О политике США, ЕС и России в Ливии после заседании Совета Безопасности ООН 21 мая 2021 г.

Соединенные Штаты намекнули на введение санкций против тех, кто препятствует выборам, которые должны состояться в Ливии 24 декабря, согласно «дорожной карте», согласованной на Форуме ливийского политического диалога. Об этом 21 мая сообщил американский представитель в ООН, посол Линда Томас-Гринфилд, которая в своем выступлении на заседании Совета Безопасности ООН по Ливии, состоявшемся в пятницу, призвала «к полному выполнению соглашения о прекращении огня и прекращению иностранного вмешательства в дела Ливии».

Ввиду значимости той роли и места, которые принадлежат США в ливийском досье и в регионе БВСА, приведем текст выступления американского представителя в Совбезе ООН с незначительными купюрами, выделив курсивом особо значимые, на наш взгляд, смысловые моменты.

«Спасибо, господин Председатель. Позвольте мне начать и поблагодарить Специального посланника Яна Кубиша за его сегодняшний брифинг. Я также хотела бы поблагодарить посла Индии за его резюме. Чуть больше месяца назад этот совет единогласно принял Резолюцию 2570 Совета Безопасности, и продлил мандат режима санкций Ливии в Резолюции 2571. Мы ясно дали понять, что свободные и справедливые выборы должны быть проведены 24 декабря 2021 года. Любой, кто препятствует или подрывает планируемые выборы предусмотренные дорожной картой «Форума ливийского политического диалога», может подвергнуться санкциям. Между тем, для нас всегда было важно то, что мы защищали права человека и боролись с коррупцией в Ливии. Со своей стороны, ливийский народ добился огромного прогресса в направлении национального примирения, теперь он хочет выборов. Итак, настало время ливийскому руководству уточнить конституционную основу выборов, принять необходимый закон и не откладывать выборы, и, как сказал специальный посланник Кубиш и другие выступавшие, этот прогресс должен произойти к 1 июля. Кроме того, необходимо полностью выполнить соглашение о прекращении огня от 23 октября. Совет Безопасности выступил с заявлениями в поддержку прекращения огня, которые он единогласно одобрил и подтвердил его параметры в апреле. Соединенные Штаты полностью поддерживают условия прекращения огня… Все внешние стороны, вовлеченные в конфликт, должны прекратить военное вмешательство и немедленно начать уход из Ливии. Здесь нет места интерпретации. Все означает «все». Более того, вся внешняя военная поддержка, которая противоречит эмбарго ООН на поставки оружия, должна быть прекращена. Больше никакой подготовки и финансирования наемников, марионеточных сил и вооруженных групп. Недавняя насильственная нестабильность в Чаде подчеркивает опасность фактора иностранных наемников. Они не могут оставаться в Ливии. Мы также полностью поддерживаем продолжение операции IRINI. Суверенное ливийское правительство, получившее полномочия в результате национальных выборов, сможет определить наилучшую комбинацию партнеров для будущих отношений сотрудничества в области безопасности. В резолюции 2570 содержится призыв к Миссии Организации Объединенных Наций по поддержке в Ливии (МООНПЛ) к продолжению поддержки механизма наблюдения за прекращением огня, возглавляемого и принадлежащего ливийцам.

Мы настоятельно призываем Организацию Объединенных Наций определить все необходимые и подходящие средства для полной поддержки усилий Совместной военной комиссии. Нас обнадеживает тот факт, что Совместная военная комиссия продолжает разрабатывать свои планы в отношении механизма наблюдения за прекращением огня — в консультации с Миссией Организации Объединенных Наций по поддержке в Ливии — включая размещение небольшого числа наблюдателей. Мы также поддерживаем расследование Международным уголовным судом ситуации в Ливии. Те, в отношении которых Международный уголовный суд выдал ордера на арест за военные преступления и преступления против человечности, должны предстать перед судом, в том числе бывшие высокопоставленные должностные лица режима Каддафи. Наконец, ливийскому руководству пора объединить бюджет и создать антикоррупционные институты, а также вовлечь ливийское гражданское общество и женщин-лидеров в политический процесс. Ливии нужен единый бюджет для удовлетворения потребностей ливийского народа. Правительству необходимо принять меры по обеспечению прозрачности, чтобы достичь постоянного соглашения об управлении доходами от нефти. Согласно опросам общественного мнения, ливийцы постоянно называют коррупцию глубоко укоренившейся проблемой, которую необходимо преодолеть для процветания Ливии. Правительству национального единства необходимо создать институты, которые будут противостоять злу коррупции и лишить контроля ополченцев, которые злоупотребляли своими сайтами в личных целях. Совет безопасности обязан поддерживать построение прозрачных, технократических и аполитичных суверенных институтов и наказывать тех, кто причастен к коррупции. По мере развития этих и других институтов в Ливии необходимо активнее привлекать к их деятельности гражданское общество и женщин-лидеров. Их включение поможет укрепить мир, обеспечить справедливость и повысить ответственность. В духе нашего голосования в прошлом месяце Совет должен и впредь выступать единым фронтом по Ливии. Давайте сделаем все, от нас зависящее, чтобы помочь правительству сохранить положительную динамику на пути к национальным выборам 24 декабря…».

Базирующаяся в Брюсселе, Международная кризисная группа в своем новом отчете по Ливии, пишет, что после создания единой исполнительной власти в стране, есть два наиболее важных вопроса, которые представляют собой серьезную проблему для нового Правительства национального единства и Президентского совета, и они должны уделять этому приоритетное внимание при решении, а именно конституционной базе для декабрьских выборов и должности Главнокомандующего вооруженными силами. В документе указано, что правительство, пользующееся внутренней и международной поддержкой, должно продвигать политический процесс вперед, и ливийские партии должны согласовать правовые рамки для выборов в декабре, а также указано, что парламент должен прямо признать новый Президентский совет в качестве Верховного главнокомандующего, согласно «дорожной карте» ООН, утвержденной в ноябре 2020 г. В отчете резюмируется все то, что произошло в стране с точки зрения политических разногласий, конфликтов и внешней поддержки гражданской войны, а также то, как все стороны на местах, а также власти на востоке и западе Ливии приняли новое правительство. Делается предположение, что скорейшее возобновление войны кажется маловероятным, особенно после того, как стороны подпишут соглашение о прекращении огня. Однако, в отчете говорится: по-прежнему существуют серьезные проблемы с воссоединением страны и подготовкой к выборам в декабре, и понятно, что решение вопроса о правовой базе выборов и отсутствии ясности в отношении верховного командования армии должно быть среди приоритетов премьер-министра. Президентский совет и парламент, а также ООН должны продолжать поддерживать эти усилия. В отчете указывается, что премьер-министр и Президентский совет должны предложить политическим партиям согласовать конституционную основу, обсудить институциональную основу управления и не откладывать выборы, а также четко указывается на желание премьера ПНЕ А.Х.Дбейбы остаться у власти, в течении, как минимум, двух лет. Что касается диалогового форума в отчете Международной кризисной группы указано, что у его членов сейчас имеется больше шансов продвинуть политический процесс вперед, как это произошло в феврале, и что они должны вмешаться, чтобы процесс мог выйти из тупика и проголосовать большинством на основе, выработанной юридическим комитетом Что касается должности Верховного главнокомандующего вооруженными силами в документе говорится, что парламент должен ратифицировать «дорожную карту» и включить ее в Конституционную декларацию, передав эти полномочия новому Президентскому совету. Далее в отчете говорится, что парламент и армейское командование признали Президентский совет высшим военным органом. Однако, это устное, а не официальное соглашение, указывающее на то, что дальнейшее спокойствие и успех воссоединения Ливии зависят от многих взаимосвязанных вопросов, включая сохранение международного сближения на политическом пути вперед. Их решение поможет облегчить то, что может стать новым и, на этот раз, завершающим этапом бурного десятилетнего периода.

Корреляция позиции США и ЕС в отношении Ливии хорошо известна и не раз выделялась нами, как основной фактор, способствовавший быстрой реализации проекта ФЛПД. Все мелкие ситуационные разногласия были оставлены за рамками общего курса, прежде всего, это было заметно по позиции Франции. Заседание Совета Безопасности ООН 21 мая добавляет к этой линии поддержку абсолютного большинства членов международного сообщества, настолько очевидную, что реши, например, РФ, формально поддерживающая ФЛПД, и, скажем, Китай, воспротивиться этому курсу, их мнение не будет приниматься в расчет. Впрочем, Китай сегодня не присутствует в Ливии от слова «совсем». Что касается позиции РФ по Ливии, вплоть до настоящего времени, она состоит из двух полностью противоположных составляющих. Первый – условно назовем его, «линия МИДа», это та, где мы «все поддерживаем, одобряем, призываем и пр.». Являемся участниками Берлинской конференции и. т. д. Вторая —  это деятельность МО РФ, ГШ РФ и ассоциированной с ними группы, являющейся частью российского высшего военного и политического истеблишмента, реализующей свою собственную внешнюю политическую линию, чей облик, цели и задачи мы, применительно к той же Ливии, а есть и другие страны, сформулировать затрудняемся, но состоит она из отправки и финансирования присутствия военного контингента РФ. На наш взгляд, не имеет никакой разницы делить его на сотрудников ЧВК и военнослужащих МО РФ, все эти вещи давно и тесно взаимно переплелись, действуют согласно одним и тем же планам и под единым руководством. Вот эта вторая составляющая российской внешней политики в Ливии совершенно недвусмысленно названа представителем США в СБ ООН той, чье время истекло. Остался 1 месяц до того, как все ее компоненты должны покинуть Ливию. Что касается Турции, мы не раз сообщали в наших материалах, что ровнять турецкое и российское военное присутствие в Ливии нельзя: турки действуют на легальных основаниях и, кроме того, в инициативном порядке заявляли о готовности вывести свой контингент практически полностью. То же самое касается сирийских прокси Анкары. Позиция РФ – совершенно другое дело. Ливия в этом смысле не имеет аналогов в современной российской истории и даже советской – ее невозможно сравнить с действиями СССР в Испании в 1936 г.  Разве что, с большими натяжками, с действиями в Китае, в 1937-1944 гг.  Как отреагирует Москва на этот раз, как обычно, сделает вид, что ее это не касается, или как-то по другому, станет понятно в течении ближайших двух месяцев. Что будут делать США и их союзники в случае отказа РФ вывести свой военный персонал из Ливии изложено вполне подробно и доходчиво.

52.24MB | MySQL:103 | 0,461sec