Американские и израильские эксперты об активизации и усилении ультраправых в Израиле

Как полагают американские эксперты,  массовые беспорядки по всему Израилю на фоне продолжающегося насилия в Газе показывают, что активизировавшиеся еврейские ультраправые могут радикализировать политику страны, продлить ее политический паралич и повысить репутационные риски для компаний, ведущих бизнес в Израиле. Последняя по времени вспышка насилия между Израилем и боевиками из сектора Газа  привело к резкому росту напряженности между  израильскими арабами и крайне правыми евреями, что привело к беспорядкам, начавшимся в городе Лод 10 мая и с тех пор распространившимся по всей стране на Назарет, Акко, Тверию, Иерусалим и Хайфу, а также несколько пригородов Тель-Авива. Беспорядки сопровождались массовыми грабежами и межобщинными нападениями, подавляемыми силами полиции. Все политические партии в действующем Кнессете, включая крайне правых религиозных сионистов и арабскую исламистскую партию РААМ, осудили насилие и призвали к миру. Но по состоянию на 14 мая беспорядки по-прежнему не прекращаются и, скорее всего, будут продолжаться в течение всего конфликта с Газой. Выборы в Израиле 23 марта продемонстрировали, как ультраправый религиозный сионистский альянс получил свою самую большую долю мест и впервые привел в Кнессет еврейскую ультраправую партию «Оцма иегудит». Израильские ультраправые активисты уже несколько недель участвуют в столкновениях с палестинцами вокруг Восточного Иерусалима, где спорные выселения палестинцев из района Шейх-Джаррах вызвали протесты палестинских активистов, которые все еще считают Восточный Иерусалим столицей будущего палестинского государства. Эти протесты помогли спровоцировать продолжающийся конфликт с боевиками Газы, вспыхнувший 10 мая. В 2018 году Израиль изменил свою конституцию, объявив себя национальным государством еврейского народа. Это еще больше вдохновило ультраправых и оттолкнуло многих израильских арабов, многие из которых уже давно чувствовали дискриминацию со стороны еврейского большинства в сфере жилья, обеспечения безопасности и занятости, что подпитывало протесты. Дальнейшие беспорядки между израильскими арабами и евреями, скорее всего, радикализируют элементы обеих групп населения, уводя политику Израиля все дальше вправо. Премьер-министр Биньямин Нетаньяху пытается укрепить эти силы, чтобы завоевать места для партий, которые его потенциально могут поддержать при формировании правительства. Многие арабы и евреи, которые в настоящее время являются сторонними наблюдателями, рискуют в этом контексте радикализироваться во время продолжающегося насилия, поскольку они становятся свидетелями разрушения своей собственности, уличных боев и испытывают потенциальную личную опасность. Более радикализированное еврейское население таким образом означает, что ультраправые партии, такие как «Оцма иегудит», станут основными игроками в будущих правительствах. Более радикальные израильские арабы также, вероятно, вызовут будущие беспорядки, провоцируя более правую реакцию со стороны евреев.

Ультраправые Израиля были в значительной степени политически подавлены с тех пор, как  предшественница «Оцмы иегудит», партия Меира Кахане, была запрещена в 1994 году. Но все более правая молодежь страны помогла реанимировать массовые ультраправые движения, такие как антиассимиляционная группа «Лехава», которая была в центре недавних протестов в Восточном Иерусалиме. Молодые избиратели Израиля сместились вправо отчасти в качестве реакции на воинствующее арабское насилие во время Второй интифады 2000-2005 годов и повторяющиеся конфликты в Газе в последние десятилетия. Усиление израильско-арабской воинственности может ускорить эту тенденцию. В этой связи сами израильские эксперты полагают, что они правые действуют под влиянием импульсов, которые всегда были частью общественного сознания  Израиля — импульсов, которые стали социально приемлемыми только после избрания в Кнессет крайне правых политиков, таких как Итамар Бен-Гвир и Бецалель Смотрич. «Этот вид расистского насилия существует с момента основания государства. Это в значительной степени лежит в основе самой государственности. На протяжении многих лет она поддерживала различные симбиотические отношения с государственными институтами, такими как военные или полицейские силы. Тем не менее, часто оставалось молчаливое соглашение, согласно которому государство может смотреть в другую сторону, в то время как так называемые «преступники» берут дело в свои руки», —  говорит Гиль Ротшильд, эксперт по институциональномну расизму, базирующийся в Иерусалиме. Комментатор Джонатан Кук описал ответную реакцию на арабские общины внутри Израиля как сочетание официального насилия со стороны израильской полиции и «насилия в стиле линчевателей со стороны крайне правых еврейских банд». Но Ротшильд утверждает, что эти банды не должны рассматриваться как действующие вне закона «молчаливая рука государства».  На этом фоне политическое влияние и правительственное присутствие левых партий Израиля неуклонно сокращаются на фоне продолжающейся потери молодых избирателей. На протяжении более десяти лет левоцентристские или левые партии, такие ка и Авода и МЕРЕЦ, также не смогли создать коалицию против доминирующих правых, отчасти потому, что они не смогли расширить свою базу поддержки новыми, более молодыми избирателями.

Более правое израильское правительство, скорее всего, будет проводить политику, которая еще больше отчуждает его союзников и затрудняет для некоторых зарубежных компаний ведение бизнеса в стране. Международная противоречивая политика, к которой могли бы стремиться крайне правые партии, включает в себя расширение поселений и аннексии на Западном берегу, повторную оккупацию сектора Газа, прорелигиозные законы, рассматриваемые как потенциально дискриминационные в отношении женщин и/или ЛГБТ-израильтян, а также общее повышение роли религии в светской судебной системе страны. Ультраправые могут также попытаться запугать израильских арабов путем насилия и беспорядков, чтобы они покинули определенные районы или эмигрировали из страны. Такая радикальная политика и уличное насилие укрепили бы настроения, поддерживающие антиизраильское Движение за бойкот,   Несколько международных правозащитных организаций, включая «Хьюман райтс вотч», официально объявили продолжающуюся оккупацию Израилем палестинской территории апартеидом, что способствовало разжиганию кампании по изоляции Израиля. Критики ярлыка апартеида часто указывают на демократическую защиту Израиля для израильских арабов и других меньшинств, хотя эта защита может быть значительно ослаблена потенциальным  ультраправым правительством. Крайне правые израильтяне уже серьезно затормозили усилия своего правительства по нормализации отношений с ОАЭ и другими арабскими странами Персидского залива. В феврале ультраправые активисты помогли заморозить продажу футбольного клуба «Бейтар Иерусалим» эмиратскому королевскому клубу, потому что это дало бы частичное владение командой арабу.

52.26MB | MySQL:103 | 0,628sec