Фактор нелегальной миграции в отношениях Турции с ЕС

Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган 27 апреля 2021 года ратифицировал новое соглашение о финансировании Ежегодной программы действий между Турцией и ЕС, в очередной раз пообещав сохранить беженцев на своей территории. Напомним, что в Турции проживает самое большое в мире число беженцев. Предлагаемая Ежегодная программа действий, подписанная в марте 2021 года, в основном направлена на «демократию и управление» и «верховенство права и основные права».  ЕС предоставит около 122 млн евро для поддержки участия Турции в программах и агентствах ЕС, а также для поддержки реализации Стипендиальной программы Жана Моне, которая предоставляет возможности для образования турецким ученым в странах-членах ЕС. Это самый продолжительный проект между ЕС и Турцией. Текст и размер соглашения выглядят почти как репродукция предыдущих. Соглашение этого года включает в себя мягкие формулировки, призывающие Турцию соблюдать свои обязательства в отношении основных прав и свобод по сравнению с текстами предыдущих лет, которые предупреждали Турцию о серьезных нарушениях прав человека после попытки государственного переворота в 2016 году. Как и сообщали ранее некоторые эксперты, власти ЕС в очередной раз решили не играть в жесткое противостояние с Турцией, что привело бы к разрушению экономических связей  и дальнейшей маргинализации двусторонних отношений с учетом споров о Кипре, бурении на Средиземноморском шельфе и ситуации в Ливии. Единственное дополнение к нынешнему тексту соглашения – это попытка Брюсселя создать некий довольной невнятный механизм репатриации мигрантов на их историческую родину.  27 апреля  Еврокомиссия (ЕК) представила первую стратегию ЕС по содействию добровольному возвращению мигрантов в страны происхождения и  реинтеграции. Об этом говорится в заявлении ЕК, распространенном во вторник в Брюсселе.
«Сегодня Еврокомиссия принимает первую стратегию ЕС по добровольному возвращению и реинтеграции. Она способствует добровольному возвращению и реинтеграции, что является ключевой частью нового Пакта о миграции и убежище, — отмечается в документе. — В стратегии излагаются практические меры по укреплению правовых и оперативных рамок добровольного возвращения из Европы и стран транзита, повышению качества программ возвращения и реинтеграции, установлению более тесных связей с инициативами в области развития и укреплению сотрудничества со странами-партнерами».
Как говорится в заявлении ЕК, среди мер, в частности, «предоставление раннего, индивидуального и эффективного консультирования по вопросам возвращения мигрантов с учетом индивидуальных обстоятельств, потребностей детей и уязвимых групп, а также поддержки после возвращения, что повышает их шансы на успешную и устойчивую реинтеграцию в родные общины». «Еврокомиссия будет сотрудничать с (агентством по безопасности внешних границ — прим. ТАСС) «Фронтекс» в разработке общей учебной программы для консультантов по возвращению мигрантов, дополняющей существующую поддержку со стороны агентства», — поясняет ЕК. Совершенно непонятно, каким образом европейцы смогут «добровольно» вернуть мигрантов в их страны, в связи с чем очевидно, что единственным надежным барьером на пути неуправляемой миграции продолжает оставаться Турция с ее совершенно «недомократичными» методами сдерживания. На это в ЕС закрывают глаза, как собственно и на очевидный демарш Анкары в сторону Урсулы фон дер Ляйен во время визита
делегации ЕС в Анкару в апреле с.г. Собственно тогда стороны окончательно и согласовали контуры нового соглашения по миграции, а ради такого европейцы готовы, как выяснилось, терпеть практически любые жесты унижения.  Евросоюз с 2015 года пытается решить самую актуальную проблему сообщества — миграционный кризис. Тогда, в пик кризиса, в страны ЕС прибыли свыше 1,8 млн нелегальных мигрантов. Этот поток сократился, но лишь благодаря сделке с Турцией, которая закрыла границы для мигрантов. Взамен Брюссель пообещал Анкаре предоставить безвизовый режим, ускорить переговоры о членстве в ЕС и выделить помощь в  6 млрд евро на обустройство мигрантов. Однако Турция регулярно грозится открыть беженцам двери в Европу, так как Брюссель не выполнил обещанного.

Соглашение о финансировании повторяет обязательства Турции перед ЕС в 2016 году, согласно которым  Анкара согласилась принять почти всех мигрантов, пересекающих границу из Турции в Грецию, и принять обратно всех нелегальных мигрантов, перехваченных в турецких территориальных водах.

Соглашение призывает Турцию облегчить процесс предоставления убежища сирийцам, находящимся в стране в статусе временной защиты. ЕС обещает 5,2 млн евро на улучшение институционального потенциала Турции в области пограничного контроля, виз, внешней миграции и предоставления убежища. Накануне нового соглашения о мигрантах с Турцией лидеры ЕС подверглись резкой критике со стороны правозащитников, которые утверждают, что закрывают глаза на нарушения прав человека в обмен на усилия Турции удержать беженцев на своей территории.  Эти деньги ЕС оказали большое влияние на соблюдение Турцией своих обязательств по соглашению о мигрантах 2016 года. Лидеры ЕС утверждают, что это сработало хорошо, учитывая тот факт, что 80% молодых сирийцев в Турции говорят, что хотят остаться; 700 000 сирийских детей ходят в школу в Турции; незаконные пересечения границы сократились. Однако слабая турецкая лира и высокая инфляция во время пандемии коронавируса могут изменить отношение большинства сирийцев к тому, чтобы остаться, если Турция больше не предложит им никаких возможностей трудоустройства. Действительно, большинству из них в Турции недоплачивают и считают дешевой рабочей силой. К тому же в самой Турции нарастают антиарабские настроения. В декабре 2020 года ЕС объявил, что Европейская комиссия заключила окончательные контракты в рамках оперативного бюджета Фонда для беженцев в Турции в размере 6 млрд евро. Президент Р.Т.Эрдоган при этом  обвиняет ЕС в невыполнении своих обещаний и неоднократно заявляет, что ЕС не предоставил деньги, гарантированные в рамках программы 2016 года. Рассердившись на реакцию ЕС на одностороннее военное вмешательство Турции в Сирию в феврале 2020 года, Эрдоган заявил, что Турция не будет препятствовать отъезду мигрантов в ЕС, но позже отступил от своей угрозы. Собственно деваться ему особенно некуда: экономика Турции нуждается в любом финансовом вливании, даже при условии какой-то «недодачи».

Самой интересной частью соглашения, без сомнения, является раздел «Действие 5», который обещает около 4 млн евро для создания «побратимских связей» между Турцией и ЕС. Он направлен на обеспечение обмена и сотрудничества между турецкими муниципалитетами и их коллегами из ЕС по вопросам климата и окружающей среды. 30 апреля Министерство внутренних дел Турции начало расследование в отношении 29 муниципалитетов, большинство из которых управляются правящей Партией справедливости и развития (ПСР), по подозрению в том, что они помогали туркам въезжать в Европу под ложным предлогом, используя официальные «серые паспорта», также известные как служебные паспорта, которые обеспечивают безвизовый въезд в различные страны и могут быть выданы в Турции людям, находящимся в официальных командировках, в то время как муниципалитеты также могут запросить «серый паспорт» для любого, кто принимает участие в любой официальной поездке. Турецкие СМИ сообщали, что большинство людей, присоединившихся к так называемым поездкам муниципалитетов в целях образования и охраны окружающей среды, не вернулись в Турцию и искали убежища в странах ЕС. Стало также известно, что два турецких дипломата в Германии, сообщившие Анкаре о злоупотреблении служебными паспортами и предупредившие о контрабанде мигрантов с участием официальных властей, были уволены. МВД объявило о временной приостановке выдачи служебных паспортов людям, не являющимся госслужащими.

52.25MB | MySQL:103 | 0,410sec