О конкуренции между Алжиром и Марокко за ключевые посты в Африканском союзе

Как мы уже сообщали ранее,  жесткое региональное соперничество между Алжиром и Марокко включает в себя не только дипломатические битвы в Европе и США по вопросу досье Западной Сахары, но и жесткую конкуренцию за ключевые посты в Африканском союзе (АС). Ранее Алжир лишился своего многолетнего  доминирования на одной из ключевой должности в АС — комиссара по вопросам мира и безопасности. 18-летнее руководство Смаила Шерги  Департаментом мира и безопасности, который теперь должен быть объединен с Департаментом по политическим вопросам, привело к серьезному раздражению других стран-членов АС. Тем более что до Шерги этот ключевой департамент АС возглавлял также алжирец Р.Ламамра.  В этой связи тактика администрации президента Алжира Абдельмаджида Теббуна заключалась в том, чтобы сосредоточить свои усилия не на борьбе за посты комиссаров АС, а за административные технические должности в департаментах АС и противодействию выдвижения марокканских кандидатов на них. Как показало время, это была единственно верная тактика, имея в виду и жесткую оппозицию со стороны Африки южнее Сахары продолжению алжирской (и вообще – североафриканской) монополии в политическом секторе АС. При этом отметим, что кампанию Марокко по продвижению своих кандидатов в АС (а Рабат выдвинул шесть кандидатов на семь постов комиссаров) возглавлял не министр иностранных дел Насер Бурита, а Ясин Мансури, глава Службы внешней разведки DGED. Само по себе это свидетельствует о важности для Марокко этого процесса. Но на сегодня Алжир оказывается в выгодной позиции, чтобы обеспечить себе желанное хотя бы одно место  в  Комиссии Африканского союза, а совсем не Рабат. Поясним: ни один из марокканских или мавританских кандидатов не числится  в шорт-листе претендентов на пост последнего вакантного комиссара по вопросам образования, науки, технологий и инноваций,  составленный компанией Pricewaterhouse Coopers (PwC) и группой видных деятелей под председательством бывшего премьер-министра Камеруна Филемона Янга.  Вместе с Филемоном Янгом над процессом отбора работают Конджит Синегиоргис (постоянный представитель Эфиопии при АС, участвовавший в создании Организации африканского единства в 1963 году), Тулиамени Каломох (советник президента Намибии по иностранным делам) и Хасан Бубакар Джаллоу (главный судья Гамбии). Единственным кандидатом, оставшимся в гонке, является один из двух номинантов от Алжира, профессор медицины из Тизи Узу Мухаммед Бельхосин. Все четверо первоначальных кандидатов Марокко — Хамму Ухелли, Лахсен Хаддад, Бушта аль-Мумни и Ахмед Фали (в конце концов, только двое из них действительно баллотировались на этот пост), а также бывший министр образования Мавритании и представитель правительства до кадровых перестановок в конце мая Сиди ульд Салем были из списка по тем или иным причинам были исключены. Между тем кандидат  Ливии, заместитель министра образования Мухаммед Абдул Кадер Нвир Абдельрахман, не довел процесс подачи заявки до конца. До этого Рабат проиграл гонку за пост комиссара АС по сельскому хозяйству, что с учетом ведущей роли Марокко в производстве фосфатных удобрений  на континенте, рассматривалось королем Мухаммедом VI как первостепенная задача.

Пока ни Марокко, ни Мавритания не намерены сдаваться. Если Бельхосин останется единственным кандидатом, он автоматически будет избран на пост комиссара по вопросам  образования на следующем саммите глав государств АС, который был перенесен с июля на сентябрь. Марокко и Мавритания никогда не получали пост комиссара с момента создания АС в 2003 году и не хотят  быть снова обойденными Алжиром, который занимал ключевой пост комиссара по вопросам  мира и безопасности в течение 18 лет, пока Смаил Шерги не уступил место нигерийцу Банколе Адеойе в феврале. Если его кандидат будет должным образом избран в сентябре, Алжир может столкнуться с ответной реакцией со стороны  Рабата и Нуакшота. Марокко, которое присоединилось к АС в 2017 году после своего добровольного выхода из панафриканского органа из-за вопроса о Западной Сахаре, вполне может попытаться оказать давление на председателя АС чадца Мустафу Факи, в рамках возобновления им процесса отбора — шаг, который, вероятно, сейчас получит сильную поддержку со стороны Мавритании. Хотя выборы комиссаров по вопросам образования и здравоохранения еще не завершены, шесть других мест — председатель, заместитель председателя и четыре комиссара — были заполнены на саммите глав государств в феврале. На пост комиссара по вопросам здравоохранения и социального развития фактически безальтернативно будет выбран представитель Буркина-Фасо Мината Самате Кессумa (регион Западная Африка), Единственная реальная интрига теперь есть только в выборе комиссара по вопросам образования, на который точно попадет  представитель Северной Африки, и, скорее всего, это будет не марокканец. Как полагают эксперты, максимум, что может сделать Рабат в этой ситуации – это продвинуть на этот пост мавританца. На сегодня Северная Африка  имеет только одного комиссара в АС (представитель Египта Амани Абу Зеид на посту комиссара по вопросам инфраструктуры и энергетики).  Как говорят эксперты, в составе группы комиссаров АС нет представителя Магриба из-за внутренних разногласий между Алжиром и Марокко именно по поводу Западной Сахары, «Черная Африка» (и прежде всего ЮАР) хотят избежать вовлечения АС в это досье в слишком активной форме, и под этим предлогом естественно «сузить» высшее представительство и Алжира, и Марокко в организации.  Алжир это вовремя понял и тактически уступил, чтобы выиграть в качестве и получить максимально возможное в этой ситуации. Помимо поста комиссара по вопросам образования, он еще  будет располагать несколькими техническими секретарями в ключевых департаментах АС. Марокко, судя по всему, сделал ставку на напор и максимальное количество кандидатов с учетом своей лоббистской активности на континенте, но проиграл. И в данном случае мы видим отсутствие опыта аппаратной борьбы, прежде всего. Того самого опыта, который благодаря стараниям тех же опытных аппаратчиков Ламамры  и Шерги, сыграл сейчас свою принципиальную роль.

52.16MB | MySQL:103 | 0,485sec