболее сдержанные представители иранской общественности рекомендуют не торопиться с выводами, указывая, что у Ирана есть еще приблизительно два месяца до инаугурации Б.Обамы, чтобы изучить его политическую доктрину. Судя по всему, именно этому совету и последует руководство ИРИ, пока что как на ромашке гадая относительно чувств нового американского президента к Тегерану.

52.24MB | MySQL:103 | 0,424sec