Распространение барражирующих боеприпасов в некоторых странах Ближнего Востока

Став в настоящее время динамично развивающимся направлением в беспилотной технике, барражирующие боеприпасы уже успели сформировать отдельный класс  систем, распространяемых в регионе стран Ближнего Востока. Как известно, основной идеей в основе барражирующих боеприпасов, является создание дешевых в производстве беспилотных летательных аппаратов (БПЛА), способных решать задачи разведки и наблюдения, поражать обнаруженные цели при помощи интегрированной в конструкцию беспилотника боевой части. Подобный подход сокращает время выполнения цикла «обнаружение-поражение» и повышает результативность и эффективность действий в целом.

Общеизвестным является тот факт, что израильские инженеры разглядели в концепции барражирующих боеприпасов рациональное зерно и с успехом развили ее, успешно монетизировав результаты собственных разработок на внешнем рынке (см. http://www.iimes.ru/?p=77367). Вместе с тем, другие страны ближневосточного региона предпринимают попытки по наращиванию возможностей по применению барражирующих боеприпасов. В странах Ближнего Востока представляется уместным выделить два подхода, применяемых для достижения поставленной цели: первый – производство собственных образцов (Турции); второй – импорт из стран-поставщиков продукции военного назначения (ОАЭ).

Барражирующие боеприпасы Турции

Турецкие разработки в области барражирующих боеприпасов представлены двумя системами, созданными компанией STM: Alpagu самолетного типа и Rargu Block II квадрокоптерного типа. БПЛА-«камикадзе» Alpagu запускается из контейнера, после чего крыло и хвостовое оперение раскрываются в полетное положение, включается электродвигатель, вращающий толкающий винт. Размах крыла беспилотника – 1,25 м, взлетная масса – 1,9 кг. Аппарат оборудован двухканальной системой наведения, а наземный комплекс управления имеет программное обеспечение, помогающее оператору выявить цели. Для их поражения Alpagu несет 0,5–0,6 кг ударной нагрузки в виде ручной гранаты производства турецкой компании МКЕК. При этом возможно снаряжение боевыми частями других производителей. Радиус действия аппарата 5 км, продолжительность полета – 10 мин.

Боеприпас Kargu Block II представляет собой квадрокоптер взлетной массой 5 кг. Аккумуляторы обеспечивают БПЛА 25 мин нахождения в воздухе. Радиус его действия составляет около 4 км, STM разработала для Kargu новую целевую подвеску, в том числе, с осколочно-боевой частью массой 1,3 кг и термобарической боевой частью аналогичной массы. Как утверждается, Kargu Block II могут формировать стаю из более чем 20 летательных аппаратов. Сообщалось, что барражирующие боеприпасы эксплуатируются в турецкой армии и специальных отрядах полиции.

Барражирующие боеприпасы Украины для ОАЭ

В последние годы на Украине отмечается взрывной рост в разработках беспилотных систем малого класса, в том числе и в сегменте барражирующих боеприпасов.  Так, киевской компанией был создан БПЛА-«камикадзе»  RAM. Аппарат выполнен в нормальной аэродинамической схеме с высоко расположенным крылом размахом 2,3 м. Максимальная взлетная масса составляет 8 кг. Продолжительность полета с БЦ массой 4 кг составляет 0,5 ч, с 2,5-киллограмовой БЧ – 1 ч. Радиус действия системы достигает 30 км. В отсутствии интереса со стороны национального заказчика компания пытается сделать ставку на внешний рынок – в частности, в ОАЭ аппарат продвигается в партнерстве с группой IGG.

 Предложения китайских разработчиков

Проданные в 1990-е гг. Израилем в КНР системы Harpy 2004 г. были отправлены производителю для проведения их ремонта и модернизации. Соединенные Штаты, опасаясь, что данные системы будут представлять угрозу американским силам в Тихом океане, потребовали от Израиля аннулировать контракт, несмотря на декларировавшееся израильской стороной отсутствие в изделиях американских компонентов. Израиль, опасаясь утратить возможность взаимодействия с США по некоторым ключевым военным программам, включая истребители F-35, поддался давлению, вернув КНР системы Hurpy без изменений. Подобный поворот событий не остался без оргвыводов со стороны КНР – были начаты собственные разработки по данному направлению. Так, на основе аппарата Hurpy специалистами НИИ БПЛА Северо-Западного университета КНР был создан беспилотный аппарат ASN-301, обладающий близкими параметрами с израильским прототипом. Позднее на рынок стран Ближнего и Среднего Востока начали продвигаться барражирующие боеприпасы  СH-901  и WS-43.

Выводы и обобщения

В итоге, появление многофункциональных систем барражирующих боеприпасов стимулировало значительный рост интереса к данной технике со стороны заказчиков с Ближнего и Среднего Востока. Для многих стран они стали возможностью получить «квазиударные» БПЛА, не инвестируя в закупку и последующую эксплуатацию соответствующих систем астрономические финансовые ресурсы.

Параллельно с технологическим усовершенствованием имеющихся систем, меняются и тактические приемы их применения. Так, уменьшение размерности и удешевление беспилотных аппаратов стимулировало появление новой концепции – «стайного», или «роевого» применения, что в настоящее время видится в качестве одного из основных направлений развития барражирующих боеприпасов на ближне- и среднесрочную перспективу.

При этом можно отметить, что различные страны в вопросах создания и оснащения собственных вооруженных сил такими системами идут разными путями. Совершенно уникальное положение здесь занимает Израиль, являющийся своеобразным инкубатором соответствующих систем – государство создает условия для компаний промышленности, в том числе посредством закупок (иногда незначительных) их техники, однако основная ставка делается на иностранных заказчиков.

62.85MB | MySQL:102 | 0,471sec