Об отношениях Турции с ЕС и турецкой стратегии по привлечению прямых иностранных инвестиций

По итогам последнего по времени саммита стран ЕС была утверждена обновленная стратегия по отношению к Турции. В общем, она отличается крайним прагматизмом.   Европейский союз хочет улучшить отношения с Турцией, чтобы предотвратить повторение иммиграционного кризиса 2015 года, и будет готов пойти на дополнительные уступки, если Анкара согласится на деэскалацию напряженности в Восточном Средиземноморье. Европейский союз обеспокоен тем, что смягчение ограничений на блокировку COVID-19 и растущая экономика приведут к тому, что все больше мигрантов попытаются въехать в европейские страны. Это объясняет, почему Брюссель оказывает дополнительную помощь Анкаре в начале лета, которое обычно является пиком миграционного сезона на так называемом Балканском маршруте. Европейский союз также предлагает возобновить переговоры по обновлению своего таможенного соглашения с Турцией, но это будет зависеть от развития ситуации в Восточном Средиземноморье. Государства-члены ЕС, включая Грецию и Кипр, наложат вето на любые таможенные соглашения с Турцией, если Анкара не снизит напряженность в своих спорных водах. Из-за хрупкой экономики Турции Анкара по-прежнему будет заинтересована в таможенных переговорах с Европейским союзом. Однако эти переговоры будут медленными и хрупкими, поскольку президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган вряд ли внесет радикальные изменения во многие области внутренней политики, которые раздражают Европейский союз, такие как репрессии против оппозиционных партий и обращение с группами меньшинств. При этом надо иметь в ввиду, что Турция является шестым по величине торговым партнером ЕС, в то время как он является основным торговым партнером Анкары. Европейский союз и Турция заключили таможенное соглашение в 1995 году. Соглашение распространяется только на промышленные товары и исключает сельскохозяйственную продукцию, услуги и государственные закупки. В течение последних 20 лет Брюссель и Анкара обсуждали расширение соглашения, включив в него недостающие секторы, но политическая напряженность застопорила этот процесс. Приток мигрантов в ЕС по маршруту через турецкую территорию резко сократился с тех пор, как обе стороны подписали миграционное соглашение в 2016 году. Однако турецкое правительство неоднократно просило у Брюсселя дополнительные финансовые средства в обмен на сохранение сделки. В последние годы ЕС ввел ограниченные санкции в отношении турецких граждан в ответ на деятельность Турции по разведке энергетических ресурсов в водах, спорных с Грецией и Кипром. Греческое правительство заявило, что будет поддерживать экономические уступки Турции до тех пор, пока они будут обратимыми, в зависимости от поведения Анкары. Все эти моменты плюс открытое вмешательство президента Р.Т.Эрдогана в деятельность Центрального банка Турции ставят жирный знак вопроса на теме привлечения иностранных (прежде всего, европейских) инвестиций в турецкую экономику.  Президент Р.Т.Эрдоган на прошлой неделе объявил о новой стратегии Турции по прямым иностранным инвестициям (ПИИ) на период 2021-2023 годов, которая направлена на повышение эффективности Турции как с точки зрения количества, так и качества, и издал циркуляр, предписывающий всем правительственным учреждениям оказывать содействие Президентскому инвестиционному управлению в соответствии с этой стратегией, поскольку иностранный капитал продолжает уходить из Турции. В стратегическом документе, опубликованном как на английском, так и на турецком языках, говорится, что основной целью стратегии ПИИ Турции является увеличение ее доли на мировом рынке ПИИ до 1,5% к 2023 году, что в 2020 году составило всего 0,8% и составило 7,8 млрд долларов. Согласно документу, Турция разработала 11 стратегий и 72 действия по привлечению инвесторов. Похожий на воспроизведение предыдущих стратегий, документ содержит много нерелевантных тем и не предлагает инвесторам конкретной дорожной карты. Работа, напоминающая презентацию PowerPoint с общими утверждениями, с которыми все согласятся, кажется, была поспешно подготовлена и не отредактирована, учитывая множество турецких выражений и названий в английской версии. При этом, когда вы нажимаете на ссылку Президентского инвестиционного управления, объявляющую о публикации документа, вы видите сообщение о том, что страница находится в стадии обслуживания. Эрдоган часто говорит, что Турция имеет коммерческие и географические преимущества, справедливый инвестиционный климат и соглашения об избежании двойного налогообложения со многими странами; однако иностранные инвесторы все чаще видят Турцию как политически и экономически рискованную страну, особенно после того, как Турция ввела исполнительную президентскую систему в 2018 году, предоставив Эрдогану широкие полномочия и не позволив парламенту осуществлять надзор за правительством. ПИИ, которые составили 12,8 млрд долларов в 2018 году, снизились до 9,3 млрд долларов в 2019 году и до 7,8 млрд долларов в 2020 году. Учитывая, что половина иностранных инвестиций приходилась на недвижимость, производительный капитал, похоже, сейчас не рассматривает  Турцию как удобное направление для инвестиций в этот сектор. Таким образом, ПИИ не способствуют снижению безработицы в Турции, а целевое количество производственных объектов не открыто, что снова вызывает вопросы с точки зрения достоверности турецкой соответствующей статистики. Согласно официальным правительственным данным Туркстата, опубликованным 31 мая, экономика Турции росла быстрее, чем все остальные страны Группы 20 (G-20), за исключением Китая, в первом квартале 2021 года, а ее ВВП вырос на 7%. Но этот стремительный рост был подпитан правительственными стимулами и кредитами, которые в конечном итоге только усугубят долговые проблемы страны. Недавнее расширение также происходит, поскольку покупательная способность ослабла на фоне скользящего обменного курса турецкой лиры, что делает такой рост еще более неустойчивым в долгосрочной перспективе. Потребление домашних хозяйств в Турции подскочило на 7,4% в первом квартале 2021 года по сравнению с предыдущим годом, а производство значительно выросло, что, по данным Туркстата, является основным фактором роста. Но значительные государственные расходы и рост кредитования, а также ослабление валюты также поддерживают эти факторы. Турецким банкам было рекомендовано предоставлять кредиты предприятиям и потребителям в течение 2020 года, особенно во второй половине, чтобы сохранить высокие темпы роста. Риторика Эрдогана продолжает оказывать давление на курс лиры, а также ослаблять настроения инвесторов, что приводит к бегству капитала.  Настроения иностранных инвесторов рискуют ухудшиться еще больше, что еще больше ослабит приток иностранной валюты — особенно если рейтинговые агентства продолжат снижать кредит Турции (что, согласно недавнему докладу Reuters, S&P Global Ratings рассматривает возможность такого пересмотра).

 

52.25MB | MySQL:103 | 0,417sec