Об особенностях арабо-иранских отношений. Часть 2

Вопросы идеологии вышли на первый план противостояния Ирана и арабских стран. До Исламской революции арабские страны были носителями революционной и радикальной идеологии и видели в монархическом и прозападном Иране угрозу своим интересам. После Исламской революции в Иране 1979 г. Тегеран превратился в основной источник революционных идей, и многие арабские страны усматривали в них угрозу своей стабильности. Поскольку идеологический фактор вышел на первое место в отношениях Ирана и арабских стран этнические и религиозные разногласия временно отошли на второй план. В случае совпадения идеологических взглядов по каким-либо вопросам региональной политики отношения Ирана и арабских стран временами носили нормальный характер. В тех случаях, когда Иран и арабы имели общих идеологических друзей или врагов их отношения могли улучшаться или ухудшаться в зависимости от политической конъюнктуры в регионе.

Межарабские отношения, прежде всего, борьба за лидерство в арабском мире, также определяли характер арабо-иранских отношений. Нередко арабские страны использовали фактор Ирана для того, чтобы сбалансировать  отношения друг с другом. Арабские страны использовали фактор иранской угрозы, чтобы добиться влияния в арабской среде или получить материальные выгоды. Египет практиковал подобный подход в 1950 гг., а Сирия вплоть до начала событий 2011 г. Ирак чтобы добиться помощи богатых монархий Персидского залива заявлял, что он сражается в интересах всех арабов.

Распад СССР изменил характер межарабских отношений, и роль Ирана как баланса в этих отношениях сократилась. Со времени Исламской революции в Иране арабским странам стало проще использовать в своих интересах фактор иранской угрозы и одновременно маргинализировать роль Ирана в региональной политике. Если бы Иран смог выстроить правильные отношения с ведущими мировыми державами, он играл бы более значимую роль в ближневосточной политике.

Создание Государства Израиль в 1948 году оказало большое влияние на вес ход ближневосточной политики. Арабо-израильские войны дестабилизировали ситуацию в регионе и привели к еще большей интернационализации ближневосточной политики. В арабских странах произошло усиление радикальных настроений, возникли группы и организации экстремистского и радикального характера. Все это разделило арабский мир на сторонников Запада, консервативные режимы и сторонников СССР, революционные правительства. Эти процессы осложнили отношения Ирана с арабскими странами. Иран установил отношения с Израилем, что помогало обеим странам противостоять радикальным арабским режимам. Арабо-израильское противостояние и палестинская проблема служили постоянным фактором, осложнявшим ирано-арабские отношения. Отношения Ирана с Израилем показывали разные представления об угрозах и безопасности в Иране и арабских странах. Это стало одним из важных факторов постоянных конфликтных ситуаций в арабо-иранских отношениях.

Израильский фактор оставался водоразделом между арабами и Ираном даже после Исламской революции в Иране и разрыва Тегераном отношений с Израилем. Причиной стала разница во времени. Когда Иран взял жесткий антиизраильский курс, арабские страны стали задумываться о нормализации отношений с Израилем.  Израильское руководство использовало эту ситуацию для того, чтобы ускорить процесс нормализации отношений с арабскими странами и образовать с ними союз против Ирана.

В 2020 г были подписаны так называемые «Авраамовы соглашения» между Израилем и рядом арабских государств. Однако процесс арабо-израильского урегулирования еще не завершен и остается проблемой конфликта и манипуляций в ирано-арабских отношениях со стороны региональных и мировых держав.

В силу свое относительной слабости Иран и арабские страны  были подвержены изменениям в системе международных отношений и региональной политике крупных стран. Одним из таких системных факторов влияния на ирано-арабские страны было соперничество  СССР и США на Ближнем Востоке в рамках биполярной системы международных отношений. Иран и арабские страны превратились в арену соперничества двух держав, которые сильно ограничивали их собственный выбор в вопросах внешней политики. Внешнее вмешательство меняло курс их внутреннего развития и в ряде случаев приводило к дестабилизации внутриполитической ситуации.

Смена политического курса мировых держав также негативно сказывалось на процессе развития региональных государств. Так, изменение США политики в отношении Ирана в 1970 гг. опосредованно способствовало Исламской революции 1979 г. В свою очередь Исламская революция в Иране оказала критическое воздействие на характер ирано-арабских отношений.  Политика мировых держав направленная на поддержание определенного градуса напряженности в отношениях региональных государств, зачастую усиливала соперничество Ирана и арабских стран, прежде всего, в Персидском заливе. По сравнению с арабскими странами Персидского залива, географические, демографические и экономические характеристики Ирана вызывали у мировых держав больше подозрений в отношении истинных политических планов Тегерана, особенно в Персидском заливе. Внешние силы не смогли или не захотели способствовать созданию эффективной системы безопасности в регионе, которая бы вывела из-под их контроля страны региона и ограничила их политический маневр в этом стратегически важном районе мира.

Влияние внешнего фактора на ирано-арабские отношения заметно усилилось после распада СССР в 1991 г.  и гегемонистских планов США поставить под свой полный контроль ближневосточный регион. Новый американский подход характеризовался политикой двойного сдерживания в отношении Ирана и Ирака.

С 2000 гг. политика США на Ближнем Востоке подверглась заметной милитаризации. В 2003 г. США атаковали Ирак и оккупировали его. Исламская революция в Иране, падение баасистского правительства в Ираке изменили баланс сил в регионе. Эти изменения многие арабские страны толковали как победу Ирана и усиление его региональных позиций. В этой связи они стали оказывать поддержку суннитскому сопротивлению в Ираке, чтобы сдержать рост влияния иракских шиитов. В результате они способствовали разжиганию гражданской войны в Ираке. В свою очередь это привело к вооруженной вовлеченности в иракские события Ирана через своих союзников в этой стране и началу так называемых гибридных войн в регионе. Указанные события вновь выдвинули на первый план этнические и религиозные факторы в отношениях между Ираном и арабскими странами, которые на практике воплощались в виде обострения суннито-шиитских противоречий. Политика США направленная на изменение характера правящих  режимов в Иране и ряде арабских стран отчасти способствовала событиям «арабской весны», которая началась в конце 2010 г и  привела к вооруженным кризисам в ряде стран региона, смене власти в других, вовлеченности региональных государств и мировых держав в эти конфликты вооруженным путем. Участие Ирана в конфликтах в Ираке, Сирии, Йемене, серьезно осложнило его отношения с арабскими странами, и подтолкнуло их к переоценке объекта угроз, вынудив пойти на нормализацию отношений с Израилем. Несмотря на это в июле 2015 г. США подписали с Ираном договор по иранской ядерной программе.         Однако некоторая нормализация в отношениях США и ИРИ длилась недолго. В мае 2018 г. новый американский президент Д.Трамп вывел США в одностороннем порядке из договора. Сегодня после победы на выборах в Иране Э. Раиси США вновь озаботились идеей возобновления договора по ядерной проблеме с ИРИ.

Такие государства, как КСА и ОАЭ, чья безопасность зависела от США, были удобным инструментом манипуляции в руках американской политической элиты. К тому же они сами были крайне подозрительно настроены в отношении Ирана. С другой стороны политика США в регионе заставляла другие страны, например, Египт идти на нормализацию отношений с Ираном, чтобы снизить степень своей зависимости от США в региональных делах.

Таким образом, внешняя политика Ирана и арабских стран зависела от системных факторов международных отношений и политики мировых держав на Ближнем Востоке. По оценке ряда зарубежных экспертов, участие российских ВКС в сирийском конфликте  с осени 2015 г.  дало возможность Ирану продолжить поддержку режима Башара Асада и предопределило более глубокую вовлеченность Тегерана в сирийский кризис. В свою очередь это способствовало продолжению вооруженного конфликта в САР*. Продолжение сирийского кризиса усилило ирано-арабские разногласия. Возможности Ирана и арабских стран самостоятельно выстраивать свои отношения были ограничены и подвергались влиянию извне. Однако Иран и арабы не всегда были статистами в этой политической игре и пытались проводить собственную политику в регионе.

Современная история Ирана и арабских стран характеризуется постоянными поисками эффективной системы безопасности, поскольку и Иран и арабский мир не чувствовали себя в безопасности и являлись объектом манипуляций мировых держав. Однако, в своих поисках они стремились опереться на поддержку более сильных государств, которые соперничали с друг с другом. Такая ситуация усиливала аспекты разногласий в арабо-иранских отношениях.

Наряду с этим Иран и арабские страны стремились усилить свой военный потенциал, что вело к росту подозрительности в отношениях друг с другом. Арабские страны всегда с опасением относились к стремлению Ирана создать собственную ядерную программу.

Арабо-иранские отношения также определялись обычным соперничеством в политической и торгово-экономической сферах. КСА использовала свои нефтяные богатства и ценовую политику  на мировых рынках нефти для ослабления экономики ИРИ. С другой стороны, КСА использовало ваххабизм для сдерживания экспорта Исламской революции и ограничения иранского влияния в суннитском мире. Со своей стороны, Иран использовал потенциал Исламской революции для ослабления консервативных арабских режимов и подрыва доверия к ним среди их собственного населения.  Очевидным примером этой политики, является создание ливанской «Хизбаллы» и ее деятельность в Ливане, а также поддержка ХАМАСа и «Исламского джихада» в Палестине. Стремление Ирана и арабских стран к региональному лидерству и усилению позиций на международной арене только усиливало конфликтный потенциал их отношений.

Таким образом, характер арабо-иранских отношений  после Второй мировой войны определялся комплексом факторов. Это процессы модернизации и государственного строительства, поиски национальных моделей для самоидентификации и т.п. В тоже время, исторические особенности арабо-иранского взаимодействия и их различия в этническом и религиозном отношении представляли своеобразную матрицу их отношений и играли роль катализатора взаимных разногласий в определенных ситуациях.

 

* По нашей оценке, решение об участие российских ВКС в сирийском кризисе было правильным решением. В противном случае, режим Асада мог бы пасть, а Россия утратила свои позиции в Сирии. Другое дело, что потенциал Ирана в Леванте был, возможно, недооценен.

52.16MB | MySQL:103 | 0,483sec