Об изменениях в военно-политической обстановке на Ближнем Востоке и в Северной Африке (3 – 9 ноября 2008 года)

Наиболее важные события в регионе на минувшей неделе происходили в Ираке и межпалестинских отношениях. Администрация США 6 ноября передала правительству Ирака ответ на иракские предложения по тексту договора о статусе пребывания американских войск в стране. Проведение примирительной встречи в Каире между противоборствующими палестинскими движениями ФАТХ и ХАМАС, которая должна была состояться 10 ноября, отложено на неопределенный срок по причине ее бойкота ХАМАСом.

В арабских странах в целом с одобрением отнеслись к избранию Б. Обамы новым президентом США и рассчитывают на позитивные изменения американской политики на Ближнем Востоке, в т. ч. в урегулировании арабо-израильского конфликта, ситуации в Ираке, вокруг ядерной программы Ирана и др.

Премьер-министр Великобритании Г. Браун завершил 5 ноября поездку по арабским странам Персидского залива, посетив Саудовскую Аравию, Катар и ОАЭ. Главной темой переговоров Брауна с их руководством был вопрос о привлечении дополнительных финансовых средств в создаваемый МВФ резервный фонд для поддержки стран, пострадавших от мирового финансового кризиса. Однако арабские лидеры пока не дали официального ответа на эту просьбу. Ожидается, что решение о выделении дополнительных средств для МВФ может быть принято аравийскими монархиями после саммита 20 государств в Вашингтоне по вопросам преодоления кризиса и реформирования мировой финансовой системы, намеченного на 15 ноября.

Вашингтонская администрация, ответив на предложения Багдада по проекту американо-иракского договора, считает разработку этого документа законченной и более не намерена вести переговоры с Ираком по данному вопросу, идти на новые компромиссы и вносить в договор дополнительные изменения. Американцы полагают, что они «учли ряд вопросов», поднятых иракцами и рассчитывают уже в ближайшее время на положительный ответ Багдада по предложенному тексту проекта соглашения. Вместе с тем, в Ираке полагают необходимым продолжить переговоры с США для окончательного согласования договора.

По неофициальной информации, Вашингтон согласился изъять из документа упоминание о возможности продления пребывания американских войск в Ираке после 2011 г. и выразил согласие с выводом частей ВС США из иракских городов и других населенных пунктов к середине 2009 г., но отказался от создания совместных и иракцами органов по рассмотрению дел о привлечении американских военнослужащих за совершенные преступления к иракской уголовной ответственности, а также не согласился на досмотр иракцами вооружения, оборудования, различных материалов и почты, ввозимых военными США в Ирак или вывозимыми ими из страны.

Отметим, что многие иракские политики признают необходимость подписания договора с США и правового оформления пребывания американских войск в стране, т. к., по их мнению, национальные армия и полиция все еще не в состоянии самостоятельно решать задачи по обеспечению безопасности в стране. Последовательными сторонниками договора с США остаются курдские политики.

Между тем командование ВС США приняло решение о досрочном выводе из Ирака в ноябре еще одной боевой бригады (3,5 тыс. чел.). Сообщается, что Пентагон, выступая за постепенное сокращение численности американской группировки в Ираке, предложит избранному президенту США Б. Обаме пересмотреть его планы по выводу из этой страны к середине 2010 г. американских боевых частей. Военные считают это «физически невозможным», а также опасаются, что поспешный уход из Ирака может привести к «утрате успехов», достигнутых в этой стране в последнее время в сфере безопасности.

Премьер-министр Ирака Н. аль-Малики 8 ноября призвал внести изменения в конституцию страны с целью расширения прав центрального правительства в интересах «защиты иракского национального единства». Эта идея сразу же была отвергнута курдами, назвавшими ее «попытками ограничить полномочия курдского региона или любой другой провинции».

На минувшей неделе в Багдаде и на западе страны была совершена серия терактов, приведших к многочисленным человеческим жертвам.

Фактический срыв наметившегося диалога по достижению примирения между ведущими палестинскими движениями ФАТХ и ХАМАС свидетельствует о глубине сохраняющихся между ними противоречий и неготовности их руководителей вести предметный разговор о путях урегулирования ситуации, сложившейся на палестинских территориях после захвата власти ХАМАСом в секторе Газа летом 2007 г. Как видится, примирение между ФАТХом и ХАМАСом, пусть даже формальное, вряд ли станет реальностью в ближайшее время.

Госсекретарь США К. Райс, посетившая на прошедшей неделе Израиль, палестинские территории и Египет, признала, что Израиль и палестинцы не смогут достичь соглашения о мире до конца текущего года. На встрече 9 ноября в египетском Шарм-эш-Шейхе «квартета» посредников по ближневосточному урегулированию (РФ, США, Евросоюз, ООН) с участием делегаций Израиля, палестинцев, Египта и некоторых других арабских стран были обсуждены промежуточные итоги палестино-израильских переговоров и высказано пожелание работать над созданием благоприятных условий для скорейшего мирного урегулирования. «Квартет» также призвал прилагать усилия по замораживанию поселенческой деятельности Израиля на палестинских территориях.

События, произошедшие на минувшей неделе в секторе Газа, показали, что Израиль и движение ХАМАС пока заинтересованы в сохранении состояния прекращения огня, договоренность о котором была достигнута в июне 2008 г. В ночь на 5 ноября израильская армия впервые после начала перемирия провела наземную операцию на территории палестинского анклава. В ответ боевики из сектора Газа выпустили по территории Израиля до 35 ракет «Кассам» и обстреляли ее из минометов. Израильские ВВС нанесли удары по боевикам. И все же обе стороны не пошли на эскалацию вооруженного противостояния и напряженность на границе Израиля с сектором Газа постепенно снизилась. Глава МИД Израиля Ц. Ливни заявила, что операция ЦАХАЛа в Газе была вынужденной мерой и в Иерусалиме не стремятся нарушать перемирие. ХАМАС также сообщил о желании соблюдать перемирие, хотя, по словам одного из своих лидеров М. аз-Захара, «не видит его реализации в долгосрочной перспективе». В то же время глава правительства исламистов в секторе Газа И. Ханийя 8 ноября на встрече с европейской делегацией впервые заявил о готовности ХАМАСа согласиться с возможным созданием палестинского государства в границах, существовавших до войны 1967 г.

На территории Северного военного округа Израиля 6 ноября завершились крупные учения «Сплетенье рук-3», в которых участвовали соединения и части сухопутных войск, ВВС и ВМС. Был произведен частичный призыв резервистов. По сообщениям израильских СМИ, штабы и войска отрабатывали возможные варианты войны с ливанской радикальной группировкой «Хизбалла» и Сирией. На учениях присутствовали президент Израиля Ш. Перес, исполняющий обязанности главы правительства Э. Ольмерт и министр обороны Э. Барак.

Сложная обстановка сохраняется в Пакистане. В первую очередь, это относится к северо-западным районам страны, прилегающим к границе с Афганистаном. На прошедшей неделе здесь было совершено несколько терактов. Наиболее крупный из них, когда погибли 35 человек, произошел на собрании лидеров пуштунских племен. При этом большинство из собравшихся были руководителями племенных вооруженных отрядов «лашкаров», созданных при содействии властей для борьбы с террористами «Аль-Каиды», движения «Талибан» и других группировок. Эти отряды возникли относительно недавно, но уже насчитывают до 25 тыс. человек.

Президент Пакистана А. А. Зардари на встрече с главой Объединенного центрального командования ВС США генералом Д. Петрэусом заявил о контрпродуктивности ударов, наносимых американскими беспилотными летательными аппаратами (БЛА) по пакистанской территории. Зардари считает, что подобные действия ведут лишь к усилению антиамериканских настроений у местного населения. Тем не менее, вооруженные силы США продолжают практику ударов с применением БЛА.

Во время завершившегося 4 ноября визита в Эр-Рияд президента А. А. Зардари король Саудовской Аравии Абдалла обещал оказать Пакистану экономическую помощь. В частности, речь идет о возможном снижении примерно на треть оплаты саудовских нефтяных поставок. В настоящее время 82 проц пакистанского импорта сырой нефти приходится на Саудовское королевство.

Избранный президент США Б. Обама заявил 7 ноября, что наличие ядерного оружия у Ирана является «неприемлемым» и необходимо «расширить международные усилия, чтобы этого не допустить». Обама также потребовал от иранского руководства прекратить поддержку террористических организаций. Одновременно Б. Обама сообщил, что изучит и «соответствующим образом» ответит на письмо президента ИРИ М. Ахмадинежада, в котором тот поздравил его с избранием на пост президента США. В Тегеране заявления Обмаы охарактеризовали как движение в «неправильном направлении» и потребовали от Вашингтона изменить отношение к иранской ядерной программе.

В Ливане 5 ноября состоялся второй раунд общенационального диалога, в котором участвуют 14 ведущих политических партий и движений страны. Участники встречи обсудили вопросы разработки оборонной стратегии для защиты суверенитета страны, противодействия возросшей угрозе экстремизма и подготовки к парламентским выборам, намеченным на весну 2009 г. Партии парламентского большинства отвергли предложение «Хизбаллы» о расширении состава участников диалога, считая, что это может «торпедировать» процесс достижения национального согласия. «Хизбалла» же в очередной раз отказалась разоружать свои военизированные формирования, заявив, что они необходимы для отражения угроз Ливану со стороны Израиля. Участники встречи подтвердили ранее взятые на себя обязательства «уменьшить полемику в СМИ» и содействовать снижению напряженности в различных районах Ливана. Очередной раунд диалога намечен на 22 декабря.

Правительство Алжира 5 ноября одобрило законопроект о внесении поправки в ст. 74 конституции страны. В действующей редакции эта статья позволяет одному лицу баллотироваться на пост президента республики не более двух раз подряд. Предлагаемая поправка отменяет это ограничение. В настоящее время законопроект о внесении изменений в конституцию находится на рассмотрении в парламенте. Очередные выборы президента Алжира должны состояться в 2009 г. Нынешний глава государства А. Бутефлика избирался на этот пост дважды – в 1999 г. и в 2004 г.

Усиливается напряженность в отношениях между центральными властями Судана и региональным правительством, контролирующим южные провинции страны с центром в г. Джуба. Главным предметом спора между ними остается принадлежность нефтеносного района Абьей. По всей вероятности Хартум и Джуба не исключают силовое решение этой проблемы. Обе стороны интенсивно наращивают свои военные возможности, в т. ч. путем приобретения вооружения за рубежом. Военно-политическое руководство Юга прямо заявляет о реализации планов по превращению подчиненных ему полупартизанских формирований Суданской народно-освободительной армии (СНОА) в «профессиональные» вооруженные силы. При этом южане ссылаются на положения мирного договора, подписанного в 2005 г. между Хартумом и повстанцами-южанами. По информации западных СМИ, СНОА уже получила до 100 танков и других видов оружия, переправленных на суданский юг через территорию Кении. В региональном бюджете Юга на 2009 г. из общей суммы расходов в 1,5 млрд долларов на военные нужды выделено 980 млн долларов.

Приложение

О проблеме города Киркук в Ираке

После свержения в 2003 г. режима С. Хусейна вопрос о принадлежности города Киркук является одним из наиболее сложных и конфликтных в Ираке. За право контролировать город и прилегающие к нему районы жесткую, бескомпромиссную борьбу ведут курды, арабы и туркоманы. Особо подчеркнем, что будущее Ирака, как единого государства, во многом зависит от того, как решится судьба Киркука.

Справка. Киркук (ок. 800 тыс. жителей) находится на севере Ирак, административный центр провинции Таамим. Киркук исторически отличается этническим разнообразием, в городе проживают курды, арабы, туркоманы и ассирийцы. Особое значение имеет то, что Киркук расположен в северном нефтяном поле страны, а в провинции Таамим залегает примерно 20 проц разведанных запасов иракской нефти. Киркук и провинция Таамим являются одним из важных экономических районов Ирака. Здесь находятся крупные нефтеперерабатывающие предприятия. Киркук — это один из важнейших узловых пунктов иракской нефтепроводной системы. Отсюда берут начало экспортные нефтепроводы в Турцию, Сирию и Ливан.

Наиболее упорно и целеустремленно отстаивают свои права на Киркук курды, настаивающие не только на включении города в состав курдской автономии, но и на провозглашение его столицей этого региона. Вопрос о принадлежности Киркука всегда имел ключевое значение в борьбе курдов за независимость от Ирака, превратился в национальный символ этой борьбы. Исключительно важным является и то, что установление курдами единоличного контроля над городом и провинцией Таамим, означало бы достижение ими полной экономической и финансовой самодостаточности и независимости от Багдада в этих сферах, резко повысило бы не только экономическую, но геополитическую значимость курдского государственного образования на Ближнем Востоке и на международной арене. В то же время потеря центральным правительством контроля над киркукским регионом привела бы к очень серьезному экономическому ослаблению иракского государства, а, по оценке некоторых экспертов, вообще «поставило бы под сомнение экономическую самостоятельность Ирака, его экономическое будущее» и, добавим, значительно ускорило бы процесс распада этой страны.

Военные и баасистские режимы, правившие Ираком после 1958 г., всячески стремились изменить национальный состав населения Киркука. Начиная с 1960-х гг. город пережил семь «волн» арабизации, т. е. насильственного выселения курдов и, отчасти, туркоманов и замены их арабами. Наиболее жестокие формы этот процесс принял в годы правления С. Хусейна, особенно после 1974 г., когда в Киркуке фактически стали проводится этнические чистки. В итоге к началу 1990-х гг. это привело к серьезному изменению этнического состава городского населения, в котором стали преобладать арабские жители.

Борьба за контроль над Киркуком возобновилась сразу же после падения режима С. Хусейна. 10 апреля 2003 г., через день после занятия американскими войсками Багдада, в город вступили курдские боевые отряды «пешмерга», но вскоре под давлением США они покинули его. С лета 2003 г. в Киркуке стали происходить столкновения между курдами, с одной стороны, и арабами и туркоманами, с другой. Причем зачастую они перерастали в вооруженное противостояние. Каждая из сторон создала свои боевые отряды. Туркоманы действовали под руководством Иракского туркоманского фронта. На их стороне выступает Турция, опасающаяся укрепления суверенизации иракского Курдского автономного района (КАР), обоснованно считая, что это может привести к усилению собственных и без того очень активных и радикальных курдских сепаратистов. В Анкаре дали понять, что не потерпят включения Киркука в состав КАР. Деятельность арабов направлял Арабский фронт Киркука. Причем арабы и туркоманы во многом согласовывали свои действия. Более того, дважды, в 2004 г. и в 2006 г. в помощь местным арабам в Киркук направлял отряды своих боевиков радикальный шиитский лидер М. ас-Садр. Курды (Демократическая партия Курдистана – ДПК, и Патриотический союз Курдистана — ПСК) настоятельно требовали присоединения города к своей автономии, выселения из него арабов, прибывших в Киркук в рамках кампаний по арабизации, и возвращения депортированных соплеменников. Довольно быстро курды сумели занять командные позиции в администрации Киркука и провинции Таамим. Губернатором провинции стал курд, курды взяли под свой контроль и местную полицию. В город со временем вернулись отряды «пешмерга». Части иракской армии, дислоцированные в регионе, укомплектованы преимущественно курдами и реально подчиняются не столько центральной власти, сколько руководству КАР. Арабы и туркоманы считают местную полицию и курдских военных не иначе как «оккупантами».

Укрепив свои позиции в Киркуке, курды начали его интенсивную «курдизацию», насильственное вытеснение из города арабов и туркоманов, причем методами, не слишком отличными от тех, которые применял в свое время С. Хусейн. Правда на сей раз центральное правительство приняло решение об оказании вынужденным переселенцам материальной помощи и выделении земельных участков на новом месте жительства. Всего в город возвратились свыше 100 тыс. человек, выселенных при саддамовском режиме.

Курдские политики активно действовали и в плане официального закрепления за собой прав на город. На выборах в местные органы власти в феврале 2005 г. альянс ДПК и ПСК получил подавляющее число мандатов в провинциальном и городском советах. Причем этому во многом способствовали сами арабы и туркоманы, отказавшиеся незадолго до выборов от участия в них. По настоянию курдов в подготовленный при содействии США в 2004 г. закон «Об управлении государством Ирак в переходный период» было внесено положение об обязательном проведении местных референдумов по определению границ спорных территорий, в т. ч. Киркука. Это положение было подтверждено в принятой в октябре 2005 г. новой иракской конституции, где 31 декабря 2007 г. было определено крайней датой проведения референдума именно по Киркуку. Учитывая, что в результате целенаправленной «курдизации» этническая картина города резко переменилась в их пользу, курдские политики не сомневались в итоге предстоящего волеизъявления жителей города.

По мере приближения сроков референдум (он был назначен на октябрь 2007 г.) обстановка в Киркуке становилась все более напряженной. Против его проведения настойчиво выступали арабы и туркоманы. Не находила поддержки идея референдума в Багдаде и в соседних с Ираком странах. Курдские же лидеры, хотя и желали скорейшего проведения голосования, но при этом не были готовы идти на прямую конфронтацию с центральной властью, а тем более к полному разрыву с ней. В итоге стороны согласились на перенос сроков референдума.

Проблема Киркука вновь обострилась во время подготовки нового закона о выборах в провинциальные и местные органы власти. В проекте этого документа предлагалось ввести равные квоты представительства для всех этнических групп, проживающих в Киркуке, что резко негативно было воспринято курдскими политиками и, наряду с обострением некоторых других противоречий между арабами и курдами, привело летом 2008 г. к острейшему со времени свержения С. Хусейна внутриполитическому кризису в Ираке. После трудных переговоров было решено не распространять действие закона на Киркук и провинцию Таамим, а выборы там провести на основе отдельного, специально разработанного документа, Кроме того, должен быть разработан конкретный механизм изменения границ спорных районов в стране. Курды согласились на ввод в город «арабского» батальона иракской армии, который сейчас несет службу на блокпостах совместно с местными полицейскими. Принятие временного компромисса несколько снизило напряжение вокруг конфликтной проблемы, а также улучшило ситуацию в самом Киркуке, хотя говорить о нормализации обстановки в городе нет оснований. Ежемесячно здесь происходит 70-80 различных насильственных акций (раньше было порядка 120), причем в основном на почве межэтнической вражды.

Нынешняя передышка в противоборстве за будущее Киркука, скорее всего, не будет длительной. Курды по-прежнему решительно и бескомпромиссно настроены на присоединении города и прилегающих к нему районов к КАР, настаивают на проведении референдума по этому вопросу, отвергая любые другие предложения, которые они называют «заговором против их интересов» и «подрывом конституционного строя» Ирака. В то же время арабы и туркоманы решительно настроены на недопущении вхождения Киркука в состав курдской автономии.

Таким образом, «несгибаемость» позиций сторон превратила конфликт вокруг Киркука в одну из самых острых проблем современного Ирака. Более того, подобное положение дел не исключает попыток силового решения конфликта, что может стать детонатором масштабной гражданской войны в стране.

55.78MB | MySQL:116 | 0,475sec