Перспективы пакистано-китайского сотрудничества

Недавние столь стремительные и кардинальные изменения в политической жизни Пакистана не оставляли времени для анализа вопросов, касающихся пакистано-китайских отношений при новой администрации президента Асифа Али Зардари. Какой импульс они получат, в каком направлении будут развиваться, каким жизненным содержанием будут наполнены?

Стратегия на сотрудничество очевидна. Но с какой скоростью она будет осуществляться, а главное, будут ли реализовываться мегапроекты, декларированные еще бывшим президентом Исламской Республики Пакистан П. Мушаррафом?

Спустя месяц после официальной инаугурации 8 сентября нового президента ИРП Асифа Али Зардари он летит в Пекин с официальным визитом, где находится с 14 по 17 октября. По сути, это первый целенаправленный зарубежный визит «нового» Исламабада в Пекин.

Китайское направление является традиционным для дипломатии всех администраций Пакистана, которая рассматривает великого соседа как «друга в любую погоду». Толчок к сотрудничеству, прежде всего в ядерной сфере, еще в далеких 70-х дал премьер-министр страны Зульфикар Али Бхутто. В 80-е годы Пекин отлично ладил с главой военной администрации, генералом М. Зия-уль-Хаком; в конце 80-х – 90-х годах — с премьер-министрами Б. Бхутто и Н. Шарифом, с конца 90-х, вплоть до отставки в августе с.г., — с президентом П. Мушаррафом. Сегодня Пекин один из лучших друзей президента ИРП А.А. Зардари.

Обе стороны оценивают важность двусторонних отношений, которая в свою очередь является «элементом гарантии мира и стабильности в регионе». Как было подчеркнуто в совместном коммюнике, отношения обеих сторон «основываются на принципах невмешательства во внутренние дела, уважения суверенитета и независимости…» Пакистан со своей стороны поддерживает Китай в вопросах статуса Тайваня и Тибета как неотъемлемых частей страны.

Стратегические интересы обоих партнеров носят одновременно давний и перспективный характер*. Многолетнее ровное сотрудничество определило несколько приоритетных направлений: энергетика, транспорт, строительство, сельское хозяйство, текстиль, военная и ядерная сферы, банковский сектор, развитие трансграничных экономических зон и т.д.

В течение последних лет Китай был одним из крупнейших инвесторов в экономику Пакистана. Инвестиции направлялись в различные секторы народного хозяйства: энергетику, строительство, телекоммуникации, горнодобывающую промышленность и др. При технической и финансовой поддержке Поднебесной был сооружен комплекс зданий тяжелого машиностроения, а в 2007 г. введена в строй первая очередь нового порта Гвадар на юге Белуджистана.

Объемы товарооборота между двумя странами год от года завидно растут. Качественное расширение они получили в годы правления генерала-президента П. Мушаррафа: если в 2002 г. общий объем товарооборота составлял 2 млрд долларов, то уже в 2008 г. — 7 млрд долларов.

Еще в апреле 2005 г. во время визита президента П. Мушаррафа в Пекин главы обоих государств подписали Договор о дружбе, сотрудничестве и добрососедских отношениях. Тогда же была одобрена Программа пятилетнего сотрудничества в области экономики. С пакистанской стороны и договор, и программа были подписаны еще человеком, которого заставил уйти в отставку действующий президент Асиф Али Зардари. Но актуальность двусторонних связей с годами только возрастает, что говорит о важности пакистано-китайских отношений для обеих сторон.

Но не стоит забывать и о неудачах в пакистано-китайском экономическом сотрудничестве. Это прежде всего касается нескольких железнодорожных проектов, инициированных правительством Пакистана в начале текущего века, поставок подвижного состава и т.д. После неудачной сделки — покупки ста локомотивов китайского производства Министерством железных дорог Пакистана, последний был крайне разочарован низким качеством продукции, и вопрос о сотрудничестве в этой области на время был закрыт. Китайская сторона так и не сумела войти в мощный транспортный проект массовых перевозок пассажиров в Карачи; на сегодняшний день первенство перехватила Япония.

Тем не менее и Китай, и Пакистан крайне заинтересованы в дальнейшем утверждении и расширении связей, наращивании объемов товарооборота и темпов развития. Во время визита Асифа Али Зардари в Пекин называлась перспективная цифра товарооборота — 15 млрд долларов к 2010 г. К традиционным направлением сотрудничества добавились разведка природных ресурсов, защита окружающей среды, совместные проекты в области радио и телевидения, космических технологий, сельском хозяйстве, создание в Пакистане музея истории природы, строительство полей для крикета и т.д.

В целом, визит нынешнего главы администрации Исламабада в Пекин подчеркнул преемственность в политике бывшей администрации П. Мушаррафа в «китайском» вопросе.

Сегодня Пекин вновь подчеркивает свою заинтересованность в участии в нескольких крупных проектах Пакистана: расширении инфраструктуры порта Гвадар; развитии углеводородного проекта строительства газопровода Иран–Пакистан–Индия и возможного участия в нем китайской стороны; участие в строительстве дамбы Диамет-Бхаша и др. Пекин уже официально заявил о намерении, наряду с компаниями из стран Ближнего Востока, инвестировать средства в указанный проект, общая стоимость которого оценивается в 12,6 млрд амер. долларов. На строительство отводится незначительное время для подобного рода мегапроектов – к 2016 г. он должен быть введен в эксплуатацию.

Но будет ли участие Китая столь масштабным и эффективным в указанных проектах, как в предшествующие годы? В новейшей истории как в Пакистане, так и в мире в целом необходимо учитывать несколько новых обстоятельств, которые могут отразиться на темпах и объемах сотрудничества обоих государств.

Экономика Китая переживает сегодня финансовый кризис, который уже отразился на темпах экономического роста. Национальное бюро статистики КНР опубликовало данные, показывающие снижение темпов экономического развития: 9% в сентябре, 7,2% в октябре по сравнению с 10,1% в августе с.г. Встает вопрос: сможет ли Китай поддерживать заявленный уровень сотрудничества с Пакистаном в ближайшей перспективе?

Следующим немаловажным вопросом является степень сотрудничества и степень влияния США на нынешнюю администрацию Пакистана, и в частности на президента Асифа Али Зардари. Известно жесткое противостояние Вашингтона реализации проектов строительства газопровода Иран–Пакистан–Индия; порта Гвадар; строительства железной дороги от порта вверх по территории Белуджистана до границ с Китаем, декларированных еще президентом ИРП П. Мушаррафом в начале с.г. К слову сказать, последний на всех международных форумах представлял Пакистан как стратегический плацдарм, как мост, соединяющий громадные территории и континенты — Центральную Азию, Ближний и Средний Восток и Южную Азию. В речах действующего президента Пакистана не слышно подобных метафор.

Строительство любых транспортных коридоров (углеводородных, железнодорожных, шоссейных и т.д.) на территории Пакистана при финансовой и технической поддержке Китая означает укрепление позиций последнего в регионе, что противоречит стратегическим интересам США.

Одним из ключевых вопросов внутренней и внешней политики Пакистана является борьба с терроризмом. Сегодня уже очевидно, что именно афганский вопрос, а также вопросы борьбы с терроризмом, разрешение пакистанской стороной США проводить военные операции в зоне пуштунских племен в Северо-Западной пограничной провинции ИРП будут косвенно увязаны с развитием проектов порта Гвадар и газопровода Иран–Пакистан–Индия, в которых крайне заинтересован Китай.

Асиф Али Зардари сегодня ходит по миру с протянутой рукой, запрашивая у международных организаций финансовую помощь в размере 10 млрд долларов. Международный валютный фонд уже обещал выделить 7,6 млрд долларов. Помощь предоставлена, но не только под проценты, но и под определенные политические обязательства.

Представляется, что объемы товарооборота между Исламабадом и Пекином будут увеличиваться во многих областях, но вызывает определенное сомнение дальнейшая реализация совместных мегапроектов на территории Пакистана в прежних объемах.

*Н. Замараева. Пакистанский порт Гвадар в региональной стратегии Китая. www.iimes.ru 12.11.06; Пакистанский порт Гвадар — ключевой региональный перевалочный пункт, www.iimes.ru 10.07.2006; Железные дороги Пакистана: история, современное состояние, перспективы развития, www.iimes.ru, 22.12.2007; Пакистано-китайские экономические отношения на современном этапе, www.iimes.ru, 23.06.08, Экономическая стратегия переходного правительства Пакистана, www.iimes.ru, 15.12.2007.

52.29MB | MySQL:103 | 0,466sec