Контуры внешнеполитических взглядов избранного президента Израиля И.Герцога

Как известно, полномочия президента в Израиле, в том числе в вопросах международной политики, существенно уступают тем, которыми наделен глава правительства. Вместе с тем характер президентского поста таков, что нередко именно его как представителя государства задействуют на сложных направлениях, где процесс налаживания конструктивного политического сотрудничества сталкивается с барьерами. В связи с этим избрание президентом Израиля главы Еврейского агентства («Сохнут»), экс-лидера оппозиции и потомственного политика И.Герцога заслуживает внимания к его представлениям о том, как должна выглядеть израильская внешнеполитическая активность. Наконец, нельзя упускать из виду то, что некогда он претендовал и на пост премьер-министра, что косвенно может свидетельствовать о нереализованных амбициях, являющихся основанием для выхода за рамки своих функций, что в истории государства, пусть и редко, но бывало.

Пожалуй, наиболее проблемной областью, где вовлечение президента точно не будет лишним, можно считать американо-израильский трек. Здесь примечательно, что И.Герцог имеет неплохие отношения с контрпартнером из США Дж.Байденом. Более того, в отличие от Б.Нетаньяху он не медлил с тем, чтобы поздравить лидера Соединенных Штатов с избранием. В телефонном звонке еще в ноябре 2020 г., то есть после обнародования итогов, а не инаугурации, И.Герцог отметил заслуги Дж.Байдена в борьбе с антисемитизмом, назвал его «верным другом Израиля», а вице-президента К.Харрис охарактеризовал как «первопроходца, пробившего стеклянный потолок». Не удивительно, что уже 2 июня, т.е. сразу после объявления результатов Дж.Байден обратился с ответным посланием. В тексте, размещенном на официальном сайте Белого дома, отмечается, что И.Герцог «демонстрировал непоколебимую приверженность безопасности Израиля, развитию диалога и наведению мостов с еврейской общиной по всему миру». Дополнил все это американский лидер надеждой, что с И.Герцогом «партнерство между Израилем и США продолжит расти и углубляться».

Пожалуй, самым любопытным фактом, отражающим связи И.Герцога с США, являются его необычные отношения с Н.Пелоси – депутатом от Демократической партии и нынешним спикером Палаты представителей. Познакомились они, если верить СМИ, на Форуме Сабана в 2016 г., когда оба испытывали глубокую фрустрацию политической ситуацией в своих государствах. И.Герцог был все еще раздосадован проигрышем Б.Нетаньяху на выборах 2015 г., а Н.Пелоси – победой Д.Трампа в президентской гонке в США В 2016 г. В тот вечер, если верить свидетельствам помощника американского политика, И.Герцог прочел ей отрывок из стихотворения поэта Э.Манора «Эйн ли Эрец ахерет» 1982 г., в котором есть строчка «я не буду молчать, когда моя страна меняет свое лицо». Якобы, именно ее затем повторяла Н.Пелоси во время январского штурма Капитолия.

Все это создает неплохой баланс для Израиля, в силу которого, независимо от политической ситуации в стране в целом и исхода затянувшегося процесса формирования правительственной коалиции в частности, у государства есть  возможность уравновесить прежнюю дружбу с республиканцами и подкрепить т.н. двухпартийный консенсус. А вот диалог  с американским еврейством, серьезно ухудшившийся при Д.Трампе, как кажется, выглядят более противоречиво, чем это хотят в текущей ситуации продемонстрировать СМИ. Несмотря на то, что, будучи главой «Сохнута» И.Герцог действительно часто обращался к общинам США, в 2017 г. он сделал некорректное высказывание о росте антисемитский настроений при президенте-республиканце, призвав собственные власти готовиться к волне алии из Соединенных Штатов.

В том, что касается принципиальной для Израиля проблематики Большого Ближнего Востока, следует выделить два направления. Первое из них иранское. Здесь И.Герцог за последние годы успел высказать противоположные точки зрения. В период противоборства с Б.Нетаньяху за премьерский пост он был скорее сторонником «ядерной сделки». Впрочем, как кажется, за этим скрывался электоральный маневр, игра на контрастах с политическим противником, в том числе в поисках международной поддержки. Не случайно интервью в подобном ключе с похвалой в адрес Б.Обамы И.Герцог давал на уже упоминавшемся Форуме Сабана. В дальнейшем он стал воспринимать СВПД как шаг, который, цитируя его, «выпустит льва из клетки», а также как принципиальный вопрос, объединяющий всех израильтян.

В контексте сообщений о договоренностях оппозиционных по отношению к Ликуду политиков об успехах в формировании коалиции, позиция И.Герцога особенно важна. Я.Лапида и Н.Беннета в иранской проблеме в большей степени интересует курс США и готовность Вашингтона взаимодействовать в этой и смежных областях с Израилем. При этом лидер «Еш атид», как кажется, более предсказуем, чем его коллега из «Ямины». Однако, независимо от того, кто именно займет ключевой пост, даже если в этом качестве продолжит исполнять обязанности Б.Нетаньяху, И.Герцог в силу своих взглядов способен разделить и отстаивать единый курс по иранской проблеме на международной арене.

А вот с т.н. нормализацией дела обстоят несколько сложнее. Уже после проигрыша на выборах в Кнессет в 2015 г. И.Герцог и Б.Нетаньяху вели переговоры о включении первого в правительство для расширения и, как следствие, большей устойчивости коалиции. Собственно так лидер Ликуда в какой-то момент превратился, по меткому выражению СМИ в «министра всего», придерживая за собой влиятельные министерские должности, чтобы потом передать их новым партнерам. В рамках тех усилий И.Герцог, которому прочили портфель главы внешнеполитического ведомства, в том числе принимал участие в переговорах о нормализации отношений с умеренными региональными режимами, дабы потом на их базе продвинуть урегулирование с палестинцами. Он встречался с госсекретарем США Дж.Керри, тогдашними президентами ФРГ и Франции, а также с арабскими лидерами, включая представителей Египта и ОАЭ.

Процесс, как мы знаем, провалился и в том, что касается альянса Б.Нетаньяху – И.Герцог, и в плане сближения с арабским миром. Однако если первая возможность упущена окончательно, то вот вторая реализовалась, однако стала заслугой Д.Трампа и Б.Нетаньяху. Собственно говоря, именно этот факт и свидетельствует о возможном наличии у нового израильского президента своего рода реваншистских настроений. Проявиться они могут и в том, что касается судебного процесса над лидером Ликуда, и в области внешней политики, на которую И.Герцог может попытаться оказывать чуть больше влияния, чем предполагают его полномочия.

Еще один любопытный момент, отражающий подходы И.Герцога, заключается в том, что он в 2015 г. был сторонником приема сирийских беженцев. Показательна эта ситуация как в контексте сохраняющейся проблемы с африканскими инфильтрантами, так и в связи с палестинским треком. В последнем случае сирийский прецедент может стать основанием для реализации палестинского права на возвращение. Более того, именно с таким заявлением в то период выступил Я.Лапид, назвавший сирийский сценарий, в случае его реализации, «черным ходом для палестинцев».

И.Герцог должен официально вступить в должность 9 июля. В целом, в отличие от своего предшественника Р.Ривлина он не делал громких заявлений, к примеру, в духе продвижения признания геноцида армян, а потому каких-либо отчетливых ожиданий относительно его каденции в области, так или иначе относящейся к внешней политике, сформировано не было. И это явно облегчает его работу. И.Герцог может оказаться успешным в поддержании связей с Германией и Ватиканом, в которые его предшественники были часто вовлечены в силу существующего не только политического трека отношений, но и их серьезного культурно-исторического фона, а также способствовать укреплению отношений с еврейскими общинами по всему миру, что для страны крайне важно, но далеко не всегда может быть охвачено премьер-министром. Определенные опасения может вызывать ближневосточный трек, однако, на нем многое будет зависеть от конфигурации будущего кабинета министров и его главы. А точнее стремления последнего полностью закрепить за собой внешнеполитические функции или не возражать против размывания полномочий, которое на других уровнях существует давно, провоцируя особенное недовольство МИДа.

52.22MB | MySQL:103 | 0,533sec