Немецкий вклад в миссию ЕС Atalanta

Миссия ЕС Atalanta, которая призвана, как минимум, резко снизить масштаб пиратства в регионе Африканского Рога и, в идеале, покончить с разбоем в водах Индийского океана, начинается в понедельник, 8 декабря. В пятницу, 5 декабря, бундестаг на специальном заседании выдаст мандат на участие в ней бундесвера.

В этой связи уместно более детально проанализировать различные аспекты немецкого вклада в миссию: правовой, финансовый, технический и человеческий.

Участие в предстоящей миссии военно-морских сил ФРГ вызвало в немецком парламенте жаркие дебаты. Лидеры коалиционных фракций, Фолькер Каудер (Volker Kauder) от ХДС/ХСС и Петер Штрук (Peter Struck) от СДПГ, решительно и однозначно высказались за использование бундесвера. Ф. Каудер потребовал от правительства срочно выдать мандат. Газета Das Parlament (Nr. 49 /1.12.2008) приводит его главный довод: «Это было бы невозможно, чтобы бы все страны участвовали в борьбе с пиратством и лишь немцы стояли в стороне, хотя дело касается и их кораблей (торговых. – Прим. авт.)». П. Штрук подкрепил эту идею, напомнив о конституционных началах. Он подчеркнул: если депутаты бундестага хотят помочь в осуществлении права и закона на международном уровне, они сами должны неукоснительно «действовать согласно праву и закону».

Депутаты отметили, что размах современного пиратства достиг небывалого уровня и касается, по существу, любой страны, независимо от того, обладает ли она выходом к морю, собственным флотом или просто использует международные морские перевозки для экспортно-импортных операций. Особое значение безопасность на водах имеет для стран Азии, Африки и Латинской Америки, где наблюдаются гуманитарные катастрофы, связанные с изменением климата, наводнениями, засухой, землетрясениями, политическими потрясениями: под угрозой оказываются доставка продуктов питания, перевозимых судами в рамках Продовольственной программы ООН, и реализация других благотворительных проектов. Речь идет о десятках миллионов жизней, которые поставлены в зависимость от действий пиратов в различных регионах мира. Это — Юго-Восточная Азия, ряд зон в Америке, восточное и западное побережья Африки. Учитывая эти интересы, борьба с пиратством становится заботой всего мирового сообщества. И вести ее требуется на соответствующем уровне.

Рассматривая под таким углом зрения миссию ЕС Atalanta, акции в рамках которой будут завершаться обнаружением, поимкой и арестом пиратов в районе Африканского Рога, необходимо подумать и о соответствующем юридическом институте. В этой связи П. Штрук высказался за учреждение Международного суда, который специализировался бы именно на рассмотрении дел по фактам разбоя на водах. Он указал также, что правовой статус миссии ЕС Atalanta базируется на резолюции Совета Безопасности ООН № 1816 от 2.06.2008, которая значительно облегчает борьбу против пиратства и расширяет полномочия военных кораблей в территориальных водах Сомали.

Согласно заключению исследовательских служб бундестага, правовой базой для использования военно-морских сил ФРГ в миссии ЕС Atalanta являются положения статьи 24 Основного закона ФРГ, где, в частности, говорится об ответственности по созданию системы международной безопасности и взятии под свой контроль и управление заданий, которые данную безопасность обеспечивают. Однако в любом случае разрешение на соответствующее использование бундесвера требует согласия немецкого парламента.

Понятно, что выдача такого разрешения автоматически означает коррекцию бюджета Министерства обороны, а, напомним, дискуссия об участии ВМФ ФРГ в миссии ЕС развернулась 26 ноября 2008 г. именно в ходе обсуждения бюджета страны на 2009 г. Этим объясняется острота обсуждения темы. Резкая критика последовала, в частности, со стороны свободных демократов. Как отметила Элке Хофф (Elke Hoff), еще в Белой книге-2006 было отчетливо указано, что к задачам бундесвера относится прерогатива обеспечения безопасности на морских дорогах.

Поясним, что Белая книга (полное название документа — Белая книга бундесвера) — специальная публикация Федерального министерства обороны. В ней указаны конкретные задачи на определенный срок: в первые годы существования Белой книги (1970-1976) — на год, затем на более длительный период. Сейчас действует Белая книга, изданная 24 октября 2006 г. Данная публикация, которая может подвергнуться сомнению или критике со стороны любого гражданина ФРГ (будь это депутат парламента или рядовой обыватель), свидетельствует об открытой политике ФРГ в вопросах обороны. В том числе в решении военно-политических проблем в пределах Германии и вне ее границ. Белая книга содержит данные о численности военнослужащих различных родов войск, об условиях их обучения, военно-технической базы, регионах использования, включая ФРГ и различные международные зоны. Непосредственно о миссии ЕС Atalanta в Белой книге-2006 не сказано и сказано быть не могло: решение о ней было принято лишь 10.11.2008. Однако в рамках военной антипиратской миссии Operation Enduring Freedom — Horn of Africa (OEF-HOA), проводимой (с 7.10.2002) США и их девятью союзниками (в их числе ФРГ), а также семью не состоящими в блоке НАТО странами, первый опыт борьбы с сомалийскими флибустьерами моряки Германии получили.

По этой причине Элке Хофф рассматривает участие бундесвера в Atalanta как продолжение выполнения прежней задачи (а немецкий морской флот включен в OEF в феврале 2002 г.), только теперь в ходе миссии не США, а Евросоюза. Иными словами, расходы на решения данной задачи изначально заложены в сумму, не первый год выделяемую на содержание бундесвера. Э. Хофф отметила, таким образом, что финансовое обеспечение требовать не надо, оно и без того существует; единственное, что требуется — грамотно использовать его. Поэтому задача, стоящая в настоящее время перед руководством бундесвера, — осуществить «возможность использования наших солдат в соответствующих правовых рамках». Коллега Э. Хофф по фракции Биргит Хомбургер (Birgit Homburger) буквально, как пишет Das Parlament, атаковала министра обороны Франца Йозефа Юнга (Franz Josef Jung). Ее возмутил тот факт, что депутаты узнали о решении главы ведомства о направлении на борьбу с пиратством 1400 военнослужащих не в стенах бундестага, а со страниц газет. Собственно, г-жу Хомбургер это не должно удивлять, поскольку подобный пример принятия Юнгом, мягко говоря, неожиданных и не согласованных с парламентом решений далеко не единичен. Но и гнев Б. Хомбургер понять можно: использование названного количества солдат и офицеров вместо прежнего (ранее оборонным ведомством называлась цифра «до 800 человек») требует рассмотрения бюджета Минобороны с иных позиций. Впрочем, известно, что тогда же, 26 ноября, в ходе заседания, посвященного формированию бюджета, депутаты так и не смогли прийти к единому мнению, для этого потребовался еще один день.

Из правительственного сообщения, обнародованного 28.11.2008, известно, в частности, что бюджетные ассигнования на нужды бундесвера в 2009 г. составят 31,2 млрд евро, что на 5,7% больше, чем в 2008 г. Если сравнивать с общим бюджетным объемом предстоящего года, можно сказать, что оборонное ведомство забирает около 11%. Уместно в этой связи вспомнить опубликованную в журнале Spiegel (36/2006) фразу канцлера Ангелы Меркель: «Германия принадлежит к государствам, которые выделяют на оборону в процентном отношении относительно мало». Означает ли это, что 11% по-прежнему «относительно мало», неизвестно, поскольку в ходе обсуждения нынешнего бюджета глава кабинета министров по поводу этой цифры не высказывалась.

Понятно и без комментариев, что расходы на оборону резко возросли. Правительство объясняет это следующим образом. Во-первых, на бундесвер ложатся новые и более масштабные задачи, в том числе возрастающие обязательства по Афганистану, использование Tornado и корпуса быстрого реагирования, усиление обучения персонала. К числу новых задач относятся применение бундесвера у побережья Ливана и в регионе Африканского Рога. Во-вторых, совершенствуется техническая база бундесвера: инвестиции в этот сектор возрастают почти на четверть. В-третьих, в связи с введением новых тарифов повышается жалованье военнослужащим. Как именно, на сколько и кому — не говорится. Правда, особо оговаривается, что численность гражданского персонала в рамках бундесвера сокращается, однако расходы в этой части составят внушительную цифру — 525 млн евро.

Из всего этого ясно, что критика свободных демократов в парламентском формате воздействия не возымела, и Министерство обороны получило то, что затребовало.

Рассмотрим технический аспект немецкого вклада в миссию ЕС Atalanta. Поскольку речь идет о патрулировании и охоте на море, есть смысл рассказать о фрегате Mecklenburg-Vorpommern. Он принадлежит к одной серии фрегатов, которые были построены на верфях Гамбурга, Киля, Эмдена и Бремена в начале 90-х гг. и носят имена ряда земель ФРГ. Каждый фрегат — со своим знаком, который начинается буквой F и вместе с гербом соответствующей земли размещен на борту судна. Творение корабелов фирмы Bremer Vulkan Werft und Maschinenfabrik GmbH, сооруженное ровно за 15 месяцев, известно в ВМФ ФРГ как F 218. Судно водоизмещением 4900 тонн обладает прекрасной скоростью примерно 30 узлов (54 км/ч), необходимой маневренностью и мощным разнообразным вооружением. Это — 76-миллиметровое орудие, две 20-миллиметровые пушки, два спаренных торпедных аппарата, радарная установка.

Mecklenburg-Vorpommern, порт приписки — Вильгельмсхафен (Wilhelmshaven), является настоящим морским охотником, что было подтверждено на днях. Готовясь к миссии ЕС Atalanta, фрегат проделал в ноябре долгий морской путь в 5,3 тыс. морских миль (более 9 тыс. км) Северным морем, Ла-Маншем, Бискайским заливом, Средиземным морем, Суэцким каналом и Красным морем, пока не прибыл в порт Джибути. В течение 16 дней команда в 218 человек прошла соответствующую акклиматизацию, отработала боевые задачи по управлению огнем, выполнению серии сложных тактических маневров, как самостоятельно, так и в составе команды с другими войсками союзников. В рамках этих задач будет действовать 43-летний капитан второго ранга Kay-Ахим Шенбах (Kay-Achim Schоеnbach), который принял командование 21 ноября. Так как фрегату, на борту которого будут присутствовать главные командные чины миссии, предстоит контролировать в Аденском заливе корабельные пути, выборочно останавливая и тщательно обследуя наиболее подозрительные суда, его называют главным судоинспектором, намекая на сходство с автоинспекцией — только на воде.

Вахту Mecklenburg-Vorpommern будет нести в тесном взаимодействии с самолетом-разведчиком P-3C ORION, который считается сегодня одним из лучших в мире. По словам капитана второго ранга Михаэля Поттхоффа (Michael Potthoff), использование P-3C ORION — уже половина успеха. Крылатый разведчик прекрасно проявил свои качества в необычных погодных условиях Африки. «В экстремальной обстановке — были ли это частые песчаные бури или проливные дожди, при перепаде дневной и ночной температур до 60 градусов по Цельсию или при влажности воздуха от 70 до 100% — мы всегда имели надежные разведданные, благодаря чему происходила своевременная стабилизация положения в регионе», — отметил М. Поттхофф.

Правда, порой случается, что ремонтные работы тормозятся из-за высоких температур. «При 53 градусах в тени невозможно даже подойти к самолету, не то что отремонтировать его», — говорит командир 17-го контингента Дирк Гросс (Dirk Gross). На французском военном аэродроме в Джибути его коллегам по миссии приходилось, к примеру, дожидаться ночного времени, чтобы заменить прокладочной диск или выполнить другую работу, при которой необходимо снимать пропеллеры. Группа техников из состава специального летного соединения Graf Zeppelin, которое базируется в Нордхольце (Nordholz) и куда входит P-3C ORION, работает быстро и слаженно.

Самолет придан морским силам для эффективного обнаружения пиратских судов. Численность экипажа — 10-15 специалистов. P-3C ORION до сего момента успел провести в воздухе 400 летных часов, покрыв расстояние 84 тыс. морских миль (примерно четыре витка вокруг Земли). За это время экипаж проверил, как указывает военный журналист Детлеф Штрукхоф (Detlef Struckhof), 350 так называемых подозрительных радиосообщений и передал результаты своих наблюдений и выводы командованию в Бахрейне. Часть этих сообщений касалась, как подтвердила наземно-надводная проверка, контрабанды наркотиков и продажи людей в рабство, а также перевозок необычных грузов (Штрукхоф не указывает, каких именно) и отклонения кораблей от курсов, которыми традиционно следуют суда.

Возможности технического оборудования на борту самолета-разведчика и в самом деле поразительны. P-3C ORION способен, используя комбинацию инфракрасного сенсора и камеры, идентифицировать небольшие суда и их грузы на верхней палубе на расстоянии до 70 км. При этом он летит со скоростью до 750 км/ч. Таким образом, становится возможным в кратчайшие сроки провести контроль значительной части акватории.

«При наблюдении за морской областью у восточноафриканского побережья мы будем предотвращать не только попытки угона торговых судов или взятие в заложники членов их экипажей, — говорит старший лейтенант Гвидо Х. (Guido H.), налетавший уже более 2 тыс. часов. — Наша задача состоит и в том, чтобы предотвратить любые виды черного бизнеса: торговлю людьми, оружием, наркотиками. Напомню в этой связи, что Аденский залив получил в свое время печальное прозвище «гашишный автобан», что полностью соответствует действительности». 36-летний летчик морской авиации Гвидо Х. служит в бундесвере с 1993 г. «Я не всегда летал: служба началась на быстроходном катере», — объясняет коренной вестфалец. Лишь в 2000 г. он стал офицером морской авиации, вошел в экипаж P-3C ORION. Но до этого была подготовка в «Люфтганзе» — управление самолетом Dornier 228.

Участие бундесвера в миссии ЕС Atalanta будет напряженным. Командный состав, разрабатывая программы психологической поддержки военнослужащих, включил в число ответственных за нее лиц священнослужителей. «Сегодня мы вспоминаем о наших семьях, друзьях и приятелях, — начинает службу 44-летний капеллан Ахим Паттон (Achim Patton), ежедневной паствой которого в течение семи последних лет являются экипажи судов, приписанных к портам Вильгельмсхафен и Нордхольц. — Многие из них далеко отсюда и не слышат нас. Зато Господь имеет великий слух и может донести до дорогих сердцу людей наши слова любви». Ему внимают 20 мужчин и женщин — летчиков морской авиации, которые по традиции приходят на встречи с духовным лицом в гражданской одежде. «Вера должна отражаться в сердце, а не в униформе», — говорит капеллан. «Для нас очень много значит благословение духовного лица, тем более земляка, — отзывается о Паттоне один из военнослужащих. — Он для нас — как частичка Родины, ее голос».

Многое значит и поддержка местных жителей. Они понимают, что для многих военнослужащих бундесвера служба в Африке — шаг в абсолютно неизведанный мир. Непривычная природа, экзотические животные, высокие температуры, клановые структуры и неизвестные местные обычаи определенным образом настораживают немецких солдат. Однако если есть друзья на чужбине, настроение меняется.

Один из них — 50-летний житель Джибути Галал Талеб Мохаммед. Он — мусульманин из клана Исса, помогает немцам адаптироваться к условиям, постигать традиции. Настроен весьма дружелюбно и к тому же в совершенстве владеет немецким. Попав в Германию в 14-летнем возрасте, он прожил в Берлине шесть лет, обучаясь, по настоянию своего отца, профессии электрика. У Талеба было в то время французское гражданство, поэтому проблем с проживанием в стране не оказалось. Однако вернувшись десять лет назад на родину дипломированным высококлассным специалистом, он оказался без работы. Ему пришлось бы не просто, если бы не выручило знание немецкого. Так он оказался в аэропорту, где принимал первых военнослужащих бундесвера — участников операции OEF-HOA. Хотя теперь Талеб работает в фирме по прокату автомобилей, он часто привлекается для консультаций в воинские подразделения как переводчик и знаток местных особенностей.

«Весь Джибути знает, что я работаю с немцами, — говорит он. — Я лично знаком с экипажами судов и самолетов. Мы, джибутцы, любим немцев. Они всегда настроены дружелюбно, готовы помочь. Разделяю многие пристрастия немцев: к примеру, футбол или сосиски из козлиного мяса». Говоря о том, как он оценивает немецкое военное присутствие в Африке, Талеб отмечает, что Германия взяла на себя трудное обязательство — поддерживать стабильность в регионе. «Немцы здесь — не просто гости, а заметные люди, — говорит Талеб. — Они не только отвечают за безопасность, но и делают много чисто практических дел. К примеру, сооружают радиосеть по всей стране. В условиях, когда телевизор есть в редких семьях, это большое дело. К тому же немцы помогают телефонизировать деревни и больницы. Их есть за что уважать. Правда, у нас есть различия: африканцы делают все не спеша, а немцы пунктуальны. В Джибути так говорят: у немцев есть часы, а у нас есть время. Мы разные, но это не мешает нашему сотрудничеству. Тем более сейчас, когда немцы начинают новую миссию».

Лежащий между Эфиопией, Сомали и Эритреей Джибути, где живет Талеб, служит немецким ВМФ в качестве базы. Отсюда будет выходить на боевое дежурство фрегат Mecklenburg-Vorpommern. Район, где 8 декабря начинается миссия ЕС, обширен: Красное море, Аденский залив, север Аравийского моря, Оманский залив, а также морские воды вдоль побережья Сомали. Эта территория в восемь раз превышает площадь ФРГ.

52.27MB | MySQL:103 | 0,486sec