Завершение хаджа: король Абдалла обращается к «умме»

9 декабря 2008 г., встречаясь с видными мусульманскими деятелями и главами групп паломников, совершавших хадж текущего года, саудовский монарх выступил с новой инициативой, имеющей непосредственное отношение к уже поставленной им ранее проблеме диалога религий и цивилизаций. На этот раз вопрос касался внутримусульманского диалога или, как отметил король Абдалла, «диалога нации с самой собой». Его краткое заявление перед участниками традиционного после окончания хаджа приема стоило бы процитировать.

Итак, король Абдалла говорил: «В прошлый сезон хаджа я говорил с вами о значении диалога между представителями различных религий. В дальнейшем же Королевство Саудовская Аравия призвало провести встречу мусульман в Благородной Мекке для обсуждения идеи такого диалога. Эта встреча состоялась, и в ней участвовали ученые и мыслители исламской нации, которые приветствовали эту идею (проведения диалога религий – Г.К.) и заявили о необходимости придания ей шариатского обоснования. Далее последовал состоявшаяся в Мадриде международная конференция, участниками которой стали представители различных религий и культур, где были изложены основные положения принятых в Мекке решений, а также было принято заявление, содержавшее одобрение идеи (диалога религий – Г.К.) и подчеркивалась необходимость ее дальнейшего развития. Позже в рамках Генеральной Ассамблеи ООН состоялось высокое заседание, в работе которого приняли участие выдающиеся мировые руководители. На этом заседании международное сообщество единодушно благословило идею диалога».

Далее саудовский монарх, обращаясь к главам иностранных групп паломников, продолжал: «Целью проекта, выдвинутого вашими братьями в Королевстве, выступает забота о процветании ислама и служба всему человечеству. Если этот проект был успешно принят ныне, что позволила только милость и провидение Господа, то это вселяет в нас оптимизм и в отношении того, что и в дальнейшем идея диалога добьется новых успехов, если того пожелает Господь».

Наконец, главное, ради чего король произносил свою речь и это долгое цитирование: «Сегодня, — подчеркивал саудовский монарх, — мы нуждаемся в диалоге нации (мусульманской – Г.К.) самой с собой. Раздоры, невежество и излишество (саудовский термин, синонимичный терроризму – Г.К.) – это те препятствия, которые угрожают надеждам мусульман, как и то, что терроризм угрожает всему миру. А ведь только мусульманам приписывают свершение экстремистских акций, хотя эти экстремисты представляют только самих себя, хотя и рядятся в мусульманские одежды. Но сам ислам не виновен в их идеях и делах. Но из сложившейся ситуации тем более вытекает насущная необходимость диалога уммы с самой собой, когда будет осуществлено единство позиций, будут укреплены умеренность и срединность (саудовские термины иъатидаль и васатыйя, обычно противопоставляемые терроризму – Г.К.), будут устранены причины конфликтов и покончено с экстремизмом. Это отвечает повелениям Всемогущего Господа».

Король Абдалла последовательно продвигается вперед, реализуя свои начинания. Он демонстрирует мусульманскому миру (используя для этого наиболее подходящий повод – время хаджа, собирающего у святынь Мекки представителей всего этого мира) свое (и руководимого им государства) стремление к последовательному развитию идеи межконфессионального диалога, но считает, что этот диалог должен опираться на единую и взвешенную позицию всего мира ислама. Разумеется, стремление саудовского монарха вновь подтверждает претензии Саудовской Аравии на то, чтобы играть ведущую роль в ареале распространения ислама. Конечно же, эти претензии сталкиваются с отрицающими их позициями других региональных держав, что создает (кажущиеся многим весомыми) основания для того, чтобы считать его позицию «прозападной», или же заранее обреченной на неудачу.

Но стоило бы взвесить эту позицию, глядя на нее с большим пониманием и оценивая начинания короля Абдаллы и в контексте ситуации в его собственной стране (где существует отрицающая право Аль Сауд на власть религиозная оппозиция), и в мире ислама. Такое понимание приведет только к одному и совершенно естественному выводы, — он движется вперед, преодолевая сопротивление в своем государстве и бросая жесткий вызов сторонникам конфронтации с Западом, использующим в интересах этой конфронтации и ее религиозную составляющую. Он бросает вызов последователям «столкновения цивилизаций» и на Западе, и в мире ислама.

Король Абдалла стремится к целям более высоким, чем цели его противников, представленных не только государствами региона мира ислама, но и действующими там многочисленными политическими движениями, вроде «Хизбаллы», ХАМАС, «Исламского джихада», Армии Махди или «Лашкар-и Таиба». Его волнует мир и сохранение жизней людей, которые совсем не интересны тем, кто, якобы, борется за «чистоту» и «торжество» ислама. Даже если король Абдалла тем самым и «доказывает», что его курс выступает как «прозападный», то не стоит ли приветствовать такую «ориентацию» на Запад? Даже если этот курс кто-то и квалифицирует как «нереалистичный» и «идеалистичный», то не стоит ли аплодировать этому «идеализму»?

Во всяком случае, выступление короля уже приветствовала «внутренняя», издающаяся в королевстве саудовская пресса. Да, конечно, она и не могла поступить иначе. Но, все же, точка зрения отдельных саудовских изданий кажется заслуживающей внимания.

Среди них обычно квалифицируемая в качестве трибуны саудовских «либералов» эр-риядская газета «Аль-Ватан», передовая статья которой 10 декабря 2008 г. называлась «Видение служителя Двух Святынь и будущее уммы». В ней редакционная коллегия этого издания, в частности, отмечала: «Мы считаем, что диалог нации самой с собой … должен стать внутренним диалогом в рамках каждого государства (ислама – Г.К.). Этот диалог должен включить в себя представителей всех общественных классов и социальных групп, улемов и интеллигенцию». Цель такого диалога, по словам газеты, «должна состоять в том, чтобы осознать вызовы мусульманской нации, включающие разногласия между сторонниками отдельных мазхабов, конфликты политического свойства, как и нынешние экономические угрозы». Итогом же этого диалога, вновь по словам редакционной коллегии «Аль-Ватан», должно стать «искоренение связанного с разногласиями между мазхабами экстремизма, преодоление конфессиональной замкнутости, как и целенаправленная деятельность в интересах сплочения на почве искренней и глубокой веры в многообразие и плюрализм».

Что ж, это достойный вывод! Он принципиален, прежде всего, потому, что нацелен на сохранение единства национальной территории каждого мусульманского государства, включая, разумеется, и саудовское, о котором, собственно, и говорят те, кто сплачивается вокруг газеты «Аль-Ватан». Он важен и потому, что направлен на успешное созидание национальных сообществ в мире ислама. Наконец, он существенен еще и потому, что предполагает развитие столь необходимой и для исламского мира (тем более, в условиях нынешнего экономического кризиса) социальной солидарности.

Иными словами, возникает новый, но связанный с выступлением короля Абдаллы поворот темы, — саудовская власть открыто демонстрирует сторонникам демократизации страны свою готовность протянуть им руку. А эти сторонники, подхватывая инициативу своего монарха, уже сегодня едва ли не открыто пропагандируют программу собственных (конечно, очень скромных) устремлений. Иными словами, внутрисаудовские социальные и политические реформы будут продолжаться?

На этот вопрос в свете последнего выступления саудовского монарха стоило бы ответить положительно. Впрочем, дело заключается не только в этом, но также и в том, что и с этой точки зрения следовало бы с большим понимаем отнестись к предложению короля Абдаллы о «диалоге уммы с самой собой».

52.22MB | MySQL:103 | 0,548sec