Почему властям Пакистана невыгодно размещать на территории страны военные базы США

Сворачивая военное присутствие на территории Афганистана, Вашингтон все равно стремится сохранить в регионе инфраструктуру, необходимую для ведения контртеррористических операций. На прошлой неделе чиновники с обеих сторон, в том числе советник по национальной безопасности США Джейк Салливан, подтвердили, что Пакистан и США провели переговоры по этому вопросу. Салливан подчеркнул, что диалог был конструктивным, но пакистанская сторона якобы отказалась от идеи разместить на своей территории базы дронов Центрального разведывательного управления (ЦРУ). В ответ на шквал опасений относительно перспективы передачи Исламабадом США военных баз, министр иностранных дел Пакистана Шах Мехмуд Куреши категорически заявил, что Пакистан не предоставит Вашингтону никаких объектов. Куреши отметил, что Пакистан будет заботиться исключительно о своих интересах, и что предоставление права на размещение на территории страны американских военных баз правительство не считает выгодным.

Ухудшающаяся обстановка в Афганистане, вероятно, заставит Вашингтон продолжить уговоры Исламабада пересмотреть позицию по этому вопросу. Пакистан, в свою очередь, навряд ли поддастся призыву и давлению со стороны США. Его настойчивость и непреклонность в данном вопросе можно объяснить тремя факторами:

Во-первых, постоянство, с которым премьер-министр Пакистана Имран Хан решительно выступает против прошлого формата отношений Исламабада и Вашингтона, не оставляло его правительству возможности уступить требованиям США. До прихода к власти Имран Хан был стойким критиком действий ВС США на территории Пакистана, однако критика была направлена не только в адрес властного поведения Вашингтона – он также раскритиковал сменявшие друг друга пакистанские правительства за то, что он считал попустительством США в ущерб собственных интересов. Поэтому в своих выступлениях перед приходом к власти Имран Хан поклялся вести войну с терроризмом, не считаясь с американскими интересами. Примечательно, что одновременно с резкой критикой в адрес Вашингтона, Имран Хан не раз подчеркивал необходимость установления сбалансированных и взаимовыгодных отношений с Соединенными Штатами. Кроме того, премьер-министр подтвердил, что Пакистан станет партнером США в мирном урегулировании внутриафганского конфликта. Такие максималистские позиции по отношению к Вашингтону могут стать для Имрана Хана разрушительными с политической точки зрения. Резкая смена курса не только настраивает общественное мнение против нынешнего премьера, но в целом поднимает вопросы о его компетентности и способности принимать адекватные решения во внешней политике и сфере безопасности. Высокопоставленные пакистанские чиновники, в том числе Куреши и советник по национальной безопасности Моид Юсуф считают подход Имрана Хана одним из основных факторов, по причине которых Пакистан не может взять на себя обязательства по размещению американских баз. С учетом этого, поворот в политике премьер-министра обойдется Исламабаду очень дорого.

Во-вторых, поддержка, оказываемая Пакистаном в усилиях США по отслеживанию действий радикального исламистского движения «Талибан» (запрещено в РФ), вероятно, подорвет связи Исламабада с афганской группировкой. Пакистан не может позволить себе ослабить отношения с талибами, так как в данный момент они очевидно являются доминирующим игроком на афганской политической арене. Одерживая новые стратегические победы после объявления о выводе войск США к 11 сентября, «Талибан» увеличивает шансы стать правящей силой в Кабуле. В такой обстановке Пакистан вновь встает перед сложным выбором: «Талибан» однозначно не приветствовал бы подобный шаг со стороны Исламабада. Неприязнь, которая будет нарастать на фоне ухудшения отношений между Пакистаном и талибами, может нанести ущерб основным интересам Пакистана, в частности, связанным с растущей террористической угрозой на территории Афганистана. Если Исламабад пойдет на уступки и станет «правой рукой» Вашингтона в регионе, «Талибан» будет поощрять подрывную деятельность террористических группировок на территории Пакистана. Поскольку Исламабад играет одну из ключевых ролей в укреплении региональных связей и внутриафганском перемирии, провоцирование талибов было бы равносильно выстрелу себе в ногу. Иными словами, власти Пакистана будут старательно избегать того, чтобы их государство рассматривали как игрока, выполняющего приказы Вашингтона.

В-третьих, Пакистан, разрешающий США использовать военные базы для выполнения боевых задач, скорее всего, вызовет беспокойство со стороны соседствующих Китая и Ирана, которые к тому же являются одними из главных противников США. В сочетании с неприязнью Вашингтона к проекту Китайско-пакистанского экономического коридора (КПЭК) это означает, что, если Пакистан позволит американским войскам действовать на своей территории, Вашингтон почти наверняка воспользуется этим преимуществом, чтобы следить за развитием КПЭК. Ни Пакистан, ни Китай не хотели бы наблюдать физическое присутствие США в стратегических точках КПЭК, включая критически важный пакистанский порт Гвадар. Помимо Китая в данной ситуации напрямую будет затронут Иран, так как если Пакистан достигнет договоренности с США в вопросе размещения военных баз, будет дискредитировано не только предложение Имрана Хана восстановить отношения с Ираном, но и его роль посредника в конфликтах с участием Ирана, Саудовской Аравии и США. Кроме того, будет нарушено хрупкое равновесие, которое обеспечивает присутствие Пакистана на Ближнем Востоке, что, безусловно, подорвет его геополитический авторитет и обернется множеством проблем, чреватых тяжелыми последствиями для региональной безопасности.

Таким образом, разрешение разместить на территории Пакистана военные базы США обострит внутренние политические споры и усугубит имеющиеся проблемы на региональном уровне. В то время, когда Исламабад усиленно пытается побороть экономический кризис и укрепить свое влияние в регионе, идти на подобного рода уступки – это именно то, что в данный момент он не может себе позволить.

52.24MB | MySQL:103 | 0,471sec