Правительство ФРГ о проблемах иракских беженцев

Вопрос о стабилизации положения в Ираке многие годы находится в центре внимания Федеративной Республики Германии. От Германии исходят многие инициативы и начинания, которые помогают определенным образом наладить жизнь в стране, которую постигли тяжелейшие политические испытания, многолетняя война, связанные с ней разрушения в хозяйственно-социальной сфере.

Федеративная Республика Германия, на территории которой проживают примерно 150 тыс. иракских курдов, располагает самой большой диаспорой аналогичного типа вне Ирака. В настоящий момент многие из тысяч курдов, живущих в Федеративной Республике Германии, Австрии и Швейцарии, намерены возвратиться в регион, чтобы участвовать в восстановлении правовых, экономических и культурных институтов на родине. Частично репатриация уже началась.

В связи с этим возникает ряд проблем. Прежде всего, следует отметить, что процесс возвращения европейских иракцев, которые получили представления о европейских ценностях, будет проходить особенно сложно, если учесть обретенные в Европе впечатления и состояние хозяйственной разрухи в Ираке. Привыкшие за годы эмиграции к действенности закона, цивилизованным нормам общения, налаженному быту, возвращенцы жаждут создать на родине нечто подобное. Эти старания не проходят бесследно: в ряде регионов, прежде всего на севере, иракцы уже сейчас прилагают усилия по улучшению инфраструктуры, налаживанию медицинского обслуживания на уровне современных требований. Нельзя отрицать и существование проблем у детей, которые выросли в немецкоязычном контексте и хотели бы далее получать знания на обретенном прежде уровне. По этой причине власти Эрбиля, к примеру, рассматривают вопрос об основании немецкой школы для 100 немецкоязычных детей-иракцев.

Однако, несмотря на то что ситуация в сфере безопасности в некоторых регионах Ирака несколько улучшилась, беженцами еще не движет желание массовым порядком возвращаться к родным очагам. Причины этого явления, как и меры, предпринимаемые кабинетом министров ФРГ по поддержке иракских беженцев, изложены в ответе федерального правительства на запрос парламентской фракции свободных демократов. При этом правительство ФРГ основывается на оценках, данных Управлением Верховного комиссариата ООН по делам беженцев Объединенных Наций/ United Nations High Commissioner for Refugees (UNHCR). В частности, UNHCR указывает, что три группы иракских беженцев (внутренние, находящиеся в Сирии и Иордании) оказались в очень сложных и различных ситуациях. В целом для них проблематичны поиск рабочих мест, жилья, а также доступ к государственным организациям по оказанию помощи и регистрация в местных органах власти. Однако вне зависимости от страны и региона проживания положение со снабжением беженцев продуктами питания и медикаментами становится все сложнее. В связи с этим, а также учитывая решения заседания министров внутренних дел и министров юстиции стран — членов ЕС от 27-28 ноября 2007 г., правительство ФРГ не исключает процедуры приема определенной категории иракских беженцев.

Рассмотрим более внимательно круг проблем, которые волнуют группу депутатов (46 человек, все — представители партии свободных демократов) немецкого парламента, которую возглавляют Элке Хофф (Elke Hoff), Хартфрид Вольф (Hartfrid Wolff), Вернер Хойер (Werner Hoyer). 15 октября с.г. они обратились к федеральному правительству с перечнем вопросов — данный документ зафиксирован в бундестаге под номером 16/10637. Хотя документ и назван Kleine Anfrage (небольшой запрос), он насчитывает 16 вопросов правового и финансового характера. Попробуем определить основные моменты документа.

Гуманитарная ситуация в Ираке критическая, отмечают парламентарии. В связи с напряженным религиозно-идеологическим состоянием в обществе и непосредственной угрозой для жизни немало представителей религиозных меньшинств вынуждены были пуститься в бегство. По нашим данным, указывают депутаты, внутренних беженцев в Ираке сегодня насчитывается примерно 2,4 млн человек, почти 2 млн беженцев находятся за пределами Ирака — в Сирии и Иордании. Они живут в трудных условиях. Для Сирии это означает дополнительную нагрузку на инфраструктуру, системы здравоохранения и образования. Страны приема более не в состоянии нести этот вызов и поэтому крайне нуждаются в безотлагательной международной помощи. Иракцы-беженцы не имеют возможности работать в странах приема и полагаются исключительно на собственные сбережения, а если таковых нет, то на чужую помощь. Но все понимают, что это лишь временные меры и ситуацию надо менять радикальным способом.

Многие беженцы, не располагая ни собственными средствами, ни поддержкой извне, оказываются в тяжелом положении, которое вынуждает их прибегать к крайним мерам, чтобы выжить в чужих странах. Таким образом, развиваются проституция и другие нелегальные промыслы, в результате чего усиливается криминогенная ситуация в Сирии и Иордании.

Учитывая усложнявшуюся ситуацию, весной с.г. федеральное правительство зафиксировало инициативу ЕС по приему представителей преследуемых иракских меньшинств. Эта инициатива основывалась на понимании того, что Федеративная Республика Германия и ЕС должны будут принимать беженцев не в связи с их религиозной или этнической принадлежностью, а ориентируясь исключительно на сложности, связанные с индивидуальными обстоятельствами, важнейшая из которых — непосредственная угроза жизни и здоровью. Данная точка зрения рассматривается канцелярией кабинета министров таким образом, что в силу меняющихся в Ираке обстоятельств Европе и ФРГ в том числе следует принимать меньшее количество беженцев, чем предполагалось несколько месяцев назад, и следует ожидать возвращения из Сирии и Иордании значительного числа иракцев, как об этом сообщила Frankfurter Allgemeine Zeitung (26.09.2008).

В оценках многих депутатов немецкого парламента, в общественных кругах Германии, включая высокопоставленных представителей церкви, существуют противоречивые оценки положения с иракскими беженцами, отмечается далее в запросе депутатов партии свободных демократов. Новую волну обсуждений на эту тему вызвало принятое ЕС 25 сентября в Брюсселе решение об общеевропейской акции по приему иракских беженцев. В нем специально оговаривается необходимость процедуры идентификации лиц, которые являются кандидатами на прием в страны Евросоюза. Данная процедура должна была начаться, согласно брюссельскому решению, в июле с.г., однако до сих пор не осуществлена из-за отсутствия единого мнения по проблеме в рамках ЕС. С этим связан процесс затягивания, указывают депутаты. Между тем отдельные федеральные земли уже сигнализировали федеральному правительству, что готовы, не дожидаясь выработки единого мнения в ЕС, начать прием иракских беженцев.

Процесс приема в определенной степени тормозит и иракское правительство, побуждающее беженцев возвращаться в родные места, мотивируя это изменившейся там ситуацией. Большая часть беженцев этим призывам не внемлют, полагая, что угроза здоровью и жизни продолжает оставаться. Отметим попутно, что возвращение действительно имеет место, но в те немногие регионы, где положение относительно стабильно, прежде всего на север Ирака, в курдские провинции Дохук, Эрбиль и Сулеймания.

В этой связи у депутатов возникает вопрос: как федеральное правительство оценивает ситуацию с беженцами.

Кабинет министров ФРГ, ссылаясь в качестве источника на базу данных UNHCR, дает следующий ответ. Ситуация, в которой оказались 2,7 млн внутренних беженцев, различна в зависимости от региона, положения в сфере безопасности, состояния в разных аспектах: медицинском, экономическом, политическом. Так, в автономном регионе Курдистане, принявшем большое количество беженцев, ситуация относительно лучше, чем в других провинциях. Самая значительная часть беженцев задерживаются в населенных пунктах центральных провинций. Они испытывают те же тяготы, что и иракское население в целом, к этому прибавляются проблемы регистрации на местах, поиска рабочих мест, получении жилья, доступа к помощи, которую оказывает государство в централизованном порядке согласно числу коренных жителей региона. «Иракское правительство разработало обширную и долгосрочную программу помощи беженцам», подчеркивается в ответе кабинета министров ФРГ.

Что касается иракцев вне пределов Ирака, ситуация такова. Сирия и Иордания, несмотря на то, что являются государствами, не подписавшими Женевскую конвенцию о беженцах 1951 г., приняли иракских беженцев. Те живут там — за исключением примерно 1,3 тыс. убежавших из Ирака палестинцев, — не в лагерях, а в населенных пунктах вместе с коренным населением, преимущественно в пригородной зоне Дамаска или в северной Иордании. В Сирии 1,2 млн иракских беженцев определяют на проживание, выдавая, согласно недавним указаниям сирийского министерства иностранных дел, соответствующее разрешение. О численности действительно находящихся в Сирии иракских беженцев не имеется никаких уточненных данных. Известно, что UNHCR зарегистрировала 220 тыс. человек. Сирийское правительство располагает данными, по которым количество беженцев составляет от 5 до 10% всего населения страны, что действительно создает серьезные сложности. Иракские беженцы имеют доступ к сирийскому народному образованию и здравоохранению, однако у них нет официального разрешения на работу. Положение со снабжением беженцев становится все более сложным: собственные сирийские ресурсы истощаются при обслуживании жителей собственной страны. К тому же при довольно широком проведении экономических реформ (демонтаже субсидий) велик размер социальных компенсаций, которые доступны лишь гражданам Сирии. Особенно сложна ситуация с 1,3 тыс. иракцев в лагерях беженцев на сирийско-иракской границе (Tanf) и на сирийском северо-востоке (El-Hol), где скопились палестинцы, покинувшие Ирак.

В Иордании при отсутствии регистрационного процесса не имеется надежных данных об иракских беженцах. В оценках исходят от 200 тыс. до 500 тыс. человек. Примерно 55 тыс. иракских беженцев зарегистрированы UNHCR. Большинство иракских беженцев в Иордании считаются людьми вне закона, поскольку живут там по истекшим кратковременным визам. Вследствие этого легальный доступ на рынок рабочей силы остается для них закрыт. Тем не менее услуги в сферах здравоохранения и образования для них предоставляются в том же объеме, что и для иорданских граждан. Однако значительная часть детей-беженцев иорданские школы не посещают — или из-за переполненности классов, или из-за страха дискриминации.

Федеральное правительство поддерживает точку зрения канцелярии федерального канцлера о том, что Европе можно принимать меньше беженцев, чем было первоначально запланировано: она основана на мнениях министра юстиции Евросоюза и комиссариата ООН по делам беженцев. Их вердикт таков: беженцы могут возвращаться, несмотря на то что определенное число может поменять прежнее место жительства, однако новое ПМЖ должно неизменно предусматривать «долгий срок при надежных обстоятельствах в стране происхождения». Решение о приеме иракских беженцев в Германии будет впоследствии опираться на эти авторитетные мнения.

Сведения о том, сколько людей действительно могут и хотят вернуться в Ирак и насколько велика готовность правительства Ирака к возвращению беженцев, как повлияют его мероприятия по оказанию помощи репатриантам и другие вопросы, зависят от общего развития ситуации в Ираке. Успеху этого процесса, говорится в ответе правительства ФРГ, может послужить специальная миссия Евросоюза.

Депутатов бундестага интересует, как федеральное правительство объясняет разную оценку положения беженцев в Сирии и Иордании со стороны высокопоставленных церковных представителей и членов немецкого парламента. Кабинет министров отмечает, что его оценка основывается на регулярных беседах с дипломатами ряда посольств ФРГ, с представителями учреждений ООН (в частности, бюро UNHCR в Дамаске и Аммане), немецких и международных неправительственных организаций, с членами сирийского и иорданского правительств, с представителями сирийского Красного Полумесяца, с представителями местных христианских церквей и не в последнюю очередь — с самими иракскими беженцами.

Вопрос, собирается ли федеральное правительство выступить более решительно, чем это было прежде, за улучшение жизненной ситуации иракских беженцев в Сирии и Ираке, в значительной степени зависит от решения проблемы безопасности в Ираке. Если она решается, за исключением Курдистана, в основном за счет обязательств зарубежных государств, то надо помнить об определенных рамках разумной помощи, которая не может подменить собственные усилия по наведению порядка. Организации по оказанию помощи, в том числе и немецкие, безусловно будут продолжать поддержку. Но им необходимо опираться на местных сотрудников. В этом смысле перспективно партнерство Международного комитета Красного Креста (IKRK) с иракским Красным Полумесяцем. Федеральное правительство будет также и далее использовать контакты с правительством Ирака, чтобы укрепить защиту преследуемых в стране меньшинств. В Сирии, где иностранные организации по оказанию помощи до сих пор не могли действовать ввиду отсутствия государственной регистрации, сделан определенный шаг в этом направлении: с недавних пор, хотя и в небольшом объеме, эта процедура стала возможной. Как только регистрация определенных партнерских организаций произошла, были подготовлены к реализации проекты по оказанию помощи иракским беженцам из средств, выделенных для гуманитарной помощи.

Какими критериями руководствуется объединенная миссия комиссара по делам беженцев ООН и Еврокомиссия при идентификации людей, которые определяются как вероятные жители Евросоюза?

Вопрос, затрагивающий интересы, не исключено, сотен семей иракских беженцев, освещен следующим образом. После заключений Совета министров внутренних дел и министров юстиции ЕС от 24 сентября 2008 г. миссия комиссии и государств-участников отправится в Сирию и Иорданию. Она должна определить контингент наиболее остро нуждающихся в защите иракских беженцев. Согласно точке зрения федерального правительства, речь может идти лишь о тех прежних жителях Ирака, возвращение которых в Ирак невозможно ни при каких обстоятельствах: либо вследствие специфической ситуации угрозы (к примеру, из-за принадлежности к религиозному меньшинству), либо на основе других более серьезных личных обстоятельств (например, серьезное нарушение здоровья, трудноизлечимые болезни).

В каких, по оценке федерального правительства, провинциях Ирака возвращение беженцев теперь возможно в существенном размере, интересуются депутаты. Ситуация в сфере безопасности улучшается в различных частях Ирака, однако, по мнению UNHCR, она не достаточно устойчива для того, чтобы официально призвать беженцев возвращаться домой массовым порядком; данное положение касается всех без исключения иракских провинций. Все же тем, кто решился на этот шаг, UNHCR предоставляет индивидуальную помощь, однако при выдаче таковой предупреждает о вероятных последствиях этого возвращения. Верховный комиссар ООН по делам беженцев Антонио Гутеррес (Antonio Guterres) выражает надежду на то, что даже при условии выбора частью иракских беженцев новых мест проживания долгосрочная перспектива для возвращения в Ирак тех, кто желает вернуться на родину, будет благоприятна.

Важной считают депутаты немецкого парламента и финансовую сторону проблемы, сопровождающую процесс возвращения иракских беженцев к родным очагам. Федеральное правительство планирует и впредь поддерживать характеризующиеся своей стабильностью провинции Ирака при учреждении инфраструктуры, которая необходимая для приема возвращающихся беженцев. В этом смысле ФРГ продолжит прежний курс. Напомним, что в 2006 г. ФРГ присоединилась к участию в формировании Международного фонда восстановления Ирака (IRFFI — International Reconstruction Fund Facility for Iraq) взносом в размере 10 млн долларов (7,8 млн евро) и поддержала иракский Фонд развития в части системы профессионального обучения. Самый большой вкладчик IRFFI — Европейское сообщество, которое до сей поры предоставило для восстановления страны 565 млн долларов. Больше чем 20% общих средств IRFFI, составляющих 1,3 млрд долларов, выделено для проведения мероприятий по восстановлению инфраструктуры Ирака. Страна располагает валютными резервами благодаря доходам от продажи нефти и природного газа. Вследствие этого Ирак способен и сам принять участие в финансировании ряда проектов, в том числе и связанных с беженцами.

Продолжая финансовую тему, широко и детально раскрыт аспект улучшения гуманитарной ситуации беженцев, находящихся сейчас за пределами Ирака и не имеющих возможности получить от властей Сирии и Иордании помощь в необходимом объеме. Только в 2008 г. федеральное правительство за счет средств Министерства иностранных дел финансировало гуманитарные мероприятия по оказанию помощи в Ираке и в пользу иракских беженцев в странах их приема в объеме 5,2 млн евро, в том числе на поддержку внутренних беженцев — 2,5 млн евро. Значительные средства были переданы по линии UNHCR в Сирии и Иордании. Правительство ФРГ оказало, к примеру, помощь иракским беженцам в Иордании на сумму 620 тыс. евро. Они были потрачены на пакеты с продуктами и гигиеническими средствами. В 2007 г. внешнеполитическое ведомство ФРГ предоставило 4,25 млн евро на мероприятия по оказанию помощи в Ираке, а также в пользу иракских беженцев в соседних странах. Сверх того федеральное правительство средствами, предназначенными на антикризисные меры, поддерживает проект HELP e.V. по улучшению школьной инфраструктуры, а также по предоставлению оборудования и учебных материалов для иракских детей-беженцев в Сирии; на эти цели в 2008 г. было выделено 500 тыс. евро. Средствами федерального Министерства экономического сотрудничества и развития ФРГ финансировала мероприятия по реконструкции школьной инфраструктуры в Сирии и Иордании с целью ее развития и расширения возможностей для обучения детей иракских беженцев; в течение 2007-2008 гг. названные страны получили соответственно 6 млн и 7 млн евро.

Вследствие названных мер нагрузки на социальную сферу Сирии и Иордании, вызванные притоком беженцев из Ирака, должны были, по мнению кабинета министров ФРГ, снизиться. При этом, подчеркивается в ответе немецкого правительства, следует учесть, что, к примеру, в Иордании по линии UNHCR осуществляются различные программы помощи беженцам в сферах здравоохранения и народного образования в размере 45 млн долларов (2008). Особо нуждающимся семьям беженцев — их число определено в 3 тыс. — систематически выделяются продукты питания. Начиная с декабря 2008 г., эта помощь должна превратиться в денежный трансферт, благодаря чему помощь могли бы получить примерно 7,5 тыс. семей. Необходимо также иметь в виду, что правительство Ирака выделило на снабжение беженцев в Иордании 8 млн долларов.

Интересуясь, насколько федеральное правительство поддерживает уже упомянутое открытие немецкой школы в Эрбиле, депутаты хотели понять, какова ситуация с отношением к немецкоязычному обучению в Ираке. Федеральное правительство, указывается в ответе кабинета министров, на месте проверяет инициативу родителей об учреждении немецкой школы. Центр по созданию немецких школ за рубежом в лице координатора по Ближнему Востоку активно помогает инициаторам. Независимо от этого федеральное правительство активно работает над тем, чтобы содействовать развитию проектов по преподаванию немецкого языка в школах северного Ирака. В рамках инициативы «Школы: партнеры в будущем» были определены три школы в Курдистане, где немецкий язык станет основным предметом. Кроме того, имеется семь следующих школ, в которых намечено изучение немецкого языка в более полном, чем прежде, объеме. Всего подобным обучением будет охвачено 1,4 тыс. школьников. В этой связи десять преподавателей повышают свою квалификацию в рамках программ Института Гете. Осуществляя проект, федеральное правительство работает в тесном контакте с местными органами власти, как, например, в провинции Дохук. Цель контакта — всесторонняя проверка того, насколько занятия немецким языком вписываются в возможности данной школы, какое место они могут занять в объеме остальных дисциплин, и других технических вопросов.

Анализируя в целом проблему иракских беженцев с точки зрения кабинета министров ФРГ, можно сделать следующие выводы.

Первое. Немецкие парламентарии и правительство Германии постоянно держат этот вопрос в поле зрения, считая ситуацию, при которой 4,1-4,5 млн бывших жителей Ирака оказались в трех группах беженцев (внутри страны, в также в Сирии и Иордании), гуманитарной катастрофой. Они справедливо акцентируют внимание немецкой и мировой общественности на оказании действенной помощи беженцам. Положение иракских беженцев уточняется в ходе обмена данными с представителями ООН, дипломатическими кругами ФРГ, Ирака, Сирии и Иордании, неправительственных и благотворительных организаций, руководителями различных конфессий.

Второе. Немецкое правительство разработало разнообразную и дорогостоящую программу мер по поддержке иракских беженцев, как на уровне соответствующих министерств, так и по линии международных организаций. Цель этих мер — оказание как конкретной актуальной гуманитарной помощи (приобретение продуктов питания, медицинских средств и доставка их в лагеря беженцев и в пункты компактного проживания в трех странах), так и участие в строительстве социальных инфраструктур, образовательных программах во всех, без исключения, странах приема, включая сам Ирак.

Третье. Правительство ФРГ не исключает в ближайшем будущем процедуры приема определенной категории иракских беженцев, принимая на себя определенные обязательства в рамках договоренностей внутри Евросоюза.

52.29MB | MySQL:103 | 0,472sec