О причинах, ходе и последствиях затяжного политического кризиса в Сомали

Премьер-министр Сомали Махамед Хуссейн Робле приказал в субботу 1 мая всем частям Сомалийской национальной армии (СНА) вернуться на свои базы и в регионы постоянной дислокации. Об этом сообщил сомалийский новостной портал «Гарове».  По его информации, глава правительства также дал указание командованию частей не вмешиваться в политику.
В начале текущей недели в столицу страны Могадишо из трех регионов — Гальмудуг, Гедо и Хиран — по распоряжению президента Махамеда Абдуллахи Махамеда  (Формаджо) были переброшены элитные подразделения для противодействия мятежным армейским частям, которые вошли в столицу 25 апреля и с боями заняли северную часть Могадишо, а также два района в центре города в непосредственной близости от президентского дворца. Сейчас по решению премьера все части СНА должны вернуться в места дислокации и покинуть столицу.
Премьер также призвал сомалийских политиков воздержаться от любых выступлений или действий, которые не способствуют стабильности и единству страны. Он заявил, что в самое ближайшее время кабмин представит план проведения в Сомали парламентских и президентских выборов на основе соглашения от 17 сентября 2020 года. Нынешние действия премьера последовали несколько часов спустя после того, как нижняя палата парламента Сомали отменила свое решение от 12 апреля о продлении на два года срока полномочий президента, а также о проведении избирательной реформы. Голосование состоялось после выступления главы государства, который обратился к депутатам с просьбой отменить решение о продлении его полномочий до 2023 года. Отметим, что это решение президента было сделано под жестким давлением со стороны США, Катара (надежды на его поддержку у Формаджо не оправдались) и Африканского союза (АС). Формаджо также поручил премьеру возобновить переговорный процесс с лидерами регионов по скорейшему проведению в стране парламентских и президентских выборов. При этом глава государства указал, что основой для консультаций является принятое 17 сентября 2020 г. соглашение, которое определяет формулу и принципы проведения выборов. На премьера также возлагается ответственность за обеспечение безопасности всего переговорного процесса. Отметим, что Фармаджо планировал выехать на недельный тур переговоров в Вашингтон, но теперь эта поездка затягивается по срокам или совсем будет отменена. В свою очередь на прошлой неделе Африканский союз принял решение о назначении своего специального эмиссара в Сомали, чтобы вывести страну из политического тупика и подготовить почву для проведения выборов к концу года. Совет мира и безопасности Африканского союза (СМБ) объявил 26 апреля, что он назначит специального посланника в Сомали для наблюдения за возвращением страны к политическому примирению и последующими выборами. За неделю до этого глава сомалийского государства провел в Киншасе переговоры с президентом ДРК и нынешним председателем АС Феликсом Чисекеди, с помощью которого он пытался найти выход из нынешнего политического кризиса. Согласно информации ряда источников, имена трех подходящих посланников были представлены президенту комиссии АС Муссе Факи.  Среди них бывший премьер-министр Эфиопии Хайле Мариам Дессалень, находившийся у власти в период с 2012 по 2018 год, и бывший президент Ганы Джон Махама, правивший страной с 2012 по 2017 год.  Факи приветствовал попытки Фармаджо выйти из политического тупика в Сомали, добавив, что, согласно недавнему заявлению АС, специальный посланник будет назначен «в ближайшее время». Помимо отмены своего решения о продлении срока полномочий, сомалийский президент также пообещал придерживаться условий соглашения о избирательном процессе от сентября 2020 года, подписанного центральным правительством и пятью федеральными штатами. Он также поручил организацию выборов премьер-министру Махамеду Хуссейну Робле, которого назначил курировать безопасность предвыборной кампании. Робле, в свою очередь, назначил специальный комитет по демилитаризации Могадишо.   В Сомали действует особая система выборов депутатов федерального парламента и главы государства. Так, на первом этапе старейшины существующих в стране общин назначают 27 775 делегатов, которые затем выбирают 275 членов нижней палаты законодательного органа. Региональные парламенты назначают 54 сенатора, которые заседают в верхней палате. Президент избирается всем составом парламента. Этот принцип сохранился в соглашении от 17 сентября 2020 года и был одобрен представителями международного сообщества. Однако 12 апреля нижняя палата парламента приняла решение о проведении в ближайшие два года избирательной реформы на основе формулы «один человек — один голос». В этих целях был продлен срок полномочий президента. Сейчас глава государства и парламент отказались от реформы и вернулись к существующей избирательной системе.  Как полагают американские эксперты, решение не продлевать мандат президента Сомали Формаджо смягчит непосредственный кризис в области безопасности в Могадишо, но продолжающиеся политические беспорядки помешают осуществлению реформ в области безопасности и экономики, необходимых для стабилизации страны.  Это решение восстановит достигнутое в сентябре сомалийскими лидерами соглашение о проведении отложенных президентских выборов в стране по непрямой системе. Премьер-министр Махамед Хуссейн Робле пригласил лидеров пяти федеральных штатов Сомали принять участие в очередном раунде переговоров, начиная с 20 мая, по организации выборов, в надежде, наконец, положить конец многомесячному застою в вопросе о том, как продвигаться вперед с голосованием. Напомним, что политическая система Сомали, где президенты полуавтономных федеральных штатов обладают значительной внутренней властью, делает переговоры между ними и федеральным правительством необходимостью для проведения выборов. 17 сентября федеральное правительство Сомали и лидеры пяти федеральных штатов достигли соглашения о модели непрямых выборов, согласно которой клановые коллегии выборщиков будут избирать представителей нижней палаты и членов верхней палаты собраний штатов, которые затем выберут президента. Мандат Фармаджо закончился 8 февраля, но выборы не состоялись из-за разногласий между сомалийскими лидерами о том, как реализовать модель непрямого голосования, а также из-за других политических споров. 12 апреля нижняя палата парламента приняла спорный закон о продлении срока полномочий Фармаджо, который фактически сделал соглашение от 17 сентября 2020 г. неактуальным и дал федеральному правительству еще два года для организации выборов. Продление срока на два года вызвало всплеск насилия в Могадишо и привело к призывам международных субъектов и внутренних союзников Фармаджо отказаться от этого решения. 27 апреля президенты сомалийских федеральных штатов Хиршабель и Гальмудуг, которые ранее поддерживали Фармаджо, выступили с совместным заявлением против продления срока действия его мандата. Бои между сторонниками президента и его соперниками вспыхнули в Могадишо 25 апреля. По сообщениям местных СМИ, в то время как некоторые части СНА и других сил безопасности поддерживали федеральное правительство, другие встали на сторону оппозиции. Это вызвало опасения, что сомалийские силовики могут расколоться по клановому признаку и тем самым максимально ослабить борьбу с террористической организацией «Аш-Шабаб». Соединенные Штаты призвали отменить продление на два года мандата Фармаджо и пригрозили ввести санкции. Собственно само решение Вашингтона перенести визит  Фармаджо было продиктовано именно этой позицией. США полагают, что переговоры по выборам позволят в краткосрочной перспективе урегулировать кризис безопасности в Могадишо, но многие основополагающие вопросы, которые препятствовали осуществлению соглашения от 17 сентября 2020 г., остаются нерешенными. Для лидеров оппозиции попытка продление полномочий Фармаджо только усиливает их представление о нем как о властолюбивом лидере, который не собирается уходить в отставку. Критики Фармаджо уже обвиняли его в том, что он складывает политическую колоду в свою пользу перед следующими президентскими выборами, назначая союзников на бюрократические должности, контролирующие избирательный процесс. Президент штата Джубаленд Ахмед Мадобе, один из самых откровенных критиков Фармаджо, отказался поддержать выборы, если федеральные войска не покинут регион Гедо Джубаленда, что президент Сомали отказался сделать. Уступки, которые Мадобе, вероятно, потребует за поддержку новых переговоров о выборах, могут снова оказаться слишком большими для Формаджо, чтобы принять их, учитывая заинтересованность Мадобе в сохранении относительно большой власти сомалийских федеральных штатов в настоящее время над местными вопросами. Однако без поддержки Мадобе выборы в Джубаленде состояться не могут. В феврале Мадобе отозвал свое признание Фармаджо президентом Сомали. Министр информации Джубаленда недавно заявил, что федеральный штат не будет участвовать в новых выборах до тех пор, пока контроль над вопросами национальной безопасности — и, следовательно, контроль над развертыванием сомалийских вооруженных сил в Гедо — не будет передан от Фармаджо премьер-министру Робле. Поддержка Найроби Мадобе, чей контроль над соседним Джубалендом  является необходимым для создания буферной зоны между Кенией и боевиками «Аш-Шабаб», также укрепляет его позицию в переговорах с Могадишо, хотя недавний переход фактически его министра обороны на сторону Фармаджо, сделали эту оппозицию не столь безусловной.

Затяжной политический кризис в Сомали в любом случае задержит реформы в области безопасности и помешает усилиям по борьбе с терроризмом, направленным на обеспечение более широкой стабилизации в стране. В 2017 году сомалийские заинтересованные стороны достигли соглашения с международным сообществом о создании более единой и сплоченной Сомалийской национальной армии, которая в конечном итоге могла бы заменить ныне действующую 14-летнюю миротворческую миссию Африканского союза в Сомали (АМИСОМ) в этой стране. С тех пор правительство Фармаджо настаивает на реформах в секторе безопасности для реализации этого плана, который включает в себя слияние некоторых сил полуавтономных государств Сомали с федеральным правительством. Но в то время как объединение сомалийских вооруженных сил может затушевать  некоторые региональные и клановые разломы, беспорядки после недавнего продления президентского мандата уже показали, насколько хрупким может быть этот процесс, учитывая, что некоторые части СНА, как сообщается, вмешались от имени лидеров оппозиции. Нынешний кризис также высветил необходимость того, чтобы сомалийские политические группировки сохраняли верность силам безопасности в том случае, если они понадобятся для урегулирования политических споров в стране.

Политический кризис может также угрожать долгосрочной финансовой стабильности Сомали, подрывая попытки правительства осуществить экономические реформы и получить облегчение бремени задолженности. После многолетних переговоров Международный валютный фонд объявил в марте 2020 года, что Сомали предприняло все необходимые шаги для того, чтобы начать получать облегчение бремени задолженности в рамках инициативы для бедных стран с крупной задолженностью (БСКЗ). МВФ также одобрил трехлетний пакет финансирования для поддержки планов экономических реформ в Сомали. Но завершение процесса БСКЗ занимает три года, и пакет финансирования требует от сомалийского правительства проведения дополнительных экономических реформ для разблокирования дальнейших траншей, которые могут быть сорваны продолжающимся политическим кризисом. Сомалийское правительство также находится в процессе открытия нефтегазового сектора страны и надеялось объявить о победе в первом раунде лицензирования в начале 2021 года. Однако процесс торгов, по-видимому, замедлился на фоне беспорядков, связанных с выборами, поскольку с февраля не было никаких последующих действий.

55.84MB | MySQL:105 | 0,456sec