О новой стратегии продовольственной безопасности Алжира

На фоне развернувшихся в Алжире важных внутриполитических событий, включая прошедшие 12 июня досрочные парламентские выборы, предварительные итоги которых накануне подведены, правительство А.Теббуна активно реализует новую национальную программу  агро-продовольственной безопасности до 2024 года.

Лейтмотивом новой стратегии является последовательное снижение зависимости от импорта продовольствия в целях диверсификации локального аграрного производства. В частности, поставлена амбициозная задача последовательного сокращения импорта продовольствия, который сегодня ежегодно составляет 10 млрд долларов США. В частности, власти Алжира нацелены снизить зависимость от импорта стратегически важных продовольственных товаров – пшеницы, кукурузы, сахара и масличных культур. Именно на импорт этих стратегических товаров приходятся основные расходы на импорт. К 2024 году Алжир рассчитывает сократить стоимость импорта продовольствия  на 25% – с нынешних 10 до 7.5 млрд долларов в год.

Более того, в марте 2021 года запущена первая за 20 лет сельскохозяйственная перепись. Для реализации новой национальной программы и наращивания производства стратегических видов продовольствия сформировано управление по развитию сельскохозяйственных земель и земель пустыни Сахара.

Нужно сказать, что пандемия не оказала разрушительного воздействия на систему цепочек поставок продовольствия и аграрной продукции в Алжире. Более того, коронавирус стал даже толчком для расширения локального производства. Власти не вводили жестких локдаунов и ограничительных мер в отношении транспортного сектора, поэтому алжирским фермерам удается беспрепятственно поставлять продовольствие для местных нужд в достаточном количестве. По итогам 2020 года, аграрное производство в Алжире превысило 25 млрд долларов США, что 8% выше чем в предыдущем году (23 млрд).

Вообще ценность аграрного сектора в национальной экономике Алжира трудно переоценить – его вклад в ВВП страны составляет 12.4%, что обеспечивает создание напрямую 2.5 млн рабочих мест, не говоря уже на косвенном эффекте (услуги, доставка, хранение и пр.). В этих обстоятельствах, а еще и в условиях сокращения в 2020 году нефтяных цен и соответствующих квот на экспорт, национальная стратегия продовольственной безопасности и самообеспеченности обретает дополнительный смысл и важность, особенно когда речь идет о стратегически важных продуктах, включая хлеб.

В частности, Минсельхоз Алжира активно инвестирует в расширение производства зерновых, вкладывает в модернизацию системы ирригации для повышения эффективности потребления воды, дефицит которой представляет большую проблему. К 2024 году Алжир планирует повысить урожайность зерновых с 50 до 60 центнеров с гектара. По оценкам экспертов Всемирного банка, это позволит Алжиру через три года довести уровень местного производства зерновых до 7.1 млн тонн в год, в том числе благодаря расширению производства в южных регионах страны. Одновременно, сокращение импорта зерновых позволит Алжиру к 2024 году ежегодно экономить до 400 млн долларов США.

Другим приоритетным компонентом импорта, который может быть сокращен в ближайшие три года является растительное масло. Его Алжир импортирует ежегодно на сумму не менее 1.3 млрд долларов США. Одновременно, в стране по программе импортозамещения идет расширение посевных площадей под рапс (до 3500 га на севере  страны), масло которого замещает импортируемое растительное масло. К 2024 году власти Алжира обозначили задачу ежегодного сокращения продовольственного импорта растительного масла на 983 млн долларов США. Это станет возможным за счет альтернативного увеличения производства соевых бобов, рапса и арахиса для производства соответствующего масла.

Помимо зерновых и растительного масла, Алжир будет поэтапно сокращать импорт сахара (экономия – 555 млн долларов в год), кукурузы (20 млн долларов в год), а также томатов, картофеля и чеснока.

При всех запланированных правительством реформенных мер в продовольственном секторе, зерновая отрасль находится в фокусе особого внимания. С учетом стратегической значимости, правительство А.Теббуна продолжит политику субсидирования хлеба, для регулирования его цены на комфортном уровне. Это позволит упредить угрозу социальных протестов в случае роста цен на хлеб.

Помимо адресных инвестиций в наращивание отдельных видов продовольствия, алжирские власти нацелены на модернизацию и усовершенствование всей инфраструктуры хранения и доставки продовольствия. К 2030 году будут созданы и объединены в единую сеть специальные зоны производства продовольствия по всей стране. Также Минсельхоз Алжира интегрирует в одну сеть управления склады хранения продовольствия и холодную цепочку. В текущем году в стране откроется 13 новых крупных холодильных центров. Запланировано создание новых агро-промышленных комплексов в каждом из регионов страны.

Важным направлением новой стратегии по продовольственной безопасности является цифровизация сельского хозяйства. Весной 2021 года Алжир запустил новый онлайн портал государственных услуг и поддержки фермеров. Также Алжир инвестирует в развитие климатически-оптимизированного сельского хозяйства – то есть приспособленного к климатическим шокам и катаклизмам. Речь идет о более устойчивых видам семян и эффективных удобрениях, c учетом экологического баланса и сохранения почвы. К середине 2021 года Алжир добился больших успехов по выведению новых, устойчивых к засухе и адаптированных к дефициту воды видов семян, что стало важным вкладом в продовольственную безопасность Алжира с учетом местных условий.

Инновации и новые технологии, поощрение аграрных стартапов и переход на использование возобновляемых видов энергии  — все это важные вехи новой национальной стратегии продовольственной безопасности Алжира. Некоторые из этих компонентов имеют и политический подтекст – например, инновационные проекты по поддержке женщин-предпринимателей в сельском хозяйстве являются важным фактором повышения роли женщин в общественной и политической жизни.

При этом, на фоне взятого алжирскими властями курса на импортозамещение стратегически важных видов продовольствия, cо стороны западных инвесторов сохраняется высокий интерес. В частности, CША рассматривают возможности наращивания экспорта в Алжир зерна, порошкового молока и соевых бобов, а также сельскохозяйственного оборудования и техники, включая современные системы холодных цепочек. В свою очередь, Россия в июне с.г. вновь впервые с 2016 года поставит Алжиру пшеницу (первая партия объемом 30 тыс. тонн).

При этом Алжир, экспортирующий сегодня 6-7 млн тонн пшеницы в год, играет в активную зерновую дипломатию и балансирует между ведущими поставщиками – CША, Россией, странами Евросоюза (Франция, Германия) и Аргентиной. Одновременно, Алжир недавно ужесточил стандарты качества импортируемой пшеницы и буквально в июне отказался принимать очередную партию французской пшеницы как несоответствующей стандартам. Неудивительно, что это совпало с обострением двусторонних отношений между Алжиром и Францией и в частности лишением аккредитации в Алжире французского телеканала France 24, с формулировкой предвзятого освещения протестов алжирской оппозиции и в связи с «враждебностью» французских журналистов к властям страны. Думается, зерновой фактор в обозримой перспективе продолжит оказывать существенное влияние как на внешнеполитические действия властей Алжира, так и на внутриполитическую ситуацию. Курс на импортозамещение является таким образом осознанным шагом властей создать некий защитный механизм для стабильного обеспечения продовольствием, прежде всего хлебом, чтобы минимизировать угрозу социальных протестов.

52.22MB | MySQL:103 | 0,638sec