Об изменениях в военно-политической обстановке на Ближнем Востоке и в Северной Африке (10-16 ноября 2008 года)

Наиболее важные события в регионе на минувшей неделе происходили в Ираке, зоне палестино-израильского конфликта и в Алжире. Правительство Ирака 16 ноября одобрило проект договора по вопросам безопасности с США. Военная напряженность в зоне палестино-израильского конфликта заметно усилилась. Парламент Алжира 12 ноября утвердил поправки в конституцию страны, позволяющие избрание одного лица на пост президента республики неограниченное число раз.

На заседании 16 ноября правительство Ирака одобрило проект договора по вопросам безопасности с США, который предусматривает сохранение американского военного присутствия в стране до 31 декабря 2011 г. 17 ноября этот документ начнут рассматривать в парламенте, где шансы на его успешное прохождение расцениваются как высокие. Наиболее серьезным противником соглашения между Багдадом и Вашингтоном остается движение во главе с радикальным шиитским лидером М. ас-Садром, который выступил с угрозой возобновить вооруженное противостояние с американскими войсками, если они не покинут Ирак в ближайшее время. Суннитские политики предлагают провести в стране референдум по договору с США. Жестким противником американо-иракского договора остается Иран.

Министр иностранных дел Ирака Х. Зибари на минувшей неделе посетил Сирию для обсуждения ситуации, сложившейся в двусторонних отношениях после рейда американского спецназа в конце октября из Ирака на территорию САР. Зибари проинформировал сирийское руководство, что в будущем американо-иракском договоре Багдад постарается учесть интересы стран-соседей Ирака. Вместе с тем, президент Сирии Б. Асад считает, что соглашение с США превратит Ирак в «источник постоянной угрозы для безопасности соседних государств», а иракская территория станет «плацдармом для нанесения ударов по соседним странам».

Между тем ситуация в самом Ираке по-прежнему далека от реальной стабильности. На прошедшей неделе в Багдаде и на севере страны была совершена серия терактов, приведших к большим человеческим жертвам.

Обстановка в зоне палестино-израильского конфликта характеризуется повышенной напряженностью. На всем протяжении минувшей недели боевики палестинских экстремистских группировок из сектора Газа обстреливали ракетами и из минометов приграничные районы Израиля. Всего по израильской территории в ноябре было выпущено до 70 ракет, в т. ч. несколько ракет типа «град» с дальностью стрельбы свыше 20 км. В ответ вооруженные силы Израиля наносили удары, главным образом авиационные, по объектам противника в палестинском анклаве. Израильтяне также закрыли все КПП на границе с сектором Газа. Правительство Израиля рассматривает действия палестинских экстремистов как «вопиющее нарушение» условий перемирия и заявило, что «не намерено мириться с таким развитием событий». Как видится, нынешняя повышенная военная активность боевиков могла стать следствием противоречий в руководстве ХАМАСа, наиболее радикальные руководители которого не желают более соблюдать условия прекращения огня с Израилем. Не исключено, что активизация боевой деятельности экстремистов является и своего рода рычагом давления на лидеров противостоящего ХАМАСу движения ФАТХ с целью вынудить их пойти на уступки в вопросах зашедшего в очередной тупик межпалестинского урегулирования. О тупиковой ситуации в этом вопросе свидетельствует отказ Египта от продолжения посреднических усилий по урегулированию противоречий между различными палестинскими организациями и группировками, о чем 14 ноября заявил президент АРЕ Х. Мубарак. Каир передал досье по палестинскому примирению в Лигу арабских государств.

Парламент Алжира 12 ноября на совместном заседании верхней и нижней палат подавляющим большинством голосов принял поправки в конституцию страны, главная из которых позволяет главе государства переизбираться на свой пост неограниченное число раз. На деле это означает, что на президентских выборах, которые состоятся в Алжире в 2009 г., нынешний руководитель республики А. Бутефлика получит возможность баллотироваться на третий срок. В соответствии с основным законом АНДР, А. Бутефлика после ратификации конституционных поправок назначил 15 ноября новый состав правительства страны, в котором пост премьер-министра сохранил А. Уяхья. Алжирская оппозиция назвала произошедшее «конституционным переворотом».

Президент Судана О. аль-Башир 12 ноября объявил о полном и безусловном прекращении огня в западном регионе страны Дарфур при условии, что будет «введен эффективный механизм, позволяющий следить за выполнением этого соглашения всеми сторонами». Аль-Башир также заявил о решимости правительства начать разоружение вооруженных формирований, действующих в Дарфуре, а правительственной армии рекомендовано по возможности воздерживаться от применения силы. Решение о прекращении огня О. аль-Башир принял после консультаций с представителями поддерживаемой властями инициативной группы «Народ Судана», которые разработали предварительный план мирного урегулирования дарфурского конфликта. Повстанцы, действующие в Дарфуре, бойкотировали работу в составе группы «Народ Судана» и не участвовали в выработке предложений по мирному урегулированию. Руководство крупнейшей дарфурской повстанческой группировки – Движение за справедливость и равноправие (ДСР) — заявило о своем отказе от перемирия. ДСР также отказалось от участия в конференции по дарфурскому урегулированию, которая должна состояться в столице Катара Дохе до конца текущего года. При этом лидеры движения призвали правительство Судана провести прямые переговоры в формате «один на один», т. е. с каждой группировкой в отдельности. В Хартуме отвергли это предложение, заявив о намерении твердо придерживаться курса на всеобъемлющее урегулирование вооруженного конфликта в регионе.

10 ноября в Судане с кратковременным визитом находился президент Египта Х. Мубарак. Помимо переговоров в Хартуме со своим суданским коллегой О. аль-Баширом, Мубарак посетил столицу Южного Судана Джубу, где встретился с суданским вице-президентом и руководителем региона С. Кииром. Президент АРЕ заявил, что Каир продолжит сотрудничество с южносуданским правительством с целью «продвижения вперед мирного процесса и развития Юга». Египтяне намерены реализовать здесь ряд экономических проектов. В ответ С. Киир заявил, что Южный Судан «открыт для египетских инвесторов». Отметим, что Х. Мубарак стал первым главой арабского государства, посетившим суданский Юг.

По всей вероятности, в Каире отчетливо понимают, что намеченный на 2011 г. референдум по будущему статусу Южного Судан, скорее всего, приведет к выходу этого региона из состава суданского государства, а поэтому заблаговременно налаживают контакты с местным руководством. Следует подчеркнуть, что особое значение для Египта имеет то, что по территории региона протекает Нил, проблема распределения вод которого имеет жизненно важное значение для АРЕ. В случае же провозглашения Южного Судана независимым государством в Джубе, естественно, потребуют выделения собственной квоты нильских вод, что может войти в противоречие с действующим и в целом выгодным для Каира египетско-суданским соглашением по Нилу от 1958 г.

Ситуация в Сомали имеет устойчивую тенденцию к ухудшению. На минувшей неделе боевики радикальной исламистской группировки «Аш-Шабаб» захватили три города, в т. ч. портовый город Мерка, через который в страну поступала гуманитарная помощь по линии ООН. 14 ноября исламисты заняли город Элаша, находящийся в непосредственной близости от сомалийской столицы Могадишо. Правительственные войска не оказывают исламистам организованного сопротивления. Президент Сомали А. Юсуф Ахмед заявил 16 ноября, что временное правительство республики находится «на грани коллапса».

Одновременно высокую активность проявляют пираты, действующие у берегов Сомали, которые продолжают захватывать торговые суда в Аденском заливе и Индийском океане. В 2008 г. они совершили свыше 80 нападений, захватив 34 судна, из которых 12 с экипажами продолжают находиться в руках пиратов. Для борьбы с пиратством страны Евросоюза решили направить к берегам Сомали отряд в составе до 10 боевых кораблей и авиацию. В операции «ЕВРОФОРС Атланта», которая начнется в декабре, примут участие корабли ВМС Великобритании, Германии, Испании и Франции, которые будут взаимодействовать с уже находящимися здесь силами ВМС США и НАТО. Как известно, у сомалийского побережья успешно действует российский сторожевой корабль «Неустрашимый». К борьбе с сомалийскими пиратами намерены подключиться Индия и Южная Корея.

В Тегеране объявлено, что 12 ноября Иран провел успешное испытание новой двухступенчатой баллистической ракеты (БР) на твердом топливе «Самен», которая имеет дальность пуска, превышающую 2000 км. Оценки зарубежных экспертов относительно этой ракеты расходятся. Так, специалисты в США считают ее лишь модернизацией известной БР «Шехаб-3». Тем не менее, Вашингтон призвал Тегеран незамедлительно прекратить разработку нового ракетного оружия. В Израиле же считают, что новая иранская ракета «принципиально отличается от любой северокорейской, российской, китайской или пакистанской ракетной техники», что «демонстрирует значительный скачок в развитии ракетного потенциала Ирана».

На встрече в Париже представители «шестерки» посредников по проблеме ядерной программы ИРИ (Великобритания, Германия, КНР, РФ, США, Франция) не смогли договориться относительно введения новых санкций против Ирана. Это предложение не поддержали Россия и Китай. По мнению президента РФ Д. Медведева, «жесткие решения по Ирану крайне опасны», а возможности для мирного урегулирования вопросов, связанных с ядерной программой Тегерана, еще не утрачены. О возможности новых переговоров с Ираном по вопросам его ядерной деятельности заявил и представитель Евросоюза по внешней политике и безопасности Х. Солана.

Премьер-министр Турции Р. Т. Эрдоган предложил посреднические услуги между новой администрацией США и Ираном. По мнению Эрдогана, такие вопросы, как иранский, должны решаться за столом переговоров.

Президент Афганистана Х. Карзай 16 ноября вновь предложил лидеру движения «Талибан» мулле М. Омару вернуться в страну для переговоров о мире, обещая ему в этом случае «безопасность и защиту». Карзай считает, что переговоры с талибами можно вести при условии признания ими конституцию страны и разрыва отношений с «Аль-Каидой». По мнению главы МИД РФ С. Лаврова, вести переговоры с руководством движения «Талибан» «бессмысленно», а «верхушка талибов не может быть прощена».

Наряженная обстановка сохраняется на северо-западе Пакистана в районах, прилегающих к границе с Афганистаном, где правительственные силы продолжают боевые операции против исламистских экстремистов, поддерживающих движение «Талибан». 14 ноября американские беспилотные летательные аппараты нанесли очередной удар по пакистанской территории. В последнее время в регионе участились случаи захвата боевиками грузов, доставляемых в Афганистан, в т. ч. для войск международной коалиции.

МВФ 15 ноября заявил о предоставлении Пакистану займа в 7,6 млрд долларов. Ранее Исламабад получил 200 млн долларов от Исламского банка развития. Пакистан также рассчитывает на финансовую помощь Китая, Всемирного банка и других международных финансовых организаций с целью преодоления острейшего экономического и финансового кризиса.

Ливия и Евросоюз 13 ноября начали переговоры по заключению соглашения о многоплановом партнерстве. Первоначально будут обсуждаться политические, социальные, экономические, торговые и культурные вопросы, а затем переговоры коснуться проблем транспорта, образования, здравоохранения и прав человека. Ливия сегодня экспортирует в страны ЕС более 90 проц своей нефти. Евросоюз рассматривают Ливию как «часть решения проблемы» уменьшения зависимости от поставок российских нефти и газа.

Приложение

Об отношениях Китая с арабскими странами

Расширение и развитие многоплановых отношений с арабскими странами, укрепление своих позиций и влияния в регионе Ближнего Востока и Северной Африки по праву считается одним из главных приоритетов современной китайской внешней политики.

Китай, динамично наращивающий свою мощь, все более активно играющий ключевые роли в мировой политике, не мог обойти вниманием имеющий важнейшее геополитическое и экономическое значение ближневосточный регион. Ведь непосредственное и активное участие в делах Ближнего Востока является необходимым условием для осуществления планов Пекина по реальному превращению Китая в глобальную державу.

Отношения с арабскими странами в Пекине называют «партнерством нового типа». В их основу положено четыре принципа, озвученных в 2004 г. главой китайского государства Ху Цзиньтао. Это развитие политических отношений на основе взаимного уважения, укрепление экономических связей в целях общего развития, расширение культурных обменов с целью изучения и восприятия полезного опыта друг друга и укрепление взаимодействия в международных делах для защиты мира во всем мире и поощрения взаимного развития. Причем за этими общими словами стоят вполне реальные интересы сторон, совместная деятельность в решении конкретных задач.

КНР поддерживает отношения с арабскими странами как на двухсторонней основе, так и в формате многосторонней дипломатии. Успешно развиваются связи с Египтом, Саудовской Аравией, Суданом, Алжиром. Сирией, Марокко, да и другими арабскими государствами. Пекин активно сотрудничает с постсаддамовским Ираком. Подчеркнем, что укрепление связей с арабским миром никоим разом не мешает КНР динамично развивать отношения с Израилем.

Китай выстроил работающий на постоянной основе механизм многостороннего сотрудничества и взаимодействия с арабским регионом. Речь, прежде всего, идет о созданном в 2004 г. по инициативе Пекина Китайско-арабского форума сотрудничества, в котором участвуют 22 арабские страны. Основная задача этой структуры — развитие связей в торгово-экономической области. В рамках форума также обсуждаются и принимаются решения по проблемам международной политики, защиты окружающей среды, борьбы с терроризмом, научно-технического и культурного сотрудничества и ряду других вопросов.

Пристальное внимание КНР к арабскому миру в значительной степени обусловлено и факторами энергетического и экономического характера. Быстро растущая китайская экономика требует все большего количества энергетических ресурсов, в т. ч. углеводородных. В настоящее время КНР является третьим импортером нефти в мире. Причем до 55 проц китайского импорта сырой нефти приходится именно на страны Ближнего Востока, а к 2017 г. этот показатель может достигнуть 70 проц. КНР активно сотрудничает в нефтегазовой сфере с Саудовской Аравией (17-18 проц китайского нефтяного импорта), Оманом, Йеменом. Получили развитие связи с Кувейтом, налаживается сотрудничество с Алжиром, Ираком и Ливией. Китайцы уже инвестировали в арабский углеводородный сектор многомиллиардные суммы, ведут добычу природного газа в Саудовской Аравии, а нефти в Омане и Йемене. Арабские же энергетические компании активно действуют на китайской территории, участвуя в разработке нефтяных и газовых месторождений, строительстве нефтехимических предприятий. Однако наиболее масштабно и интенсивно Пекин действует в нефтяном секторе Судана. Свыше 50 проц нефти, добываемой в этой стране, экспортируется в КНР, а 13 из 15 действующих в Судане иностранных нефтяных компаний — китайские. Они представлены в разработке месторождений нефти, построили в стране НПЗ, нефтепровод, нефтяной терминал, строят электростанции и линии электропередач.

Специалисты полагают, что по мере дальнейшего развития китайско-арабского сотрудничества в углеводородной сфере, увеличения доли КНР в нефтяном экспорте, особенно из стран зоны Персидского залива, арабские государства все меньше будут зависеть от американских нефтедолларов.

В целом, по мнению западных экспертов, именно «энергетика будет наиболее важным мотивирующим фактором, формирующим китайскую внешнюю политику в отношении Ближнего Востока в поддающемся предвидении будущем». А это предполагает интенсивную целенаправленную деятельность по обеспечению национальным нефтегазовым компаниям прочных позиций в углеводородном секторе экономики ближневосточных, в первую очередь, арабских стран.

Экономический аспект китайско-арабского сотрудничества не ограничивается только энергетической сферой. В условиях обостряющейся в мире торговой конкуренции Китай видит в странах региона емкий перспективный рынок сбыта своей промышленной продукции. И здесь успехи вполне очевидны: в 1996-2006 гг. взаимный товарооборот увеличился в десять раз, достигнув 66,2 млрд долларов, а в 2010 г. это показатель может составить 110 млрд долларов.

На сегодняшний день уровень политического влияния Китая на Ближнем Востоке существенно отстает от успехов, достигнутых им в торгово-экономической области. Пекину все еще не хватает политического веса в регионе. Китай пока не пытается активно воздействовать на события, происходящие на Арабском Востоке, не вмешивается непосредственным образом в имеющиеся здесь многочисленные конфликты. Так, КНР не относится к числу международных посредников арабо-израильского урегулирования. Исключение составляет, пожалуй, Судан, правительству которого Китай оказывает серьезную поддержку, в т. ч. в ООН.

У КНР и арабских государств нет серьезных разногласий по основным современным международным проблемам. Следует отметить, что КНР является для арабских стран, недовольных политическим давлением и бесцеремонностью США, очень удобным партнером. Это объясняется прагматическим подходом Китая к сотрудничеству с арабскими странами, отсутствием критики в адрес их внутренней политики. Из Пекина не раздаются постоянные упреки за отсутствие или недостаток демократии и нарушения прав человека. Китайцы не вводят запрета на въезд на свою территорию по политическим мотивам, не замораживают по тем же мотивам банковские счета, не угрожают и не вводят экономические санкции, а уж тем более не угрожают и не предпринимают военных вторжений. Скорее наоборот, Пекин помогает избежать или смягчить международные санкции. КНР на деле помогает в экономическом развитии, готовит специалистов, вкладывает средства в развитие инфраструктуры и т. д. Со своей стороны, многие арабские государства, причем как союзники США, так и те, у которых с Вашингтоном далеко не лучшие отношения, рассматривают Китай в качестве противовеса (по большей части потенциального) американскому влиянию в регионе. Именно с таких позиций подходят к КНР давний стратегический партнер Америки Саудовская Аравия. Данное обстоятельство существенно облегчает китайцам продвигать свои интересы на Ближнем Востоке, а в ряде случаев и конкурировать здесь с США. Эксперты подчеркивают, что по мере усиления экономической мощи и роста политического влияния КНР, американо-китайские противоречия на арабском поле, особенно в энергетической сфере, будут усиливаться.

В Пекине считают, что на данном этапе Ближний Восток «далек» от проблем обеспечения военной безопасности страны. КНР пока не намерена создавать в регионе военные базы. Однако в перспективе Китай может принять меры по обеспечению защиты путей импорта углеводородов. В частности, западные эксперты допускают создание китайской военно-морской базы в Пакистане. Не получило на сегодняшний день широкого развития и военно-техническое сотрудничество КНР с арабскими странами, хотя Пекин и прилагает значительные усилия в этом направлении. Арабы предпочитают закупки более современных и качественных вооружений в США, Западной Европе и России, а рынок стран, желающих приобрести оружие в Китае (Судан, например), не является очень емким, к тому же в ряде случаев он ограничен международными санкциями.

Сотрудничая с арабским миром, Китай отдает предпочтение длительным и стратегически важным проектам и инициативам. В Пекине не ищут быстрой отдачи от своих действий, предпочитая неторопливую работу на самых разных направлениях. Но при этом чаще не очень заметно, но системно и весьма энергично китайцы занимаются укреплением своих позиций в регионе, всячески стремятся заручиться доверием к себе для создания стабильной и предсказуемой обстановки, в которой можно было бы продвигать интересы КНР.

Таким образом, отношения Китая с арабским миром развиваются стабильно и имеют хорошие перспективы для дальнейшего укрепления и развития. В этом заинтересованы и в Пекине, и в арабских столицах.

62.96MB | MySQL:102 | 1,390sec