Подход нового правительства Израиля к отношениям с Украиной и перспективы для России

Президент Украины В.Зеленский оказался в числе первых мировых лидеров, телефонные переговоры с которым провел новый глава правительства Израиля Н.Беннет. Этот шаг можно было бы связать с очередным поворотом израильской дипломатии в сторону пространства бывшего СССР. В таком контексте весьма показательно, что в составе кабинета министров, не так давно приступившего к исполнению обязанностей в ближневосточной стране, присутствует А.Либерман. С его именем традиционно связывают активизацию израильской активности на указанном направлении. Впрочем, в 36-правительстве лидер партии «Наш дом — Израиль» получил портфель главы финансового ведомства, в то время как сам Н.Беннет и его окружение в большей степени склонны развивать сотрудничество Иерусалима с Вашингтоном. В этой связи, как кажется, акцент на украинской проблематике играет особенно заметную роль.

Упомянутый выше телефонный разговор состоялся по инициативе Киева. В.Зеленский обратился к Н.Беннету с традиционным для таких случаев поздравлением со вступлением в должность. Помимо этого стороны обменялись приглашениями совершить официальные визиты: Украина ждет израильского премьер-министра на открытие мемориала в Бабьем Яру, а Иерусалим президента республики для инаугурации инновационного центра в «единой и неделимой столице». В контексте первых  раундов общения Н.Беннета в новой должности стоит сказать, что первым его поздравил президент США Дж.Байден. Данный факт особенно показательный, принимая во внимание длительную паузу в общении двух стран после избрания американского президента-демократа. Темой этой беседы, а также состоявшегося вскоре разговора главы правительства ближневосточной страны с госсекретарем Э.Блинкеном стала безопасность в контексте ситуации в ближневосточном регионе. Президент России В.Путин также успел пообщаться с Н.Беннетом, выразив надежду на «развитие конструктивного двустороннего сотрудничества» и укрепление «мира, безопасности и стабильности на Ближнем Востоке».

Из сказанного следует, что на текущем этапе открыто ни США, ни Россия не склонны привлекать Израиль к «большой игре», охватывающей в том числе украинский трек. Этот факт отражает официальную позицию Иерусалима, который с момента политического кризиса в республике стремился дистанцироваться от прямого участия как в конфликте, так и в переговорном процессе. Однако явные знаки своей нынешней внешнеполитической ориентации ближневосточная страна все же демонстрирует. Прежде всего, речь идет об учениях в Черном море Sea Breeze-2021. Военно-морские маневры, проводимые с конца 1990-х гг. в рамках программы НАТО «Партнерство ради мира», в текущем году объединили 32 страны, включая Израиль, Египет, Марокко, Пакистан и Турцию. В связи с этим, комфортной версией, которую выбрал для себя Иерусалим, стала возможность за счет участия в указанных тренировках сблизиться с арабскими и мусульманскими партнерами, укрепив тем самым усилия по нормализации отношений с умеренными региональными режимами. Вместе с тем фон для учений, которым оказался высокий уровень нарастания конфронтации между Россией с одной стороны и США с союзниками с другой, все же добавляет дополнительную мотивацию действиям израильской стороны.

Помимо этого, Израиль в июне исключил из «черного» списка стран с максимальной вероятностью заражения COVID-19 Украину, оставив в нем Россию. В связи с чем в лоббистской организации, представляющей интересы русскоязычных израильтян The Million Lobby было высказано предположение, что такая практика может быть связана в том числе с политическими соображениями. Россия в лице президента отреагировала на происходящее попыткой заимствовать для налаживания отношений Москвы и Киева израильской опыт. Как отметил В.Путин в ходе прошедшей на этой неделе прямой линии, «еврейский народ ценит свое единство», а русские и украинцы, по его мнению «один народ», соответственно также могли бы объединиться на базе «израильской модели». Подобные тезисы, разумеется, поддержки в Украине не нашли, в то время как в Израиле их предпочли истолковать в духе особых отношений между В.Путиным и российским еврейством.

Наконец, и в экспертном сообществе ближневосточной страны есть мнение, что Россия будет пытаться и дальше использовать ситуацию в Донецкой и  Луганской областях республики, чтобы не выпустить ее окончательно из сферы своего внешнеполитического влияния. Однако, на текущем этапе, который израильские обозреватели характеризуют не самой простой внутриполитической ситуацией в РФ, связанной в том числе с растущими протестными настроениями, Москва пока будет сдерживать себя от активных действий, угрожающих украинскому суверенитету. Это, впрочем, не исключает в будущем повторения там Приднестровского сценария. Иерусалим подобные частично признанные республики в целом не поддерживает, исключая Косово. Хотя и в последнем случае сдвиг в отношениях стал возможен благодаря Вашингтону, мотивировавшему Приштину на это. Аналогичных действий со стороны России на примере других подобных образований, будь то Абхазия или Южная Осетия, не наблюдалось, а потому позиция Киева, хотя бы постоянно намекающего на возможный перенос украинского посольства в Иерусалим последнему все же ближе.

В целом, Израиль проявляет заинтересованность в наращивании сотрудничества с Украиной. Эта политика стартовала еще в каденцию Б.Нетаньяху, однако Киев и Иерусалим явно хотят продолжать наращивать потенциал отношений при новом кабинете министров ближневосточной страны. На двустороннем треке интерес для Израиля представляет кооперация в области высоких технологий и кибербезопасности. Связано это с тем, что ввиду нестабильной ситуации в Беларуси, подвергающейся новому санкционному давлению Запада, израильтянам все менее выгодно запускать там свои представительства или доверять местным специалистам проектную работу. Помимо этого, желание открыть инновационное представительство в Иерусалиме воспринимается как сигнал будущего сдвига в вопросах переноса посольства, что также импонирует Израилю, независимо от смены главы правительства. Впрочем, как минимум на политический вектор отношений государств в текущих условиях наибольшее влияние окажет Вашингтон. Для В.Зеленского контакты с Дж.Байденом и его администрацией развиваются непросто, а потому он предпримет попытку проложить дорогу в США через Израиль, особенно ввиду подготовки июльского визита в американскую столицу. Иерусалим при  кабинете Н.Беннета склонен укрепить пошатнувшиеся отношения с демократами для поддержания особого характера межгосударственного партнерства, угрозу которому представляют сегодня т.н. прогрессистское крыло партии. А потому возможно проявление большей лояльности с главным международным союзником, в том числе на украинском треке. Россия, как кажется, может найти контрбаланс для предотвращения негативных последствий данного процесса в стратегически важном для себя регионе, однако для этого Израиль будет ждать от Кремля дружественных шагов на ближневосточном направлении в таких областях как Иран, Сирия или палестинцы.

52.2MB | MySQL:103 | 1,027sec