ФРГ – Арабский мир: инвестиционные приоритеты

Между Германией и странами Арабского Востока налажены надежные экономические отношения. Их развитию способствовали визиты в ряд арабских государств канцлера А. Меркель (февраль 2007) и министра иностранных дел Ф.-В. Штайнмайера (октябрь 2007). Главные цели такого партнерства, которые высокие официальные лица Германии обозначили в ходе встреч с лидерами этих стран, — объединение усилий Европы и Арабского Востока для достижения взаимовыгодных результатов как в развитии приоритетных отраслей хозяйства, так и в мерах по преодолению последствий мирового финансового кризиса.

Хозяйственные мосты строятся на долгосрочной основе, и их показатели — результат значительных усилий ряда организаций, созданных десятилетия назад правительственными структурами ФРГ и государств арабского мира. В частности, Немецко-саудовское бюро экономических связей (GESALO) со штаб-квартирой в Эр-Рияде было основано в 1978 г. в ходе Немецкого дня палаты промышленности и торговли (DIHK) и стало координационным центром партнерства двух стран. Это часть созданной Германией мировой сети Немецких палат внешней торговли (AHK) и Промышленно-торговых палат (IHK). Наряду с GESALO развитию двусторонних экономических отношений между Федеративной Республикой Германией и Королевством Саудовская Аравия служит и Саудо-немецкая компания развития и инвестиций (SAGECO). Она предоставляет сведения, позволяющие определить возможности инвестиций в промышленность Саудовской Аравии. SAGECO был основан в 1981 г., когда было заключено соглашение между правительствами Федеративной Республики Германии и Королевства Саудовская Аравия. Немецко-саудовские хозяйственные связи развиваются благодаря высоким нефтяным доходам Саудовской Аравии последних лет и динамично возрастающему спросу на средства производства, особенно продукцию машиностроения и транспортные средства. В 2007 г. был отмечен рост немецкого экспорта на 15%, он достиг 5,33 млрд евро; немецкий импорт, напротив, опустился до 34%, на 1,07 млрд евро.

Важнейшим хозяйственным партнером ФРГ остаются Объединенные Арабские Эмираты. Экономика ОАЭ развивается в последние годы рекордными темпами. К примеру, объем валовой продукции в 2005 г. вырос на 12% и достиг 115 млрд долларов. Безусловно, основная доля доходов обеспечена за счет продажи нефти. Однако в этих показателях есть и определенная заслуга ФРГ, экспорт которой вырос в 2005 г. до 23% (4,31 млрд евро) и в 2006 г. — до 25%. Среди арабских государств ОАЭ — лидер в партнерских отношениях с ФРГ, далее идут Саудовская Аравия и Египет. В Эмиратах успешно действуют примерно 500 немецких фирм; 150 из них в Абу-Даби, 250 в Дубае, остальные в северных Эмиратах. Кроме того, последние два года ознаменованы совместной работой по созданию современной медицинской базы в ОАЭ. Ее формируют при содействии Боннского университета ученые и специалисты Технического университета Мюнхена и университета в Абу Даби.

Немецкая экономика проявляет заинтересованность в развитии партнерства с Кувейтом. Это объясняется двумя важнейшими факторами. Во-первых, страна обладает богатыми нефтяными запасами. Кроме того, кувейтские предприниматели принадлежат к наиболее крупным арабским инвесторам в экономику Германии. Немецкий экспорт в Кувейт вырос в 2007 г. по сравнению с 2006 г. на 9,55%, до 1,05 млрд евро. Индустрия ФРГ поставляет высококачественные автомобили, машины, оборудование для электростанций, электротехнические и химические изделия, скобяные изделия, продукты питания. Импорт из Кувейта незначителен — в 2006 г. его объем составлял 44 млн евро. Однако ФРГ считает, что он может и должен быть намного значительней. В этой связи немецкие эксперты утверждают, что здесь есть широкое поле для совместной работы. Тем более что экономическим связям способствует принятое еще 4 декабря 1987 г. соглашение между Германией и Кувейтом о предотвращении двойного налогообложения, а также ряд других межправительственных документов, касающихся содействия инвестициям и правовой защиты в договорной сфере, подписанных 15 ноября 1997 г.

Германия принадлежит к важным хозяйственным партнерам Омана. Периодически, начиная с 1978 г., проводятся заседания Немецко-оманской экономической комиссии. Существуют соглашения об экономическом и промышленном сотрудничестве, договоры об инвестициях, воздушном сообщении. Немецкая продукция пользуется в Омане высоким авторитетом, всем известно ее высокое качество. 50% немецкого экспорта в Оман составляют машины, устройства и электротовары. Второй крупный сектор — транспортные средства, что составляет 31,6%. Оманский экспорт также представляет собой две крупные группы: товары оманского происхождения (40%) и товары неоманского происхождения (60%). Товары оманского происхождения — это преимущественно продукция из металла, продукция животноводства, химические изделия, эфирные масла, изделия из кожи. ФРГ помогла индустриально преобразовать северооманский портовый город Сохар (Sohar), построив там крупный комплекс по производству метанола. К слову сказать, это пример одной из самых капиталоемких инвестиций ФРГ на Арабском Востоке. Комплекс вместе с гаванью, новым нефтеперегонным и металлургическими заводами образовал мощное промышленное ядро Омана, которое продолжает развиваться.

«Эти показатели и факты еще раз убеждают в том, что, с одной стороны, немецко-арабские контакты имеют свою историю и определенные достижения, с другой стороны, что потенциал Германии в отношениях с арабским миром (и наоборот) далеко не исчерпан, — комментирует ситуацию Иоахим Штеффенс (Joachim Steffens), руководитель отдела зарубежных инвестиций, условий кредитования и банков развития Федерального министерства экономики и технологий. — Эксперты Германии прогнозируют не только сохранение значительных инвестиций ФРГ в экономику стран Арабского Востока, но и их увеличение в ближайшем будущем».

Значительный хозяйственный прирост и масштабные объемы двусторонней торговли, которые предполагаются в ближайшие 10-15 лет, объясняются крупными проектами в ряде секторов экономики, в том числе в нефтяном и газовом, в нефтехимической индустрии, в производстве стали и алюминия.

Прирост инвестиций ожидается также в здравоохранении, например, в строительстве больниц, и в секторе туризма — благодаря созданию гостиничных комплексов вместе с примыкающими к ним территориями, где развита соответствующая курортная инфраструктура. Предстоит также экспертиза при строительстве канализационных сетей и осветительной сети с соответствующими установками.

Задействованный при этом инженерно-технический персонал из числа специалистов ФРГ реализует требования по промышленной и сельскохозяйственной модернизации, при демонтаже инфраструктуры и при развитии экологических программ.

Эксперты ФРГ оценивают объем предполагаемых заказов арабских стран в размере примерно 900 млрд евро. Столь внушительная цифра должна стать, по их мнению, притягательной для вкладчиков капитала многих стран, но прежде всего для немецких — как для тех, кто хочет использовать шанс обосноваться на арабском рынке, так и для тех, кто желает упрочить здесь свои позиции. ФРГ определила для себя разветвленную помощь немецким предпринимателям с целью снижения и преодоления инвестиционного риска, чтобы таким образом сделать преимущества соотечественников-вкладчиков капитала более ощутимыми. Тем более что в этом вопросе Германия уже накопила соответствующий опыт: с 50-х годов прошлого столетия в инвестиционной сфере была предпринята успешная реализация более 140 договоров.

Однако Германия не ограничится только защитой собственных предпринимателей, но и будет содействовать тем, что возьмет под свой контроль управление гарантиями инвестиций по защите от рисков политического характера. Иоахим Штеффенс отмечает, что ФРГ заключила соответствующие договоры с 22 государствами — участниками Арабской лиги. Существуют документы, определяющие полномочия государств-наблюдателей со стороны ЛАГ, Ирана и Турции. Некоторые из соглашений долгосрочного характера были пересмотрены с учетом новых веяний в мировой экономике и приспособлены к меняющимся международным стандартам. К примеру, модернизация инвестиционного содействия и договоры по защите инвестиций с Иорданией, Египтом, Бахрейном и Оманом основаны на обязательствах арабских стран относительно отсутствия дискриминации немецких инвестиций и предоставления для них режима наибольшего благоприятствования. Данный режим обязывает договорное государство (Арабского Востока) обращаться с вкладчиком капитала другого договорного государства (ФРГ) не менее благоприятно, чем с инвесторами из третьего государства. При этом отношение к гражданину ФРГ со стороны договорного государства должно оставаться на том же уровне требований, которые предъявляются к инвестору — коренному жителю этого государства. Одновременно предусмотрены содействие инвестициям и защите их от экспроприации, а также гарантии свободного трансферта капитала и доходов.

О том, насколько важны тщательные проработки в этой сфере, где не может быть недомолвок и неясностей и где каждый инвестор должен иметь четкое представление о гарантиях прибыли и степени риска, показала и проходившая 8 ноября 2007 г. в берлинском отеле Marriott дискуссия немецких и саудовских экспертов при участии министра финансов Саудовской Аравии д-ра Ибрагима Бин Абдулазизом аль Ассафа (Ibrahim Bin Abdulaziz Al Assaf). Министр находился в немецкой столице в рамках государственного визита в ФРГ короля Абдуллы бин Абдулазиза аль Сауда (Abdullah bin Abdulaziz al-Saud), что придавало обмену мнениями особо значимый статус.

Как отмечает SOUQ (1Q. / 2008), экономический журнал Арабо-немецкой палаты коммерции и промышленности (Ghorfa), 80 немецких и саудовских представителей делового мира обменялись мнениями относительно дальнейшего развития экономических отношений. Были затронуты, в частности, и вопросы защиты немецких и арабских инвестиций.

Министр финансов Саудовской Аравии высказал пожелание увеличить число немецких вкладчиков капитала, несмотря на то, что «отношения достигли уже хорошего уровня». Он назвал Германию ключевым партнером Саудовской Аравии среди стран ЕС. Хотя нефтяная промышленность обеспечивает существенную долю валового национального продукта, но нужно содействовать развитию и других отраслей, подчеркнул министр.

Важные шаги в этом направлении — создание крупной инфраструктуры, прозрачность банковской сферы, увеличение числа социальных проектов и развитие образования. Ибрагим Бин Абдулазиз аль Ассаф особо подчеркнул роль образования. 26% государственного бюджета рассчитано на развитие сферы образования, прежде всего для подготовки медиков, естествоиспытателей, инженеров, а также представителей социальных профессий. Он указал на привлекательный опыт ФРГ в области автомобилестроения. «Жители Саудовской Аравии любят немецкие машины», подчеркнул министр и предложил идею строительства в стране автозавода, где были бы использованы технологии ФРГ. Эта тема была затронута не случайно. Еще в январе 2004 г. была основана Лига молодых арабских лидеров (YAL), члены которой, деятельные руководящие специалисты арабских стран, решили активно содействовать экономическим переменам в мире. Один из первых объектов, который оказался в поле их внимания, — DaimlerChrysler AG, с которым они начали сотрудничество в 2005 г. В центре этой кооперации — программы студенческих практик, переподготовки для молодых руководящих работников из арабских стран. В 2007 г. был осуществлен специальный набор двух групп — студентов 18-22 лет из Объединенных Арабских Эмиратов, Кувейта, Иордании, Ливана и менеджеров 23-30 лет из названных стран. Они учились основам современного управления а рамках проекта Arab German Internship Exchange Program, находясь в центре обучения Daimler Top Talent Camp. «Многообещающая комбинация — арабский капитал и немецкое ноу-хау», — так оценили эксперты данную инициативу. Не исключено, что, накопив соответствующие знания и опыт, молодые специалисты арабских стран, получившие подготовку в ФРГ, станут мозговым центром будущего арабского автомобилестроения.

Участвовавший в берлинской дискуссии Герд М. Дэпнер (Gerd M. Doepner), представляющий интересы немецкой экономики в Саудовской Аравии, обозначил потенциал запроса этой страны. Он отметил, что «в этом государстве со стремительно развивающейся экономикой» в хозяйство может быть вовлечено не менее 50% граждан моложе 20 лет. Инвестиции нужно считать долгосрочными. Ландшафту инвестиции благоприятствовали бы открытая политика Саудовской Аравии и представление о Германии как о надежном партнере. Шеф отделения по развитию хозяйственных связей за рубежом федерального Министерства экономики и технологий д-р Карл-Эрнст Браунер (Karl-Ernst Brauner) сказал, что наиболее существенный рывок в интенсификации связей между ФРГ и странами Персидского залива стало бы торговое соглашение о беспошлинной торговле и вступление Саудовской Аравии в ВТО.

Юрист отдела зарубежных инвестиций, условий кредитования и банков развития Федерального министерства экономики и технологий Фредерик Ханке (Frederik Hanke) отмечает в этой связи: «Эти и другие меры, рассчитанные на успех в вероятных спорных вопросах в хозяйственной сфере при обращении к сфере юрисдикции как арабского государства, так и ФРГ, а также создание такого финансового инструмента, как International Centre for Settlement of Investment Disputes in Europa во Франкфурте-на-Майне, нацелены в конечном счете на облегчение не только притока немецкого капитала в арабские страны, но и движения финансов в противоположном направлении». Инвестиции — это не улица с односторонним движением. К примеру, в январе с.г. саудовский шейх Камал Абдулла Бахамдан при посредничестве Moab Investment стал акционером (3,1%) второй по величине авиакомпании ФРГ Air Berlin, чем значительно поднял привлекательность этой фирмы.

В продолжение темы «Арабские инвестиции в экономику ФРГ» следует упомянуть развитие немецко-арабских контактов в рамках Arab European Dialogue — ежегодной конференции в программе кооперации между YAL и Daimler. Приятно, что молодые арабские лидеры успешно преодолевают барьеры, существующие между арабскими странами и ФРГ, отмечает президент Арабо-немецкой палаты коммерции и промышленности (Ghorfa) д-р Томас Бах (Thomas Bach). Он подчеркивает важность европейско-арабского диалога. «Но следует подумать и над тем, чтобы этот диалог иногда не напоминал монолог, и мы больше заботились бы об обмене товарами», указал он, отмечая, что следует выравнивать положение в финансово-хозяйственных потоках и делать усилия для интенсификации арабской ее части. Полагаю, сказал он, что имеется не использованный пока потенциал для арабских инвестиций в Германии, которые он мог бы только поддержать от имени Ghorfa. Так, участие Кувейта в проектах Daimler было бы замечательным примером, подчеркнул он, очевидно имея в виду известную ему информацию о вероятных арабских инвесторах.

Понятно, что федеральные гарантии для прямых инвестиций — важный инструмент по защите от рисков, как политических, так и при долгосрочных инвестиционных обязательствах, когда ФРГ фактически обеспечивает эволюционный прорыв для ряда арабских государств.

Правительство ФРГ решает данные вопросы в рамках межминистерских совещаний при участии ведущих специалистов Федерального министерства экономики и технологий, Федерального министерства финансов, Министерства иностранных дел, Федерального министерства экономического сотрудничества и развития, а также соответствующих экспертов. Важную роль при принятии решений играют и консультации PricewaterhouseCoopers AG. Испытательным фактором является оценка достоинств проекта; при этом рассматривается пакет вопросов экологического характера вкупе с аспектами политики развития, вероятностью положительного социоэкономического эффекта на хозяйство ФРГ (например, влияние отдельно взятого проекта на состояние рынка рабочей силы Германии).

В 2007 г. федеральное правительство для немецких прямых инвестиций за границей и их доходов предприняло гарантии инвестиций в размере 5,2 млрд евро, которые касаются 72 проектов в 21 стране, прежде всего развивающихся, и достигло улучшения результата по созданию гарантийного инструмента, чем достижения на основе документов, разработанных и принятых в 1959 г. Эксперты отмечают, что при этом почти каждое четвертое утвержденное гарантийное заявление касалось малых и средних предприятий. Это по международным меркам достаточно много; обычно такого рода документы оговаривают права промышленных гигантов. По мнению специалистов ФРГ, этот показатель выдвигает Германию на вторую позицию в данной сфере после Японии, а именно — ее государственного страхователя инвестиций NEXI, что уже говорит о сопоставимости масштабов инвестирования. Объем взятой на себя федеральной ответственности составляет в настоящее время около 19,5 млрд евро.

Гарантии инвестиций совершенствуются в содержательной их части соответственно меняющимся условиям рынка. Так, немецкие предприятия из нефтяной и газовой отраслей обратились с просьбой к государству расширить защиту обеспечения инвестиций в рамках программ диверсификации экономики ряда арабских стран. Речь идет о новых источниках получения сырья. Например, в соответствии с энергополитическими целевыми установками в рамках Германского внешнеторгового дня в Бремене (13.11.2007) был подписан договор о защите инвестиций и содействии с Иорданией. Участвовавшие в церемонии подписания документа генеральный секретарь инвестиционного ведомства Иордании д-р Маен аль Нсоор (Maen Al-Nsoor) и немецкий посол в Иордании Клаус Буркхардт (Klaus Burkhardt) отметили перспективный характер договора, который полностью оправдался: значительные немецкие инвестиции в нефтегазовую отрасль, которым обеспечивались различные риски, сразу принесли обеим сторонам экономическую выгоду. Она состоит, во-первых, в улучшенном менеджменте риска, во-вторых, в эффективной защите балансовых позиций. Инвестиция получает более стабильную юридическую основу. Кроме того, облегчаются взаимосвязи с банками — те дают улучшенные условия кредита для инвестиций, которые защищены государственной гарантией.

«Это особенно важно, когда речь идет о малых и средних предприятиях, которым облегчается выход на международный рынок и для которых ускоряется процесс получения прибыли с момента возникновения идеи инвестирования в экономику арабского государства до ее реализации», — указывает Иоахим Штеффенс. Он подчеркивает, что федеральное правительство намерено использовать все возможности, чтобы защищать немецкие инвестиции в странах арабского мира. Это выгодно всем: немецкому вкладчику капитала, экономике арабского государства, немецкому работодателю.

62.96MB | MySQL:105 | 0,809sec