О причинах обострения продовольственной ситуации в Сирии

С весны 2021 года в Сирии в результате климатических катаклизм происходит стремительное ухудшение продовольственной ситуации. Это ставит под удар реализацию нового социально-экономического курса президента Б.Асада после переизбрания в конце мая с.г., одним из важнейших элементов которого была стратегия по наращиванию внутреннего производства зерна и выхода Сирии на рельсы самообеспечения хлебом.

Сразу после переизбрания Б.Асад приступил к выполнению целого ряда обещаний социального характера, включая повышение зарплат и пенсий. Важнейшим пунктом в его плане являлся вопрос обеспечения национальной продовольственной безопасности. Eще накануне президентских выборов, Б.Асад в рамках избирательной кампании провозгласил 2021 год годом пшеницы. Политическая значимость проекта в том, что локальное производство пшеницы является фундаментом для субсидирования хлеба – важного социального инструмента внутренней политики Дамаска. Плюс ко всему – локальное производство еще и создает новые рабочие места и обеспечивает средства к существованию для сотен тысяч фермерских семейных хозяйств. Декларирование года пшеницы предполагало дальнейший рост внутреннего производства и усиление социальной составляющей как элемента послевыборной политики Дамаска.

Однако планам не суждено было сбыться. С апреля-мая с.г. сильнейшая засуха в Сирии и дефицит дождей привели к сокращению производства зерновых. По оценкам Министерства сельского хозяйства,  в некоторых сирийских провинциях осадки оказались на 50-70% ниже нормы, причем на этот раз засуха охватила практически всю территорию страны. В итоге, уже в мае с.г. правительство скорректировало первоначальные прогнозы по производству пшеницы, которые были сформулированы в рамках “года пшеницы”. В частности, в тех регионах Сирии, где производство зерновых зависит от дождевой воды, урожайность в 2021 году составит 300 тысяч тонн вместо изначально запланированных 1.2 млн тонн.

В целом же ежегодные потребности Сирии в пшенице составляют около 4 млн тонн, и по мере обострения климатических катаклизм стало ясно что заложенные правительством в начале года планы зерновой стратегии к июлю с.г. стали просто нереалистичными. Дамаск будет вынужден импортировать в этом году не менее 1.5 млн недостающих тонн пшеницы, согласно предварительным оценкам экспертов.

Разумеется, складывающаяся в Сирии тревожная ситуация с продовольствием вызывает обеспокоенность у союзников Дамаска, и Россия незамедлительно отреагировала. С марта по май с.г. Россия уже поставила Дамаску 350 тысяч тонн пшеницы и до конца года поставит в Сирии не менее 1 млн тонн пшеницы.

Тем не менее, несмотря на внешнюю помощь от Москвы, продовольственная ситуация в стране продолжает быстро деградировать, в первую очередь ввиду отсутствия достаточных финансовых резервов и инвестиций, способных помочь властям взять ситуацию под контроль. В последние месяцы в контролируемых Дамаском регионах спорадически ощущается дефицит хлеба и наблюдаются многочасовые очереди за ним. По данным Всемирной продовольственной программы ООН, к весне 2021 года число испытывающих потребность в продовольственном обеспечении сирийцев возросло с 2018 года вдвое – и достигло рекордных 12.4 млн человек. По данным Всемирного банка, только в течение 2020 года продовольственная инфляция в Сирии составила 200%.

В этой связи Дамаск обратился к фермерам с призывом приоритезировать производства пшеницы в 2021 году, чтобы выйти на достаточный уровень самообеспечения. Однако здесь имеется и другая проблема – порядка 60% всей производимой пшеницы в Сирии выращивается в неподконтрольных Дамаску курдских районах. При этом, курды понимаю свою монополию стремятся диктовать правила игры, и в текущем году они чуть ли не вдвое повысили закупочную цену на пшеницу, доведя ее до 300-320 долларов за тонну. Более того, курдское командование включило и свой административный ресурс и запретило в этом году продажу пшеницы за пределами контролируемой им территории, что еще более осложняет положение Дамаска. При этом, общая урожайность в курдском анклаве ожидается в этом году также на рекордно низком уровне (не более 850 тыс. тонн), что диктует необходимость осуществления дополнительных закупок пшеницы из-за рубежа. Несмотря на посреднические усилия России, курдские руководители пока отвергают возможность разрешить своим фермерам продавать часть урожая в других регионах Сирии, как это происходило в предыдущие годы.

Очевидно, что продовольственная безопасность, в частности, зависимость от внешних поставок пшеницы, является одним из наиболее уязвимых, слабых компонентов позиции президента Б.Асада. С недавним переизбранием, он очевидно рассчитывал снизить зависимость Сирии от внешних факторов и заблаговременно укрепить позиции по этому стратегически важному вопросу национальной продовольственной безопасности. Однако, сегодня очевидно что кампания «года пшеницы» в 2021 году не сработала, в первую очередь ввиду непредвиденных климатических факторов. Помимо этого, обострение продовольственной ситуации в Сирии наглядно демонстрирует и нестабильность нынешнего политического компромисса. В частности, решение курдской администрации о приостановке продажи производимого зерна за пределы их территории также представляет собой потенциально существенный дестабилизирующий фактор для властей. Наконец, сохранение целого ряда международных санкций со стороны США и их союзников против Дамаска в условиях зернового кризиса является дополнительной помехой для сирийских властей, которые по сути могут рассчитывать исключительно на продовольственную помощь России в случае дальнейшего обострения ситуации.

Для преодоления нынешнего продовольственного кризиса Дамаск планирует успешно удовлетворить растущие внутренние потребности в пшенице в 2021 году благодаря внешним закупкам и содействию союзников. Однако стоит иметь в виду, что растущие цены на хлеб и его дефицит потребуют от Дамаска дополнительных мер по стабилизации ситуации. В июне с.г. цены на субсидируемый в стране хлеб в стране удвоились, в том числе по причине роста цен на дизель. На это президент Б.Асад отреагировал увеличением социальных выплат, пенсий и зарплат примерно на 40-50%, но дальнейший дефицит и рост цен на хлеб может вести к росту социальной напряженности и недовольства. Кроме того, cохранение нынешних противоречий по линии США-Россия вокруг Дамаска ослабляет позиции сирийских властей, и в случае новых обострений продовольственной проблемы, она вероятно требует более кардинального и нетривиального решения.

62.85MB | MySQL:102 | 0,902sec