Похищение саудовского танкера и реакция королевства

Похищение сомалийскими пиратами (в отношении которых все чаще высказывается мнение о том, что это бывшие моряки сомалийского военного флота) саудовского танкера «Сириус Стар» вызвало незамедлительную реакцию и в кругах саудовского политического истеблишмента, и на уровне саудовского общественного мнения.

18 ноября в ходе совместной пресс-конференции с главой греческого внешнеполитического ведомства по итогам своего официального визита в Афины саудовский министр иностранных дел принц Сауд Аль-Фейсал отметил, что Саудовская Аравия, считая, что «пиратство идентично терроризму, и так же, как терроризм, — это болезнь современного мира», полностью поддерживает европейскую инициативу, направленную на обеспечение безопасности морского пароходства у берегов Восточной Африки. В этой связи он заметил: «Мы примкнем к реализации этой инициативы, действуя, как и другие государства, расположенные на побережье Красного моря».

В свою очередь, 19 ноября в специальном интервью эр-риядской газете «Ар-Рияд», отвечая на вопрос об отношении саудовского правительства к сообщениям о том, что владельцы «Сириус Стар» ведут переговоры с похитителями танкера, С. Аль-Фейсал подчеркнул: «Я знаю о том, что владельцы судна ведут переговоры. Но мы не любим вести переговоры с террористами или теми, кто удерживает заложников. Я знаю также, что мы примкнем к совместным силам, ведущим борьбу с пиратами». Слова о том, что Саудовская Аравия не собирается вести переговоры с сомалийскими пиратами, и о том, что она примкнет к силам, ведущим патрулирование акватории Аденского залива, принц С. Аль-Фейсал произнес и на состоявшейся в тот же день в Риме совместной пресс-конференции со своим итальянским коллегой.

Заявления С. Аль-Фейсала позволяют сделать, по меньшей мере, два вывода. Во-первых, Саудовская Аравия станет одной из стран-участниц формируемых ныне совместных вооруженных сил, составленных в первую очередь из военных судов государств Европейского союза. По некоторым данным, будущая военная флотилия начнет свои операции в Красном море, Аденском заливе и в водах Индийского океана, омывающих Сомали и Кению, до «8 декабря, когда будет отмечаться праздник разговения». Во-вторых, саудовское руководство предпринимает ныне серьезные усилия, направленные на то, чтобы не позднее начала декабря провести встречу на уровне министров иностранных дел и министров безопасности арабских стран бассейна Красного моря. В этой встрече должны принять участие представители самой Саудовской Аравии, Египта, Йемена, Джибути и «законного» сомалийского правительства, а также представители страны-наблюдателя в Лиге арабских государств — Эритреи. Последнее обстоятельство кажется тем более важным, что саудовское правительство отмечает постоянно расширяющийся район действий сомалийских пиратов. Если раньше, как отмечалось в специальном заявлении саудовского Министерства безопасности, пираты «не осмеливались отдаляться от берегов Сомали», то теперь они курсируют в пределах значительного водного пространства, «омывающего Сомали и Кению, общая площадь которого составляет не менее 1,1 млн кв. миль». Некоторые эксперты саудовского правительства считают, что это создает угрозу стратегической безопасности королевства.

Усилия, предпринимаемые Саудовской Аравией в этой связи, уже встретили полное понимание в Египте. По заявлениям представителей саудовской службы государственной безопасности, тесно контактирующей со своими йеменскими коллегами, вопрос о проведении встречи «не вызывает каких-либо возражений» со стороны Йемена. Более того, уже в настоящее время обе стороны тесно взаимодействуют в рамках организации совместного отпора действиям пиратов. Тем не менее саудовская сторона, как подчеркивалось в одном из заявлений, распространенном Министерством иностранных дел королевства, ни в коей мере не планирует «создание объединенной военной флотилии в составе судов государств зоны Красного моря». Напротив, говорится в заявлении, речь может идти только о «совместных европейско-арабских усилиях», к которым, однако, можно «привлечь некоторые африканские страны». Во всяком случае, встреча представителей арабских стран бассейна Красного моря должна открыться 20 ноября в Каире.

Усилия Саудовской Аравии выглядят, тем не менее, как отражение реакции местных предпринимательских слоев на складывающуюся ситуацию. 20 ноября саудовская газета «Аль-Ватан» процитировала немало заявлений представителей этих слоев, из которых вытекало, что саудовские транспортные компании в первую очередь «опасаются осуществлять перевозки в бассейне Аденского залива и Аравийского моря». Эти «опасения» заставляют компании переориентироваться на «те транспортные пути, которые проходят через Суэцкий канал и мыс Доброй Надежды», что, естественно, приводит к значительному удорожанию перевозок и финансовым потерям. По заявлению цитируемого газетой представителя одной из этих компаний, «если сложившаяся ситуация продлится еще немного, то произойдет катастрофа, поскольку время перевозок увеличивается, фрахтовые расходы растут, как растут и издержки на страхование, а это в свою очередь приводит к росту цены перевозимых товаров».

Выражая точку зрения редакции, газета «Аль-Ватан» подчеркнула 20 ноября в своей передовой статье «Борьба с терроризмом и пиратством», что «пиратство стало одной из мировых проблем сегодняшнего дня». Это означает, что после захвата танкера «Сириус Стар» великие державы, «интересы которых требуют обеспечения безопасности международных транспортных путей», должны «принять соответствующие меры для искоренения опасности пиратства, как это было сделано ими для борьбы с терроризмом после событий 11 сентября 2001 г., когда терроризм стал угрозой для всего мира». Но равным образом, по ее мнению, соответствующие усилия великих держав должны поддержать и арабские страны, расположенные в бассейне Красного моря. Если, как отмечается в редакционной статье «Аль-Ватан», «пиратство — проблема всего международного сообщества, то и ее решение предполагает объединение усилий всех заинтересованных сторон».

Аналогичную точку зрения выразила и эр-риядская «Ар-Рияд», писавшая в своей передовой статье 20 ноября с.г. «Пираты Аравийского моря», что «захват танкера “Сириус Стар” подрывает репутацию саудовского королевства, а также сеет сомнения в том, что королевство действительно способно экспортировать производимую им нефть». Поскольку, по мнению газеты, «Соединенные Штаты и Европа уже выразили свое стремление обеспечить безопасность морских перевозок в Красном море», постольку «арабские страны не могут остаться вне этого процесса». Было бы, заявила «Ар-Рияд», «по крайней мере, странно, если бы саудовское королевство и другие арабские страны региона остались вне усилий, предпринимаемых международным сообществом».

Все же в саудовской позиции содержится некоторая недосказанность. Королевство высказало свою заинтересованность в том, чтобы противостоять пиратству, развивающемуся в непосредственной близости у его берегов, только после случая с «Сириус Стар». Более того, до сих официальную точку зрения Саудовской Аравии по вопросу о сомалийском пиратстве (а точнее, захвате саудовского танкера) выражал только министр иностранных дел страны принц С. Аль-Фейсал, а не король Абдалла или наследный принц Султан. Конечно, король Абдалла только в самое ближайшее время должен вернуться на родину после поездки в Соединенные Штаты. Тем не менее это обстоятельство не должно выглядеть как препятствие для того, чтобы высказать точку зрения высшей фигуры национального политического истеблишмента по вопросу, непосредственно касающемуся национальных интересов страны. Наконец, и принцу Султану предоставлены все полномочия короля (что подтверждает и конституционный акт страны — Основной закон правления) на то время, в течение которого глава государства находится за его пределами.

Но, быть может, причина этой недосказанности лежит в особой позиции саудовской власти в отношении положения в Сомали, где слишком многие действуют под лозунгами «чистоты ислама»?

52.28MB | MySQL:103 | 0,503sec