Участие бундесвера в борьбе с мировым пиратством

Как известно, на заседании бундестага (13.11.2008) подавляющим большинством голосов был дан «зеленый свет» последующему участию бундесвера в антитеррористических операциях. Таким образом было утверждено заявление федерального правительства о продолжении использования немецких вооруженных сил при поддержке общей реакции на террористические атаки против США на основе статьи 51 Устава Объединенных Наций и статьи 5 Договора НАТО, а также резолюций № 1368 (2001) и № 1373 (2001) Совета Безопасности Объединенных Наций.

Согласно мандату, до 15 декабря 2009 г. могут быть использованы максимум 800 военнослужащих, действующих в районе Африканского Рога и других зонах, географические координаты которых строго оговорены и где немецкий морской флот дежурит с февраля 2002 г.

Мандат продлен присутствующими депутатами (всего участвовали в голосовании 566 человек) при следующем поименном голосовании: 428 голосов «за», 130 голосов «против» при восьми воздержавшихся. Бундестаг на 13 месяцев продлил военное присутствие бундесвера близ Африканского Рога и в Средиземном море в рамках проводимых США армейских операций Enduring Freedom и Active Endeavour. В них участвуют военно-морские силы ФРГ.

Голосование имело ряд особенностей. Главная из них состоит в том, что все без исключения представители левых, а также Союза 90/Зеленые — а это соответственно 47 голосов и 51 голос — голосовали «против». Обосновывая свое решение, группа депутатов от левых в составе Пауля Шефера, Грегора Гизи и Оскара Лафонтена отметила, что бундесвер в принципе должен завершать свою боевую деятельность в Афганистане, а «первоочередной шаг для этого — прекращение немецкого участия в так называемых антитеррористических операциях», проводимых командованием США, в частности, в операции Enduring Freedom.. По мнению группы, следует «также исключить в будущем подобное участие». Другая группа парламентариев от левых, более многочисленная (12 депутатов), в своем заявлении указала, что выдача подобных мандатов — это наделение военнослужащих полномочиями по «целенаправленному убийству».

Несмотря на возражения, отраженные в заявлениях, приобщенных к документам в рамках процедуры поименного голосования, было принято положительное решение немецкого парламента.

В связи с этим руководство оборонного ведомства ФРГ предприняло ряд мер с тем, чтобы соответствующим образом подготовить воинский контингент к выполнению миссии в развернутом (напомним: это 800 человек вместо сегодняшних 260) масштабе. С одной стороны, это укрепление боевого мастерства. С другой стороны, теоретическая подготовка. Одна из таких мер — изучение пакета документов-инструкций, содержание которых доводится до личного состава. Прежде всего, речь идет о состоянии современного морского пиратства.

Терроризм в мировых водах выглядит следующим образом. С 1984 г. и до конца 2007-го произошло 4,6 тыс. нападений пиратов на торговые суда, причем только в 2007 г. таковых было 263. Антипиратский центр Международного судового бюро (Куала Лумпур), который ведет данную статистику, отмечает тенденцию нарастания подобных нападений. Так, в 2007 г. прирост по отношению к 2006 г. составил около 10%. Регионами высокого риска по-прежнему остаются воды близ побережий Индонезии, Нигерии и Сомали, а также гаваней Читтагонг (Бангладеш), Дар-эс-Салам (Танзания), Каллао (Перу) и Манилы (Филиппины).

Африка, как отмечают эксперты центра, обрела печальную известность: в течение нескольких десятилетий произошли десятки нападений на суда, стоявшие на рейде, в устьях рек, в гаванях; континент — устойчивый источник подобного террора. Лидерами минувшего года являются побережья и порты Нигерии (42 случая), Сомали (31) и Танзании (11), а также Аденский залив и Красное море (13). Причем, как отмечает журнал Spiegel, в сомалийских территориальных водах число подобных преступлений возросло в 2007 г. по сравнению с 2006 г. на 50%..

При этом отмечена и другая тревожная тенденция — возрастающее насилие по отношению к экипажам захваченных судов. Если в прежние времена корабли захватывались пиратами при помощи мачете и кинжалов, то сегодня у них в руках штурмовые винтовки M-16 и другое оружие с высоким показателем скорострельности и убойной силы. В 2007 г. подобное оружие использовалось террористами с целью вымогательства выкупа в отношении 292 членов экипажа кораблей. Это наивысший показатель за последние 16 лет. При этом три члена экипажей пропали без вести, 35 человек были ранены при атаках, пятеро убиты.

Накануне активного включения бундесвера в антипиратские акции военные эксперты проводят инструктаж моряков и летчиков морской авиации для того, чтобы они лучше представляли себе как обстановку на месте, так и ситуацию в целом — в историческом, правовом и географическом аспектах.

Что касается последнего фактора, то эксперты отмечают: несмотря на обилие прежних инициатив по искоренению пиратства в критических зонах Азии, Африки и Латинской Америки, успеха они не принесли, поскольку преобладающее количество пиратских нападений происходит в территориальных водах или прибрежных морских проливах, где действует, согласно положениям о международном праве, закон государственного суверенитета. В связи с этим ряд стран (Сингапур, Малайзия, Япония), к гаваням которых ведут международные морские маршруты, пытается собственными усилиями ограничить пиратство в Юго-Восточной Азии. Они стремятся решить эти проблемы на конференциях с участием сопредельных государств региона и используя двухсторонние соглашения. В качестве важного шага в этой зоне ООН рассматривает инициативу Малайзии по созданию специальной структуры в антипиратской борьбе — Malaysian Maritime Enforcement Agency (MMEA), заботой которой стал контроль Малаккского пролива. Ежегодно этот водный коридор длиной 800 км проходят более чем 50 тыс. кораблей. Для того чтобы обеспечить безопасность в водах подобной протяженности выделены 44 патрульных катера, а также соединение вертолетов.

В области, противоположной Африканскому Рогу, где задействованы немецкие военнослужащие, а именно — на западе континента, близ Нигерии, проходит примерно 80% грузопотока в регионе. Нигерийский морской флот стремится наладить всеобъемлющий контроль в своих территориальных водах. Предусмотрен неоднократный в течение дня вертолетный и лодочный патруль. Для более эффективной борьбы с пиратами существует специальная договоренность Нигерии с сопредельными странами — преследователи террористов имеют право проникать в территориальные воды соседей на глубину до 15 морских миль. Однако все еще высокое число преступлений в водах Нигерии дает основание полагать, что в организационно-технической части подобных акций немало просчетов.

Правовой аспект миссии выглядит следующим образом.. Согласно международному праву и статье 100 Соглашения о морском праве ООН (1982), все государства обязываются сотрудничать для преодоления морского грабежа со стороны лиц, которые не подчиняются государственной силе. Морским грабежом, по статье 101 Соглашения, считается любое противоправное насилие или лишение свободы, каждый грабеж, который совершается по отношению к экипажу или пассажирам частного корабля или летательного аппарата. Каждый случай насилия против людей или ценностей на борту судна, равно как и подстрекательство к подобным действиям, квалифицируется как преступление против личности и имущества. Статьи 105, 107 и 111 Соглашения права обусловливают право для военных кораблей всех государств вмешиваться в случае морской грабительской атаки, чтобы отразить нападение и использовать эти корабли как транспортное средство. Однако Соглашение строго оговаривает зоны подобных мер и запрещает антипиратские действия в территориальных водах, в морях у побережья, на рейдах и в гаванях, следовательно, на чужих государственных территориях. При подобных ограничениях, которые усложняют борьбу с пиратством, включая ситуации, когда пираты готовятся к нападению на какое-либо торговое или частное судно, процесс нейтрализации террористов порой оказывается весьма условным. К примеру, немецкая правовая система предусматривает приоритет компетентности при аресте пиратов, чьи противоправные действия обнаружены и доказаны. Это означает, что арест на водах террористов, поскольку речь идет об уголовном преступлении, должен осуществляться силами не морского флота, а федеральной полиции. В этот момент бандитам дается соответствующее пояснение, почему их задержание является законным и как оно соответствует международно-правовым нормам и мандату парламента ФРГ. (Ниже будет дано разъяснение о полномочиях морских сил, преследующих пиратов.)

Военнослужащие бундесвера получают соответствующие разъяснения относительно истории пиратства. Пиратство, как вид преступного промысла, существует так же долго, как и морская торговля. Она была частью концепции о мировом господстве вне зависимости от исторических эпох и особенностей коммерческих интересов. Постоянный на протяжении столетий передел рынков способствовал развитию как морской торговли, так и систем движения судов. Эти процессы развивались часто независимо друг от друга, нередко непосредственно вытекали из политических дискуссий. В зависимости от актуальных интересов мировые конкуренты использовали различные, в том числе, выражаясь современным языком, не совсем корректные способы в коммерческом соревновании. Проще говоря, брали на государственную службу мародеров, которые охотились на торговые суда. Таким образом появлялись и исчезали рынки грабежа и сбыта добычи. Пиратство было олицетворением преступности и насилия. Оно и поныне сохранило начальные черты, означающие диапазон от обычного локального морского грабежа до создания высокоорганизованной, всемирно действующей преступной бандитской сети или отдельных групп. При этом целью нападений пиратов является не только корабль с его грузом, но и экипажи с их имуществом, а также жизнь членов экипажей. В последние годы жертвами пиратов становятся не только суда и экипажи, обслуживающие их, но и совершенно беззащитные люди — беспомощные и неимущие беженцы из кризисных регионов Азии и Африки.

Убийство, насилие и похищение, а также требование выкупов — постоянные составляющие данного промысла. Пираты всегда считались конкретной опасностью для морской торговли и всемирного судоходства; пиратство запрещалось и преследовалось по законам большинства стран, имеющих выход к морю.

С закатом эпохи парусных судов, в последние два столетия, оно, казалось, утеряло прежнее значение. Представители преступной отрасли не могли участвовать в соревновании с технологической базой при строительстве современных торговых судов, способных развивать на воде высокие скорости. Однако пиратство получило развитие в последние десятилетия благодаря, во-первых, захвату и освоению новой техники, как корабельной, так и оружия, во-вторых, разработке новой стратегии и методике грабежа, в-третьих, организационной перестройке — оно стало мафиозной структурой, особенно в регионах с традиционно присутствующей нестабильностью. Поэтому пиратство, установившееся в проблемных регионах Азии и Африки как постоянный и надежный источник доходов, рассматривается международным сообществом в качестве разновидности международного терроризма. По этой причине оно и попало в поле действия OEF.

Предстоящая миссия точно обозначает не только критическую зону пиратства — Африканский Рог у побережья Сомали, но и конкретную задачу — предотвратить нападения на суда, которые были зафрахтованы в рамках Всемирной продовольственной программы, разработанной ООН.

Отныне с различных еще существующих (в основном формально) в Сомали исполнительных органов, которые не в состоянии контролировать ситуацию, снимается обязанность заботиться о безопасности у побережья, в акватории Аденского залива, которая считается самыми опасными водами в мире. Резолюция ООН фактически перекладывает эти усилия на европейских военнослужащих, которым доверено осуществление вмешательства в сомалийских территориальных водах. До сих пор это было исключено. Кроме Германии, в миссию вовлечены Дания и Нидерланды — страны с большими традициями в судоходстве и охране морских границ. Они также имеют опыт по охране и сопровождению кораблей по поручению названной выше программы. Морской флот Швеции в своем официальном сообщении от 4 июня 2008 г. также выразил готовность взять под охрану суда, задействованные в названной программе. Начиная с нынешней осени, в течение трех месяцев шведский флот будет участвовать в миссии у побережья Сомали как плавсредствами — корветы и корабль поддержки, так и силами спецназа.

К настоящему моменту задействованная в миссии первая группа военнослужащих бундесвера — участников операции Enduring Freedom (OEF) вместе с судами и морским самолетом-разведчиком типа P-3C «Орион» находится на месте. Однако запланировано, что к Африканскому Рогу будет к концу года послан немецкий фрегат. Тем не менее условия по использованию бундесвера в OEF не предусматривают целенаправленного немецкого участия в борьбе с пиратами. Поэтому при нападении на торговое судно немецкие солдаты могут вмешиваться только в рамках так называемой развернутой первой помощи. То, что она собой представляет, было продемонстрировано на примере фрегата Emden, когда он оказал поддержку японскому танкеру.

Поясним, что речь идет о спущенном на воду более 25 лет назад боевом корабле ВМФ ФРГ, который, начиная с 1983 г., задействован в различных операциях в Индийском океане. Дважды (2002, 2006) принимал участие в акциях в рамках Operation Enduring Freedom, привлекался (2006) к операции Active Endeavour. Фрегат Emden вышел из порта приписки Вильгельмсхафена 30.01.08 и взял курс на Африканский Рог, чтобы в третий раз принять участие в борьбе с международным терроризмом в рамках OEF. 21 апреля с.г. бортовой вертолет фрегата близ сомалийского побережья отогнал пиратов, которые атаковали японский нефтяной танкер Takayama. Вертолет был послан в качестве поддержки, после того как Emden перехватил с танкера сигнал тревоги. Благодаря оперативным действиям немецких моряков и летчиков никто не пострадал, никакого ущерба нанесено не было.

Значение безопасности на морских дорогах трудно переоценить: на водах проходит основной грузопоток, составляющий в настоящее время более 90% мировой торговли. Только с 1990 г. объем морской торговли вырастал в среднем на 3,6% в год. И в наступившем веке глобализации не предвидится кризиса в данном виде транспортировки, он по-прежнему вне конкуренции, главным образом из-за несопоставимости затрат, как указывают немецкие эксперты. Так, стоимость отправки контейнера морем из Гонконга в Гамбург обходится в ту же сумму, что и транспортировка того же груза автомашиной на гораздо меньшее расстояние — из Гамбурга в Мюнхен.

В то же время эксперты отмечают тревожную тенденцию. Все последние годы меры безопасности разрабатывались по отношению к воздушным перевозкам, тогда как морское судоходство остановилось в этой сфере только на начальной стадии. Зачастую неизвестны даже основные сведения, например, кто владеет кораблем или какой груз находится на борту.

Военнослужащие бундесвера получают сведения о современных формах пиратства, которые, впрочем, не слишком изменились за многие столетия. В ходу все те же, может быть, несколько видоизмененные приемы: портовое нападение (небольшие группы нападают в гавани или поблизости от порта и, угрожая, изымают деньги и ценные предметы); взятие корабля и экипажа в заложники (относительно большая группировка, являющаяся исполнителем, осуществляет захват, а переговоры и передача денег происходят вне корабля); взятие под свой контроль управления кораблем (вооруженная группировка различной численности захватывает судно с целью продажи вначале груза, а затем корабля; для сокрытия преступления экипаж уничтожают).

Примечательной особенностью современного террора в регионе Африканского Рога является тесная связь преступной организации с государственными структурами. Подкуп государственных чиновников различного уровня — отработанный прием в пиратстве, поскольку для решения политических задач им требуются большие финансовые средства, которые предоставляют террористы на море. Последним в свою очередь требуется более современное оснащение (небольшие маневренные и скоростные суда), оружие (автоматы, пистолеты, РПГ, ракеты). Пираты в регионе Африканского Рога нападают не только с прибрежной зоны, но и с моря, в частности, на скоростных лодках с крупных судов, стоящих на якоре на расстоянии до 80 морских миль и симулирующих, в случае опасности, аварийную ситуацию. Особенности ландшафта (многочисленные острова, узкие морские проливы) и разработанный в связи с этим курс делают крупное торговое судно менее подвижным, так как здесь легко сесть на мель. Это служит благоприятствующим пиратству фактором. Нападение происходит преимущественно ночью, при снижении бодрствования экипажа, в кормовой части судна.

Единственно неизменным орудием пиратов, оставшимся в наследство от прежних времен, является абордажный крюк, с помощью которого пираты обучены одолевать высокие борта торговых судов.

В настоящее время бундесвер, подразделения которого увеличиваются в рамках борьбы с пиратством более чем в три раза, перестраивает свою службу в соответствии с новыми задачами, в частности, с указанием Совета общих дел и внешних отношений Европейского сообщества от 10 ноября об антипиратской миссии ЕС у побережья Сомали. Первая морская миссия Европейского сообщества называется EU NAVFOR Somalia/Operation Atalanta. Она стартует в декабре. ЕС планирует использовать три фрегата, корабль поддержки и три морских самолета-разведчика. Это произойдет после того, как завершится согласование планов. Таким образом ЕС ответит на документы по международным обязательствам в борьбе с морским грабежом — резолюцию № 1816, которая единогласно была принята Советом Безопасности Объединенных Наций 2 июня с.г.

Вклад Германии в миссию — в частности, участие фрегата Emden. Экипаж корабля проводит выборочные проверки судов всех стран. Немецкие не исключение. Не так давно было предпринято внезапное тотальное обследование контейнеровоза Hamburg Express. При его внушительных параметрах (320 метров) и множестве помещений провести тщательное обследование силами десяти военнослужащих — задача не из легких. Этому помогают активные фитнес-нагрузки и специально разработанная для команды боцманом Кристианом С. программа психологических тренировок. Подобные обследования судов предпринимаются с целью обнаружения не только запрещенных грузов, но и террористов, которые, случается, заставляют капитанов торговых судов выполнять подобные перевозки под угрозой физической расправы. По этой причине капитан Hamburg Express Вольфганг Келер (Wolfgang Koehler) поблагодарил экипаж Emden за подобные действия, посчитав их полезным учебным упражнением, которое может пригодиться в тех или иных обстоятельствах.

Команда корабля во главе с капитаном Михаэлем Гиссом (Michael Giss) постоянно совершенствует боевую выучку, что приносит определенные плоды. В газете Wilhelmshavener Zeitung (19.04.2008) опубликован репортаж «Вокруг Аравийского полуострова». «Тигр Балтики», как называют Emden моряки ФРГ, пришвартовался в порту Салалах (Оман), сообщает газета, чтобы рассказать прибывшей на Ближний Восток группе депутатов бундестага во главе с парламентским госсекретарем при министре обороны ФРГ Томасом Коссендеем (Thomas Kossendey) об особенностях службы. М. Гисс информировал парламентариев об участии экипажа в OEF, в том числе о контроле за судоходством. Так, при досмотре в феврале с.г. одного из торговых судов в Аденском заливе был обнаружен тайник, где была упакована почти 1 тонна наркотиков стоимостью несколько миллионов евро.

Документами ООН определена зона международных интересов в решении дальнейшей проблемы — степень концентрации судов на некоторых морских трассах и в больших портах. К примеру, известно, что три четверти всей морской торговли сопряжено с естественными трудностями: от капитанов требуется высокая выучка и немалый опыт в проведении маневров в так называемых узких местах, которыми являются искусственные водные пути (Панамский и Суэцкий каналы) и морские проливы — Ла-Манш и Гибралтар. Эти и другие вопросы организационного характера могут быть более детально рассмотрены после того, как удастся существенно снизить уровень пиратства на море, а при наиболее благоприятном раскладе и вовсе покончить с данной разновидностью терроризма.

52.28MB | MySQL:103 | 0,462sec