ФРГ – Оман: перспективы сотрудничества

Активная фаза немецко-оманских отношений началась относительно недавно — с визита министра иностранных дел ФРГ Йошки Фишера в Оман (июнь 2004). Следом (март 2005) султанат посетил федеральный канцлер Герхард Шредер. В рамках этого посещения было опубликовано официальное сообщение, в котором выражалось намерение последующего углубления отношений. 21 мая 2006 г. Оман посетил нынешний глава внешнеполитического ведомства ФРГ Франк-Вальтер Штайнмайер, который счел необходимым встретиться с султаном Кабусом, будучи с визитом в соседнем Кувейте. Встреча с монархом произошла в древнем оманском городе Салала, где родился султан Кабус. Вечером того же дня они были в столице Омана Маскате, где Штайнмайер посетил мечеть султана Кабуса, которая представляет собой архитектурный шедевр. Отделанная легендарным каррарским мрамором, она занимает территорию 416 тыс. кв. м и способна вместить во дворе до 16 тыс. верующих. Тема бесед, упомянутых в официальной хронике: Иран и его ядерная программа.

Сообщения о развитии немецко-оманских отношений на официальном уровне в последнее время немногословны. По причинам, остающимся неизвестными, посещение султаната Оман не было включено ни в программу ближневосточного вояжа канцлера А. Меркель (4-6.02.2007), ни аналогичной недавней (28-30.10.2008) поездки министра иностранных дел Ф.-В. Штайнмайера по странам Аравийского полуострова. Поездка в Оман государственного секретаря федерального Министерства экономики и технологий Б. Пфаффенбаха, намеченная на 22-23 октября 2007 г. и призванная интенсифицировать экономические отношения с султанатом во всех областях, для чего в состав делегации были включены ведущие эксперты различных отраслей хозяйства, не состоялась. Во время поездки планировалось обсудить вопросы о двойном налогообложении, о соглашении по культурному обмену и другие. Все эти факты наводят на мысль о том, что взаимосвязи двух государств осложняются из-за необнародованных причин и обстоятельств.

Тем не менее Германия принадлежит к важным экономическим партнерам Омана. Периодически, начиная с 1978 г., проводятся заседания немецко-оманской экономической комиссии. Существуют соглашения об экономическом и промышленном сотрудничестве, договоры об инвестициях, воздушном сообщении. Германия не входит в число стран, куда отправляется большая часть оманских товаров на экспорт. Лидерство в этом секторе (2006) сохраняется за Юго-Восточной Азией, представленной Китаем (23,7%), Республикой Корея (18,0%), Японией (10,9%) и Таиландом (10,7%), которым необходимы оманские энергоносители. Однако ФРГ находится в настоящее время (2006) в ряду стран, откуда ввозятся товары, наряду с ОАЭ (22,4%), Японией (16,4%), США (8,1%), хотя доля ее невелика — 5,4%.

«Немецкая продукция пользуется в Омане высоким авторитетом, всем известно ее высокое качество», — заявил министр промышленности и торговли Омана С.Е. Макбул бин Али бин Султан (S. E. Maqbool bin Ali bin Sultan). Расшифровывая структуру товарообмена, министр отмечает, что 50% немецкого экспорта в Оман составляют машины, устройства и электротовары. Второй крупный сектор — транспортные средства (31,6%). Оманский экспорт также представляет собой две крупные группы товаров: оманского (40%) и неоманского (60%) происхождения. Ассортимент последних министром не уточняется. Товары оманского происхождения — это преимущественно продукция из металла, продукция животноводства, химические изделия, эфирные масла, изделия из кожи.

Анализ торговых отношений между двумя странами показывает их неровный характер. К примеру, что касается импорта ФРГ, если сравнивать 2001, 2002 и 2003 гг., то видно его характерное снижение более чем на треть, затем следует столь же стремительное выравнивание в 2005 г. до показателя 2001 г. и почти 80%-ное удвоение в последние два года. При этом экспорт ФРГ в 2001-2004 гг. остается на уровне 230-290 млн евро, затем резко поднимается на треть и выше и достигает высшей планки 546,4 млн евро (2007). Даже в 2006 г., наиболее благоприятном (в суммарном исчислении) для оманской экономики в разрезе двусторонних торговых отношений, соотношение импорта и экспорта султаната составляло 1:20. Соотношение 1:30 в первые три месяца 2008 г. закрепляют лидирующие позиции ФРГ.

Комментируя положение, посол Омана в ФРГ С.Е. Халифа бин Али аль Харти (S. E. Khalifa Bin Ali Al Harthy) сказал: «Я могу подтвердить, что немецко-арабские экономические отношения развивались в течение последних лет скачкообразно». Значительное преобладание немецкого экспорта над импортом он объясняет естественными причинами: с одной стороны, Германия — признанный мировой лидер в экспорте, о чем говорит ежегодный объем экспорта в размере приблизительно 900 млрд долларов; с другой стороны, султанат не вывозит в Германию нефть и природный газ — самые важные экспортные продукты арабского мира. Совет сотрудничества стран Залива, подчеркнул посол, надеется, что «столь долго ожидаемое свободное торговое соглашение с Европейским сообществом будет скоро подписано, что позволит султанату и другим членам совета увеличить объем и ассортимент экспорта в Германию и Европу в целом».

С Германией в Омане связывают большие надежды, поскольку она уже зарекомендовала себя в качестве крупного партнера. ФРГ помогла индустриально преобразовать северооманский портовый город Сохар (Sohar), построив там крупный комплекс по производству метанола. К слову сказать, это пример одной из самых капиталоемких инвестиций ФРГ на арабском Востоке. Комплекс вместе с гаванью, новым нефтеперегонным и металлургическими заводами образовал мощное промышленное ядро Омана. Планируется, что предстоящие инвестиции в размере 12 млрд долларов будут направлены на строительство других хозяйственных объектов: завод по производству стали, комплексы по производству полипропилена, минеральных удобрений и продукции из алюминия.

Посол Султаната Оман в ФРГ подчеркивает, что у государства есть два стратегических проекта: диверсификация национального дохода и создание рабочих мест для развития национального рынка рабочей силы. К проектам более близкого будущего принадлежат демонтаж аэропортов Сееб (Seeb) в столице и на юге страны в Салале (Salalah), а также строительство двух новых аэропортов, в том числе в городе Суре (Sur). Преобразование нефтехимической индустрии при использовании резервов природного газа также представляет собой важную составляющую экономической стратегии. Важные промышленные площадки расположены там же, в портовых городах Салале и Суре. В Салале предусмотрено, к примеру, строительство предприятий химической промышленности, электростанции и опреснительной установки. В Суре центром индустрии станут дополнительные мощности по сжижению газа и транспортировка его на специально оборудованные суда. В Дукме (Duqm) правительство планирует строительство нового нефтеперегонного завода, электростанции, а также корабельной гавани с сухим доком.

В числе отраслей, определяющих будущее индустриального лица Омана, значатся строительство, производство цемента и меди, рыболовство, производство сельхозпродукции, выращивание племенного скота; вместе с тем развитие этих секторов идет недостаточно высокими темпами. Как считают немецкие эксперты, удачное географическое расположение государства, которое представляет собой почти 300-километровую полосу вдоль всей западной оконечности Аравийского полуострова, чем обеспечены, с одной стороны, протяженные границы с ОАЭ, Саудовской Аравией и Йеменом и, с другой, выход через пять крупнейших портов в Оманский залив и Аравийское море, диктует весьма перспективную концепцию развития хозяйства.

«Мы надеемся, — подчеркивает посол, — что Германия примет активное участие в данных перспективных преобразованиях. Эти надежды подкрепляются деятельностью Арабо-немецкой палаты коммерции и промышленности (Ghorfa e.V.), созданной в 1979 г. с целью содействия развитию хозяйственных отношений ФРГ и стран арабского Востока. Правительства обеих стран рассматривают Ghorfa как экономический мост между двумя регионами. Функционирующий благодаря содействию многочисленных предпринимателей различного уровня, федерального правительства, арабских посольств и правительств, ЛАГ, арабской Торгово-промышленной палаты и других структур, Ghorfa трижды в году созывает на тематические заседания все заинтересованные стороны. Так, в марте традиционно проходит Немецко-арабский форум по развитию туризма, в июле — Немецко-арабский хозяйственный форум, в октябре — Немецко-арабский форум по вопросам здравоохранения.

По мнению президента Арабо-немецкой палаты коммерции и промышленности А. Хонжи (Al Khonji), 11-й по счету Немецко-арабский хозяйственный форум (25-27.06.2008) оставил особое впечатление, поскольку «участие Омана в работе форума особенно выделялось». Он поясняет, что в рамках трехдневного мероприятия обычно бывает трудно выделить главный аспект. Однако на этот раз подобное произошло, поскольку именно представители делового мира Омана сумели сконцентрировать внимание участников заседания на вопросах, волнующих весь арабский мир. Необходимо, указали они, приложить особые усилия для развития частного сектора национальных экономик.

Заметим, что для Омана и провозглашенной им политики «оманизации», в ходе которой в экономическую жизнь страны следует вовлекать коренных жителей, не слишком полагаясь на иностранных инвесторов, это имеет стратегическое значение; в данном секторе экономики оманцы, по различным оценкам, составляют до 25% общего числа занятых. Так, согласно данным DOE (Министерство энергетики США), в частном секторе страны лишь каждый десятый является гражданином Омана. Политика «оманизации» нацелена на сокращение зависимости султаната от иммигрантов, как специалистов, так и рабочей силы. Данная проблема является общей для богатых стран арабского Востока, хотя эксперты отмечают: в султанате она стоит не так остро, как в других странах Залива. В настоящее время в Омане находится несколько сот тысяч иностранных работников, легально и нелегально прибывших из Индии, Пакистана, Бангладеш.

«Оманизация» приобретает первостепенное значение, потому что, во-первых, новоприбывшие стремятся закрепиться на новом месте, перевезти сюда семьи, а, во-вторых, следует учитывать снижение в ближайшей перспективе значения нефтегазового сектора в национальной экономике и нарастающий приток выпускников оманских школ. Султанат не первое десятилетие пытается решить проблему занятости молодежи. Он испытывает сложности с трудоустройством более чем 40 тыс. юношей и девушек, выпускаемых из школ ежегодно. Немалая их часть отправляется в военные заведения, но расходы на оборону Омана составляют хотя и значительную долю ВНП (12%, один из самых высоких в мире показателей), но все же недостаточную, чтобы радикально решить вопрос занятости. В связи с этим понятна тенденция нарастания социальной напряженности из-за нехватки рабочих мест. Сокращающийся нефтяной сектор и пока стабильно действующий газовый сектор не в состоянии обеспечить работой всех выпускников школ. Так вновь выплывают на первый план идея диверсификации и связанные с ней проекты.

По утверждению А. Хонжи, Оман располагает «либеральной и открытой для всего мира экономикой, в которой все области производства и услуги непрерывно развиваются, все области экономики открыты для иностранных и, в частности, для немецких инвестиций и предлагают хорошие шансы на успех». Оставим данное утверждение на совести президента Арабо-немецкой палаты коммерции и промышленности, поскольку непонятно, отчего при столь широком разнообразии льгот султанат вынужден искать инвестора в Европе, тогда как, что называется, через дорогу живут весьма состоятельные соседи. Почему та же Саудовская Аравия не спешит в Оман, чтобы вкладывать капиталы в туризм, в развитие индустрии, в развитие частного сектора, остается загадкой. Чуть ниже мы дадим нашу версию этой ситуации.

Для того чтобы поощрить приток немецких инвестиций и добиться состояния омано-германских хозяйственных связей, полностью удовлетворяющих обе стороны, султанат, по заявлению А. Хонжи, предлагает многочисленные льготные условия и различные формы поощрения капиталовложений. Оман хочет, чтобы ФРГ участвовала преимущественно в сферах, способствующих диверсификации экономики, среди которых туризм, индустрия (тяжелая промышленность), информационные технологии, коммуникации, услуги, сельское хозяйство и рыболовство, а также научные исследования.

Что касается научных исследований, в стране уже положено начало созданию центра по подготовке ученых и специалистов на уровне мировых стандартов. В октябре 2007 г. в столице Омана открыт GUtech – Германский технологический университет. Он создан при содействии Рейн-Вестфальского университета в Аахене, богатого традициями (основан около 140 лет назад) и крупнейшего в Европе (31,4 тыс. студентов) вуза. Студенты-оманцы изучают высокие технологии, основы планирования, менеджмент, проблемы развития туризма, архитектурный дизайн.

Если говорить о других названных сферах, то они вполне вписываются в формат программ федерального правительства, касающихся арабских стран. Так, открывая 10-й Немецко-арабский хозяйственный форум (12.07.2007), министр экономики и технологий Михаэль Глос (Michael Glos) указал, в частности, что крупные инвестиционные проекты в нефтяном и газовом секторах, в нефтехимической индустрии, производстве стали и алюминия относятся именно к тем сферам, в которых Германия имеет многолетний и ценный опыт и которым готова поделиться. Кроме того, он отметил другие области совместного приложения сил, среди которых охрана окружающей среды (строительство канализационных сетей), здравоохранение (современные больничные и санаторные комплексы), туризм (гостиничные комплексы и создание курортной инфраструктуры). Немецкие специалисты наилучшим образом «снаряжены для подобного широкомасштабного процесса модернизации, учитывая последние технологии, их обширные специальные знаниями, ноу-хау инженеров, а также ее знание в области сервиса», заверил М. Глос.

Существует ряд дополнительных обстоятельств, на которых строится оптимизм федерального министра. Во-первых, страны Залива не страдают от дефицита капитала, скорее наоборот; доходы от продажи нефти растут. По этой причине федеральное правительство считает, что многие проекты, как промышленные, так и в сфере гостиничного хозяйства и здравоохранения, могут финансироваться собственными средствами. Немецкие специалисты готовы оказывать содействие в консультации, проектировании, внедрении новейших технологий жителям Саудовской Аравии, Кувейта, Объединенных Арабских Эмиратов, Катара, которые станут инвесторами в дорожном строительстве или строительстве железных дорог и электростанций.

Во-вторых, существует уже наработанный опыт по развитию немецкого экспортного потенциала. Экспорт в Арабский регион уже «выше, чем экспорт Германии в страны АСЕАН или в Латинскую Америку». Вопреки политическому напряжению на Ближнем и Среднем Востоке торговля динамично развивается и совершенствуется. Как отметил М. Глосс, в 2006 г. немецкий импорт из арабских стран возрос примерно на 15% и достиг более чем 12 млрд евро. Немецкий экспорт в арабские страны увеличился почти до 22 млрд евро, то есть примерно на 16%.

В-третьих, у Германии в Арабском регионе нет прошлого в виде колониальной политики. Таким образом, исключается мотив остаточной исторической памяти и неприятия понятия «немецкие технологии». В-четвертых, Германия наработала опыт сотрудничества на рынках арабского Востока и знает особенности той или иной страны, что учитывается в программах перспективного сотрудничества и делает их более гибкими и жизнеспособными.

Оценивая перспективы сотрудничества с Оманом, западные эксперты исходят из ряда особенностей, характерных этой данной арабской страны. Главная из них — чрезвычайная концентрация власти в руках 67-летнего правителя султана Кабуса бен Саида (Qaboos), который находится на троне с 1970 г. Он не только верховный правитель, но и премьер-министр. Султан Кабус бен Саид предстает и как военачальник, причем в трех ипостасях — маршала сухопутных войск Королевских сил Омана, маршала Королевских воздушных сил Омана, адмирала Королевского флота Омана. Окончив в 20-летнем возрасте военную академию в Сэндхерсте (Великобритания), он служил в британском пехотном батальоне в Германии.

Султан Кабус выделяется среди правителей соседних ближневосточных стран, где должности поделены среди членов королевских семей. Поэтому, как отмечает группа экспертов, к которой относится американский политолог профессор Марк Катц (Mark N. Katz; George Mason University, Fairfax, Virginia, USA), их называют своего рода семейными предприятиями. Если в Омане какие-то посты и выделяются для родни, и то двоюродной, то это культура, экология и прочие области, не связанные с политико-финансовыми и оборонными проблемами.

Таким образом, оманский султан исключил гипотетическую ситуацию замены его в результате форс-мажорных обстоятельств на троне иной кандидатурой, которую можно было бы выдвинуть на семейном совете, как это принято на Ближнем Востоке. При подобном раскладе, если форс-мажор и случится, заменить его кем-то из ближайшей родни будет затруднительно, поскольку Кабус, во-первых, не назвал наследника престола или, по другой версии, написал имена двух кандидатов в конверте, который следует вскрыть после его смерти, и неизвестно, есть ли среди них кто-либо из его родни; во-вторых, к подобной роли никто попросту не готов, ибо для нее надо наработать соответствующий опыт.

По этой причине в случае неожиданного стечения обстоятельств Оману может грозить чрезвычайное развитие событий. Показательно, что султанат при этом позиционирует себя в качестве демократического государства, поскольку у него есть парламент — Меджлис аш-Шура, полномочия которого весьма ограничены. К примеру, как отмечают западные эксперты, он лишен возможности обсуждать проблемы национальной безопасности, международных отношений, состояния политической системы — это прерогатива султана.

Подобное положение позволяет усомниться в демократичности монарха, который к тому же исключает не только диалог с оппозицией, но и ее становление. В отличие от ближайших соседей по полуострову Оман считается закрытым государством, со строго дозированной в прессе информацией об актуальных политических и экономических проблемах в государстве. Суждения различных слоев населения о каких-либо качественных изменениях в политике и экономике страны остаются достоянием не печати, а частных бесед с глазу на глаз, исключительно в домашних условиях.

Вместе с тем другая часть западных экспертов оценивают подобное положение с позитивной точки зрения, так как они воспринимают султана Кабуса бен Саида как ключевую фигуру в укреплении оманской государственности и достижении общенационального согласия. Они отмечают, что в короткий исторический срок он воссоединил Оман в рамках единого государства, сумел умиротворить суннитский Дофар, начать реформирование экономики и общества и создать условия для полного контроля положения дел в обществе и государстве, изменить бытовые условия, поддерживать население разнообразными социальными программами.

По оценке консультанта Арабо-немецкой палаты коммерции и промышленности доктора Бернда Йекеля (Bernd Jаеckel), султанат Оман находится «на стабильном эволюционном курсе» именно благодаря правлению Кабуса. Он отмечает, в частности, что, когда султан Кабус почти четыре десятилетия назад взял власть (сместив в результате бескровного дворцового переворота своего отца. – Прим. авт.), «это была обедневшая и в высшей степени отсталая страна». Не было ни улиц, ни надежного снабжения, ни системы образования. Радио и телевидение принадлежали к табу. Немало образованных и состоятельных семей, в том числе специалистов высокой квалификации, уехали за границу. Султан Кабус предпринял попытку предотвратить миграцию и побудить специалистов к возвращению. К сожалению, Б. Йекель не привел примеры того, насколько успешно завершилась данная попытка. Зато известно, что процесс оттока «мозгов» породил другое, более тревожное явление: приток «гастарбайтеров» из Южной, Юго-Восточной Азии и с Афиканского континента. Оман, как и другие страны Персидского залива, страдает от переизбытка трудовых ресурсов из числа прибывающих; 15-процентное квотирование и другие меры по сохранению рабочих мест для собственного населения пока оказываются безуспешными. В результате в стране пребывает более чем 300-тысячная миграционная диаспора, что составляет почти одну восьмую часть всех жителей страны.

Доктор Б. Йекель, упоминая о том, как важно продвигать Оман, находящийся на пути «к экономически и социально успешному государству Залива», на «уважаемое место в международном сообществе», употребил выражение «изолированный султанат», не объясняя, что же привело его к изоляции не только от мира, но и от ближайших соседей по Аравийскому полуострову. Между тем разгадка, видимо, находится именно там, где ее стараются не замечать, — в характере оманского суверенитета. Дистанцирование от соседей — многолетний курс Омана, который не участвует, к примеру, в деятельности организаций международного и локального характера, какими являются OPEC и OAPEC, межправительственные структуры стран, чья экономика во многом зависит от экспорта нефти. Понятна настороженность пограничных государств, добывающих нефть и участвующих в стабилизации цен на нее, если султанат действует, руководствуясь собственными представлениями о мировом рынке углеводородов и не желая вникать в решение общих и насущных проблем.

Об особенностях правления красноречиво говорит и тот факт, что в стране имеется лишь один национальный праздник, отмечающийся 18 ноября, — День рождения Султана Кабуса, в то время как повсюду в мире это либо День независимости, либо День принятия Конституции. В этом смысле Оман является уникальным государством в мире, если не считать считанных стран, бывших прежде английскими колониями, где по многовековой традиции отмечают День рождения Королевы Великобритании.

Типичный образец официального славословия был представлен газетой Oman Observer 18.11.2008: «Султанат сегодня в 38-й раз отмечает государственный праздник. Это тот случай, который воплощает выполнение обещаний, сделанных Его Величеством Султаном Кабусом в начале Ренессанса, — осуществить современное преобразование Омана. В ходе празднования этой важной вехи люди Омана с глубокой гордостью оценивают достижения, засвидетельствованные во всех слоях общества под мудрым лидерством Его Величества Султана. С момента вступления на престол Его Величества в 1970 г. Султанат сделал внушительные успехи во всех сферах национальной жизни».

Редакционная статья указывает, что Оман, «благодаря дальновидной политике Его Величества, стал образцовой моделью не только на региональном уровне, но и на международной арене. В результате султанат — одна из нескольких современных стран (каких именно, не указывается. – Прим. авт.), у которых есть способность использовать человеческие и природные ресурсы как составную цель ее национальной специфики».

В качестве примера таких достижений указано, что ВВП в первой половине 2008 г. достиг 10,52 млрд (исчисление в национальной валюте — оманских реалах; 1 реал = около 2,6 доллара США) по сравнению с 7,18 млрд в соответствующий период 2007 г., хотя известно, что произошло это в результате мировой ценовой политики в нефтяном секторе.

При этом эксперты отмечают, что Оман испытывает не лучшие времена. В последние годы обозначилась тревожная встречная тенденция: прирост населения сопровождается истощением нефтяных запасов.

Это вторая особенность султаната. В течение последних двадцати лет прирост населения составлял, по оценкам экспертов, примерно 3-4% в год. В стране насчитывалось менее 1 млн человек (1970). Сегодня в султанате, по данным, приведенным 28.10.2008 информационным агентством Al Arabiya News Channel, проживают 2,3 млн человек, 1,96 млн из которых — уроженцы Омана. При сохранении аналогичных темпов в Омане в 2025 г. будут проживать не менее 4 млн человек. Высокий уровень рождаемости (5,62 ребенка на каждую женщину), отмеченный в 2008 г., ставит Оман со «стабильным эволюционным курсом» в один ряд с государствами, для которых характерны гуманитарные катастрофы и продолжающаяся годами нестабильность. Примечательно, что несмотря на ужасающую нищету и голод, эти государства продолжают оставаться самыми детородными в мире; выше, чем в Омане, показатель рождаемости в Малави (5,67), Западной Сахаре (5,69) и еще в девяти странах, включая мирового лидера Нигерию (7,29). Двое из пяти жителей султаната сегодня — дети до 14 лет.

Сможет ли страна прокормить такое число жителей, является проблемной задачей, даже если учесть, что Оман продолжает оставаться богатым на углеводороды. В 2003 г. доказанные запасы нефти в Омане, по разным оценкам, составляли 4,2-5,7 млрд баррелей. К слову сказать, на сайте Арабо-немецкой палаты коммерции и промышленности приведена цифра исследованных запасов в 6,1 млрд баррелей. Разительные расхождения между цифрами запасов углеводородов объясняются рядом немецких экспертов политическими мотивами: Оман не желает выглядеть бедным родственником на фоне преуспевающих соседей; по этой причине не исключено обнародование намеренно завышенных показателей, которые впоследствии корректируются международными аналитиками.

Так или иначе, количества нефти, исчисляемого в миллиардах баррелей, должно хватить на срок от 16 до 22 лет, если исходить из сегодняшних темпов добычи. Это означает, что в отличие от других стран Персидского залива, которые могут просуществовать на доходы от продажи нефти гораздо дольше (Кувейт – 130 лет, ОАЭ – 120 лет, Саудовская Аравия – 90 лет), Оман должен строить стратегию развития, исходя из принципа «Жизнь без нефти». Поэтому экономическая диверсификация важнее для Омана, чем для других государств Залива. Тем более что добыча падает довольно стремительно: с 960 тыс. баррелей в день (2000) до 710 тыс. (2007). Другим богатством оманских недр является природный газ, запасы которого определены в границах 12,3-30,0 трлн кубических футов, которых, по расчетам экспертов, должно хватить на 50-60 лет. Правительство намерено развивать этот сектор за счет строительства систем газопроводов и других объектов, включая оборудование по сжижению газа. Ввод в строй данных установок способствует росту объемов вывозимого сырья — с 5,1 млн т (2005) до 7,1 млн т (2006). Газ становится все более весомой долей в перечне экспортных товаров Омана.

Экспорт нефти сократился с 350 (2001) до 269 млн баррелей (2006). Однако вследствие динамики цен на мировом рынке доходы от нефтяного экспорта выросли с 8,9 (2001) до 15,5 млрд долларов (2007). Подобная перспектива может сохраниться вплоть до того момента, когда подземные резервуары в Омане будут опустошены. Впрочем, не исключается успех разведчиков нефти на других массивах. Известно, что в 2006 г. правительством Омана заключено восемь договоров на поиск нефти с международными нефтяными компаниями. Неизвестно, насколько оправдаются долгосрочные прогнозы оманских аналитиков, которые определили снижение значения сектора сырой нефти в оманском ВВП с 41 (1996) до 9% (2020). Однако к концу 2003 г. доля доходов от добычи нефти в ВВП составила почти 40%. Она приносит в последние годы от 71 до 75% всех экспортных доходов. В 2005 г. экспорт углеводородного сырья (нефть и газ) обеспечил 92,6% средств, то есть, за небольшим исключением, весь объем экспортных доходов. Это означает, что, с одной стороны, эксплуатация недр Омана продолжается высокими темпами, а с другой стороны, пока не найдена замена экспортного товара столь же высокой доходности.

На данном этапе инвестирование немецкого капитала в экономику Омана вероятно в одной из трех названных выше сфер, обозначенных рамками регулярно созываемых конференций Арабо-немецкой палаты коммерции и промышленности, а также в развитие научных, культурных и учебных программ. Пока, если судить по обилию совместных проектов в сфере здравоохранения, наблюдается явный перевес медицинской составляющей. Возможно, приоритеты со временем могут измениться.

52.37MB | MySQL:103 | 0,485sec