Кувейт: новая отставка правительства

Кувейт переживает очередной политический кризис. В последние годы, после прихода в начале 2006 г. к власти эмира шейха Ахмеда Ас-Сабаха, противостояние между парламентом и правительством не прекращается. Это привело как к нескольким отставкам кабинета министров, так и к роспуску парламента, что потребовало проведения внеочередных выборов. Однако внутриполитическая ситуация в стране не стабилизировалась.

Причина этого заключается в том, что Кувейт идет по пути демократических реформ и становление демократических процедур сталкивается с определенными трудностями. Прежде всего, они связаны с тем, что представители правящей семьи, которые, в соответствии с конституцией, выдвигают из своей среды пользующихся неприкосновенностью эмира и наследного принца не готовы отказаться от своих привилегий, которые они имели на протяжении всей предшествовавшей истории государства. Премьер-министр и министры, занимающие ключевые посты в правительстве, по сложившейся традиции, являются выходцами из правящей семьи, однако, они, как и другие члены кабинета министров подотчетны парламенту.

Новая отставка правительства была связана с тем, что депутаты потребовали от премьер-министра – шейха Насыра Аль-Мухаммеда Ас-Сабаха представить в парламенте отчет о работе его кабинета министров и ответить на вопросы депутатов. Подобной практики ранее в Кувейте не было. До того, как к власти пришел нынешний эмир премьер-министром был наследный принц. Его статус не позволял депутатам парламента направлять в отношении него депутатский запрос. Однако сегодня положение изменилось. В соответствии с конституцией члены парламента в праве требовать отчета от премьер-министра, как и от любого члена его кабинета. Однако шейх Насыр Аль-Мухаммед отказался выполнить это требование и подал прошение об отставке.

Один из вопросов депутатов к премьер-министру был связан с его личным разрешением одному из религиозных деятелей Ирана посетить Кувейт, хотя имя этого человека было внесено в список тех лиц, которым по соображениям безопасности отказано в праве въезда в страну. Министр по вопросам безопасности шейх Джабер Аль-Халед подтвердил этот запрет. В интервью депутатов кувейтской газете «Ар-Рай» говорилось, что «действия премьер-министра можно объяснить только его стремлением проявлять вежливость в отношении соседних стран, не обострять возникающие проблемы, и не вдаваться глубоко в их суть».

Группа критически настроенных депутатов заявила, что «сегодня происходят события, противоречащие тем принципам, которые были приняты на конгрессе кувейтского народа в Джидде». Имеется в виду конгресс кувейтского народа, который проходил в г. Джидде, в Саудовской Аравии, в декабре 1991 г., еще до освобождения Кувейта от иракской оккупации. На нем было принято решение неукоснительно следовать положениям конституции и придерживаться демократических принципов.

Депутаты выразили недовольство тем, что премьер-министр отказался предстать перед парламентом. Они подчеркивали, что глава правительства напротив должен был воспользоваться этой ситуацией, изложить свои взгляды и убедить депутатов в правильности своей политики. Члены кувейтского парламента ставили вопрос о том, «кто установил в отношении депутатского запроса, касающегося премьер-министра красную черту?». В их выступлениях отмечалось, что такое положение существовало, когда премьер-министр был одновременно и наследным принцем. Однако после того как произошло разделение этих постов, депутатские запросы в отношении премьер-министра должны стать нормальной практикой.

Депутаты отмечали, что депутатские запросы являются инструментом политики, соответствующим конституции, поскольку без них парламент превратиться лишь в трибуну для ораторов. В интервью депутата Валида Ат-Табтабаи прозвучала резкая критика в адрес премьер-министра. Он, в частности, заявил: «Если премьер-министр не в состоянии предстать перед депутатами в парламенте и защитить свою политику и принимаемые им решения, а также ответить на предъявляемые ему претензии, то он в принципе не способен руководить правительством». Такие жесткие заявления в адрес представителя правящей семьи, который к тому же занимает один из руководящих постов в государстве, принципиально новое явление в политической практике Кувейта.

Большинство депутатов кувейтского парламента призывали сохранить единство нации, не идти на углубление противоречий между исполнительной и законодательной ветвями власти и найти пути для налаживания сотрудничества между ними. Различные политические фракции в парламенте провели обсуждение создавшегося положения и пытались найти выход из политического кризиса, в котором оказалась страна.

Нестабильность внутриполитической ситуации в Кувейте обеспокоила глав соседних с Кувейтом арабских государств, его партнеров по Совету сотрудничества арабских государств Залива (ССАГЗ). Лидеры государств, входящих в эту региональную организацию, встретились в Нью-Йорке на совещании «Диалога религий и цивилизаций», созванном по инициативе саудовского монарха Абдаллы и под эгидой Генеральной Ассамблеи ООН.

Руководители арабских государств Залива выразили свою озабоченность происходящими в Кувейте событиями. Они выразили надежду на то, что заявления депутатов и их призывы не приведут к нарушениям конституционного порядка. Лидеры соседних с Кувейтом государств считают необходимым скорейшее завершение кризиса, который может привести к спаду в экономике этой страны, замедлению в реализации проектов ее развития, к анархии и ослаблению полномочий кувейтского правительства.

Лидеры государств-членов Совета сотрудничества уверены в скорейшем решении возникших в Кувейте проблем. Однако они высказывают свои опасения в отношении того, что словесные баталии депутатов могут привести к нарушению национального единства, конфессионального согласия, посеют семена раздора и создадут ситуацию, при которой начнутся конфессиональные раздоры, которых никогда не было в истории этой страны.

21 ноября 2008 г. в кувейтской газете «Ас-Сияса» была напечатана статья о реакции в странах Совета сотрудничества в отношении кувейтского политического кризиса. В ней подчеркивалось, что если депутаты будут продолжать свои нападки на правительство, то это вызовет вопросы в отношении того, какую роль играет парламент, который в соответствии с конституцией должен способствовать упрочению национального согласия, а не быть причиной раздоров.

Некоторые лидеры государств-членов Совета сотрудничества заявили о том, что кувейтские средства массовой информации распространяют слухи о царящей в стране анархии, что может быть использованы силами, которые ведут борьбу за власть и влияние в стране, стать трибуной для конфессиональных и племенных политических сил. Партнеры Кувейта, которые считают, что их страны объединены общей судьбой и совместными интересами, призывают его прекратить распри, способствовать тому, чтобы парламент выполнял свои задачи и проводил политику, направленную на то, чтобы Кувейт вновь занял подобающее ему место среди государств-членов Совета сотрудничества и способствовал укреплению процесса демократизации.

Обеспокоенность соседних с Кувейтом государств тем, что в стране нарастает внутриполитическая напряженность, вполне объяснима. Прежде всего, это связано с тем, что нестабильность в одной из стран-членов Совета сотрудничества может привести к осложнению региональной обстановки в целом. Кроме того, демократические преобразования в Кувейте стали уникальным опытом для соседних государств, где политические реформы идут с запозданием и не столь активно. Столкновения между парламентом и правительством могут стать примером того, к каким негативным последствиям может привести процесс демократизации политической системы и стать козырем в руках тех политических сил в странах Залива, которые выступают против каких-либо демократических преобразований. Поэтому лидеры соседних государств, которые заинтересованы в успехе процесса демократизации в своих странах, где этот процесс был ими инициирован, с обеспокоенностью следят за политическим кризисом, который развивается в Кувейте. Они прилагают усилия к тому, чтобы он завершился без нарушений конституции и не привел к ослаблению тех сил в Кувейте, которые являются залогом продолжения демократических реформ в стране.

62.87MB | MySQL:102 | 0,537sec