О реакции в Германии на эскалацию насилия в Иерусалиме

Эскалация палестино-израильского конфликта в районе Иерусалима вызвала серьезную обеспокоенность международного сообщества, включая европейских игроков, среди которых важную роль играет ФРГ. С одной стороны, федеральная республика имеет особые отношения с Израилем, построенные на базе исторической ответственности и подкрепленные обязательствами по обеспечению безопасности ближневосточного партнера. С другой стороны, в последнее время Берлин стал активнее позиционировать себя как посредник в мирном урегулировании, прежде всего через новый «квартет» в составе Германии, Франции, Египта и Иордании. Наконец, ФРГ, являясь важным донором Ближневосточного агентства ООН для помощи палестинским беженцам и организации работ, не может не демонстрировать вовлеченность в проблематику, напрямую отражающуюся на деятельности данной структуры.

В связи с эскалацией насилия в Иерусалиме глава германского внешнеполитического ведомства Х.Маас в начале текущей недели распространил в твиттере сообщение, в котором осудил ракетные обстрелы израильской территории, от которых страдают мирные жители, а также призвал участников противостояния, цитируя текст, «предотвращать жертвы среди гражданского населения». Помимо этого по проблеме обострения ситуации высказались другие официальные лица. Так, представитель федерального правительства Ш.Зайберт на брифинге для журналистов подчеркнул, что ФРГ «призывает обе стороны внести вклад в разрядку». Заместитель председателя фракции старшей коалиционной партии в Бундестаге ХДС И.Вадефул возложил ответственность за всплеск насилия на палестинскую группировку, контролирующую Газу, подчеркнув, что «ХАМАС использует террор для того, чтобы попытаться извлечь выгоду из внутрипалестинской борьбы за власть».

Нетипично сдержанно оказалась риторика оппозиционных политиков, традиционно более склонных к поддержке палестинских позиций. В рядах «Левых» прозвучала необходимость использовать голоса ЕС в целом и Германии в частности для деэскалации без конкретизации сил, несущих ответственность за вспышку насилия. Подтвердила приверженность принципу гарантий израильской безопасности сопредседатель партии «Зеленые/Союз 90», кандидат на пост федерального канцлера А.Бербок. Последнее приобретает особое значение в силу того, что в случае успеха на предстоящих осенью федеральных выборах и вхождения в правительство, партия, судя по всему, намерена в некотором смысле возродить региональную политику экс-министра иностранных дел Й.Фишера, делавшего акцент напалестино-израильской проблематике при канцлере Г.Шредере.

В сказанном германскими политиками обращает на себя внимание отсутствие открытой критики в адрес израильской стороны, особенно важное в силу двух обстоятельств. Первое из них состоит в том, что за несколько дней до этого Германия наряду с Францией, Великобританией, Италией и Испанией осудила планы израильского правительства возвести более 500 единиц жилья в районе Хар-Хома. В совместном заявлении европейской пятерки утверждалось, что продолжение поселенческой активности противоречит нормам международного права, а также затрудняет поиск мирного урегулирования. Втрое обстоятельство, на которое стоит обратить внимание, заключается в том, что германская, да и в целом европейская позиция существенно отличается от подхода арабских государств. В частности, Генеральный секретарь ЛАГ во вторник распространил заявление, в котором ответственность за разжигание конфликта была возложена на израильское правительство, которое, цитируя представителя организации, проявляло «терпимость к еврейским экстремистам, враждебно настроенным по отношению к палестинцам и арабам». При этом в организацию входят как страны региона, недавно нормализовавшие отношения с Израилем, так и его давние арабские партнеры Египет и Иордания, одновременно включенные в новый переговорный квартет с участием ФРГ и Франции.

Текущую реакцию Германии частично можно считать следствием выработанного единого европейского подхода к ситуации, поскольку схожие оценки озвучили чиновники ЕС и Франции. Так, Верховный представитель Евросоюза по внешней политике и политике безопасности Ж.Боррель осудил палестинские атаки на мирное израильское население, а МИД Пятой республики опубликовал сообщение, в котором призвал участников конфликта «проявлять максимальную сдержанность и избегать любых провокаций». Вместе с тем, политика ФРГ все же отличается от общеевропейской и французской тем, что не содержит, как минимум на текущем этапе, дополнительных условий. К примеру, французская дипломатия параллельно отмечает важность сохранения статус-кво в районе комплекса святынь на Храмовой горе и отмечает, что поселенческая активность и принудительные выселения «усугубляют напряженность».

Заметно более произраильская риторика, помимо упомянутых принципов исторической ответственности может иметь еще несколько объяснений. Во-первых, в конце прошлого месяца признаки напряженности проявились в отношениях между федеральным правительством и Всемирным еврейским конгрессом, президент которого Р.Лаудер в статье для газеты Bild[i] раскритиковал Германию за то, что в ООН в прошлом году страна слишком часто вставала на сторону противником ближневосточной страны, проголосовав 13 раз против Израиля, в то время как лишь один раз осудила ИРИ, с которым поддерживает экономические связи, несмотря на призывы иранского режима уничтожить еврейское государство. Довольно критически о политике ФРГ высказалась в майском интервью генеральный консул Израиля в Южной Германии С.Симович, отметившая, что для борьбы с антисемитизмом, в том числе исламским, в образовательной системе федеральной республики эта проблематика должна подаваться не только как историческая, но и как современная проблема[ii]. Также дипломат намекнула на то, что в публичном пространстве довольно часто встречается критика Израиля, по своим признакам также относящаяся к проявлениям антисемитизма.

Стоит подчеркнуть, что поддержка Израиля является не только важным элементом в выстраивании отношений между властью и еврейским населением ФРГ, но и составляющей внутриполитической борьбы по мере приближения к осенним федеральным выборам. Так, довольно часто к этой теме обращается упоминавшаяся выше А.Беробок, которая стремится установить более тесные отношения с еврейскими организациями США. Они могут содействовать политику, призывающему к большему единству Вашингтона и Берлина по климатическим вопросам и отношениям с КНР в продвижении контактов с новой американской администрацией, что способно оказать позитивное воздействие и на электоральную поддержку внутри Германии.

Если же говорить о федеральном правительстве, то в сложившейся ситуации подобная трактовка палестинских действий связана с сохраняющимся курсом на поддержку ФАТХ и М.Аббаса на фоне в очередной раз отложенных выборов на палестинских территориях. Отсюда и вытекает открытое осуждение террористической активности ХАМАСа, т.к. группировка своим подстрекательством не только разжигает антиизраильские настроения, но и стремится к тому, чтобы в обществе укоренилась мысль о том, что палестинская администрация под руководством М.Аббаса не способна эффективно бороться с т.н. «оккупацией». При этом европейцы в целом и германская дипломатия в частности отдает себе отчет в том, что со сменой американского президента и поворотом Дж.Байдена к тому, чтобы восстановить финансовую поддержку палестинцев через БАПОР, они могут лишиться важного рычага воздействия на ситуацию.

Таким образом, в позиции ФРГ в связи с эскалацией палестино-израильского конфликта заметна произраильская ориентация, являющаяся следствием комплекса внутри- и внешнеполитических причин. Риторика в отношении палестинцев, в свою очередь, содержит в себе критику группировок в Газе, прежде всего ХАМАС, которая в текущих условиях все больше подрывает легитимность М.Аббаса, лишая Европу, кажущегося «комфортным» для возобновления переговоров представителя одной из враждующих сторон. Наконец, нельзя не обратить внимания на то, что помимо всех изложенных выше факторов, для Германии действительно большое значение имеет иранский вектор внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности в регионе Большого Ближнего Востока. В связи с этим для его поддержания с перспективой развития отношений после наступления позитивных изменений на американо-иранском треке Берлин должен обеспечивать Иерусалиму лояльность на других направлениях, менее принципиальных  с точки зрения федеральной республики.

[i] Lauder R.S. Steht Deutschland noch an der Seite Israels? // Das Bild. 29.04.2021. URL: www.bild.de/politik/ausland/politik-ausland/ser-praesident-des-juedischen-weltkongress-schreibt-in-bild-steht-deutschland-76240546.bild.html

[ii] Kaminski S. Israelische Generalkunsulin: “Mich stört, wenn Israel als Ganyes verurteilt wird ”// Augsburger Allgemeine. 07.05.2021. URL: www.augsburger-allgemeine.de/politik/interview-Israelische-Generalkonsulin-Mich-stoert-wenn-Israel-als-Ganzes-verurteilt-wird-id59641651.html

52.23MB | MySQL:103 | 0,472sec