О политике Турции в отношении Турецкой Республики Северного Кипра

Национальный совет Республики Кипр призвал 21 июля  греко-кипрских владельцев недвижимости в Вароше воздержаться от предложения турко-кипрской стороны и не возвращаться к управлению собственностью в этом курортном районе города Фамагуста путем обращения в созданную на севере острова Комиссию по вопросам недвижимости. Этот призыв был обнародован по итогам четырехчасового заседания Национального совета, который является главным совещательным органом при президенте страны по вопросу кипрского урегулирования и состоит из лидеров греко-кипрских политических партий.  «Не игнорируя принципа, согласно которому уважение права каждого лица на владение собственностью является данностью и что никто не может воспрепятствовать осуществлению этого права, Национальный совет отмечает, что возможность обращения в так называемую Комиссию несет в себе серьезные риски в том, что касается целей Турции», — говорится в заявлении Национального совета. При этом высший консультативный орган пояснил, что целью новых инициатив Анкары в отношении Вароши является дальнейшее продвижение своих планов по завершению раздела Кипра. Поэтому Национальный совет призвал к единству в усилиях по противодействию таким планам. В заявлении Национального совета также подчеркивается, что изменение статуса части Вароши с военного на гражданский путем передачи контроля над ней от Вооруженных сил Турции к турко-кипрским властям представляет собой явное нарушение резолюций СБ ООН, в том числе 550 от 1984 года и 789 от 1992 года, которые требуют немедленной передачи территории, на которой расположена Вароша, под контроль миротворцев ООН. По утверждению Национального совета, инициативы Анкары «самым существенным образом сказываются на перспективах возобновления переговоров о всеобъемлющем урегулировании на основе резолюций ООН по Кипру, международного права, принципов и ценностей Европейского союза».  20 июля 2021 года лидер турок-киприотов, президент самопровозглашенной Турецкой Республики Северного Кипра (ТРСК) Эрсин Татар заявил на военном параде в турецкой части Никосии, что часть района Вароша в кипрском городе Фамагуста будет демилитаризована (3,5% закрытой части) и выделена в пользование греко-кипрских собственников. Он добавил, что те собственники, которые обратятся в созданную в ТРСК Комиссию по недвижимости, будут иметь право вернуться к управлению своей собственностью в Вароше. Присутствовавший на параде президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган приветствовал это решение, заявив, что оно будет выгодно всем сторонам. По запросу Республики Кипр обсуждение инициативы турко-кипрской стороны по Вароше, противоречащей международным нормативно-правовым актам, вынесено на  обсуждение в Совбезе ООН. Вся эта ситуация в общем-то только лишний раз подчеркивает жесткое фокусирование Анкары на теме Северного Кипра. В том числе и в рамках сохранения у власти в этом самопровозглашенном государстве своих креатур. Бывший президент самопровозглашенной Турецкой Республики Северного Кипра заявил в прошлом месяце, что агенты турецкого правительства угрожали и пытались оказать давление на него и других кандидатов, чтобы заставить их выйти из президентской гонки в преддверии выборов в октябре прошлого года. «Они сказали моему личному секретарю, что для меня, моей семьи, близких друзей и всех остальных было бы лучше выйти из гонки. Они также дали понять, что все их планы были направлены на то, чтобы я проиграл  на выборах, и даже если бы я победил, то  не смог бы остаться на своем посту», — заявил турецкому информационному агентству T24 Мустафа Акынджи, проигравший выборы с 48% голосов.  Акынджи утверждал, что турецкие государственные учреждения, находящиеся под контролем президента Реджепа Тайипа Эрдогана, включая турецкое посольство в Никосии, вели против него молчаливую кампанию. «Эрдоган хочет управлять здесь так же, как он полностью контролирует Анкару», — сказал Акынджи. В результате Эрсин Татар, турецкий националист, близкий к Анкаре, победил во втором туре президентских выборов в октябре, набрав 51,69% голосов. Средиземноморский остров Кипр был разделен по этническому признаку с 1974 года между международно-признанным правительством киприотов-греков на юге и отколовшимся северным регионом, созданным после турецкого вторжения. Север Кипра был оккупирован Турцией в ответ на государственный переворот, целью которого было присоединение острова к Греции. С момента одностороннего провозглашения независимости в 1983 году Турецкая Республика Северного Кипра, которая финансово поддерживается Турцией, признается только Анкарой. Доклад, подготовленный независимыми турко-кипрскими наблюдателями на прошлой неделе, поддерживает заявления Акынджи о вмешательстве в выборы. Согласно сообщению, сотрудники по рекламе и связям с общественностью вице-президента Турции Фуата Октая, а также сотрудники турецкой разведки провели на острове три недели, чтобы поддержать кампанию Э.Татара, в ходе которой брали интервью у политиков, журналистов и кандидатов в президенты. Анкара также оказала поддержку Татару во время выборной кампании, отремонтировав водопровод и частично открыв перед выборами прибрежный город Вароша — запретный для гражданских лиц после турецкого вторжения. Протурецкие правительственные СМИ также изображали Акынджи «греческим агентом и предателем». Татар, националист, поддерживаемый Анкарой, имеет более тесные связи с Турцией и выступает за решение о создании двух государств на острове. В интервью через месяц после президентских выборов Татар вновь высказался против двухзонального, двухобщинного решения для Кипра, настаивая на модели двух государств и призывая к «корректировке границ» между двумя сторонами. Татар занимал пост премьер-министра Турецкой Республики Северного Кипра (ТСРК) во время двух туров выборов. Во время своей предвыборной кампании Татар подчеркнул свою поддержку решения о двух государствах, что явилось заметным изменением по сравнению с позицией  Акынджи, который выступал за воссоединение с грекоязычным большинством. В своей победной речи  после выборов Татар поблагодарил лично президента Эрдогана, с которым у него прочные отношения. «Они никогда не разорвут связи между нами и Турцией. Да, мы открыты для соглашения с Кипром, но кипрско-турецкий народ примет условия этого соглашения со свободной волей»,  — сказал он. После провала переговоров о воссоединении в июле 2017 года между Акынджи и Анкарой возникли разногласия по поводу решения кипрской проблемы. Их отношения еще больше ухудшились в 2020 году, когда Акынджи, отвечая на вопрос британской газеты The Guardian о возможности аннексии Турцией севера острова, сказал: «Это ужасный сценарий». Наблюдатели также опросили другого кандидата в президенты, Сердара Денкташа, который утверждал, что сотрудники турецкого правительства — в том числе агенты разведки — оказывали давление не него и поддерживавших его бизнесменов, чтобы они снялись с гонки. Сердар Денкташ, сын президента-основателя ТРСК Рауфа Денкташа, также утверждал, что его телефон прослушивался и что во время предвыборной кампании за ним следовали машины с официальными номерами. В докладе также утверждалось, что Турция сделала выплаты тысячам туркам-киприотов, чтобы побудить их голосовать за Татара, который поддерживает решение о двух государствах, а не федеральную систему. После выборов Турция все активнее вмешивается во внутренние дела ТРСК. В апреле Эрдоган раскритиковал ТСРК за  решение ее суда, якобы ограничивающее курсы Корана, пригрозив союзному государству неопределенными шагами, если это решение не будет отменено. «Конституционный суд должен сначала научиться секуляризму. Северный Кипр — это не Франция. Они должны воплотить в жизнь привычки Турции. [Они] должны быстро исправить эту ошибку, иначе наши следующие шаги будут другими», — сказал он об этом решении. «На Кипре есть два разных народа и два отдельных государства. Решение о двух государствах должно быть согласовано на основе суверенного равенства», — заявил Эрдоган, сообщает государственное информационное агентство Anadolu . Подчеркнув необходимость суверенного равенства как основы для таких переговоров, Эрдоган заявил, что «воля турок-киприотов была проявлена в этом направлении на последних выборах». Он подчеркнул, что турки-киприоты «являются единственными жертвами кипрского конфликта и в течение многих лет игнорировались, поскольку их права были узурпированы». Это четкая формулировка дальнейшей политики Анкары на этом направлении.

Дальше – больше. Турция на этой неделе пообещала предоставить кредитную линию в размере 500 млн долларов ТРСК, признанной только Турцией. Согласно кредитному соглашению, Турция должна одолжить деньги ТСРК в турецкой лире (TL), в то время как она получит погашение в долларах, что является сложным условием для турок-киприотов с учетом продолжающегося обесценивания турецкой лиры по отношению к доллару США. Согласно соглашению, одобренному президентом Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом 20 июля, турецкое казначейство предоставит туркам-киприотам кредит в сумме, эквивалентной 500 миллионам долларов. Причиной открытия кредитной линии заявлена цель  реструктуризации государственного и финансового сектора ТСРК.  500 млн долларов будут выплачены траншами, а выплаты, которые начнутся через 36 месяцев после утверждения кредита, будут производиться каждые полгода 14 разовыми платежами, заканчивающимися 114 месяцами. Сумма, подлежащая погашению, будет определена путем конвертации турецкой лиры, переведенной из турецкой казны в ТСРК, в доллары по официальному курсу  Центрального банка Турции на этот день. ТСРК обязана производить процентные платежи в соответствии с шестимесячной ставкой LIBOR в долларах США (Лондонская межбанковская предлагаемая ставка), опубликованной агентством Reuters. Хотя турецкое правительство утверждает, что кредит будет выделен на инфраструктуру и расходы на здравоохранение, предполагается, что ТСРК чья экономика полностью зависит от Турции, потратит его на финансовые расходы, включая выплату заработной платы. Турки-киприоты, которые основной доход получают от туризма, могут принимать очень мало иностранных туристов из-за международной изоляции и эмбарго, введенных после того, как Турция вторглась в северную часть острова в 1974 году в отместку за переворот, совершенный греческими националистами. Пока неизвестно, сколько из обещанной кредитной линии Турция сможет реально предоставить. Турция переживает трудные экономические времена и в этом месяце объявила о жестких мерах экономии. Ранее  появились сообщения, что правительство Турции намерено сократить расходы на внешнеэкономические операции. Официальный визит Р.Т.Эрдогана в ТРСК в ноябре 2020 года дает ключ к пониманию того, куда могут быть потрачены средства Турции. Во время поездки Эрдоган рекомендовал построить президентский дворец на Кипре, где проживает около 330 000 турок, заявив, что Турция может взять на себя строительство президентского комплекса на участке земли площадью 5000 кв. м. «Такие здания, как вы знаете, меняют восприятие других стран», — сказал Эрдоган, подразумевая свое желание, чтобы ТСРК  воспринималась как суверенное государство. Турецкое правительство начало продвигать решение о разделении Кипра на два государства в рамках того, что наблюдатели считают козырем против антитурецкой коалиции в Восточном Средиземноморье и упреждающим дипломатическим маневром для давления на Европейский союз в преддверии возможных санкций с его стороны. Оказавшись в изоляции в регионе, Эрдоган и его крайне правые союзники обратились к альтернативным дипломатическим шагам, чтобы прорвать антитурецкую блокаду и убедить заинтересованные стороны заключить сделку с Турцией. Все это делается синхронно с  попытками Анкары  наладить отношения с Египтом и КСА.  Настаивая на двухгосударственном решении на Кипре, которое потенциально усилит там напряженность, Анкара стремится создать новый фронт в региональном споре и заставить ЕС заниматься целым рядом вопросов, включая энергетические ресурсы в Восточном Средиземноморье. Однако некоторые турки-киприоты, как мы показали выше, выступают против этой турецкой политики. Очевидно, что Турция очень резко и во многом беспрецедентно вмешалась в президентские выборы 2020 года в ТСРК, чтобы обуздать влияние людей, которые выступают против ее политики.

53.17MB | MySQL:101 | 0,365sec