Ливия: чрезмерная милитаризация общества, как фактор, препятствующий проведению выборов 24 декабря

Ливийский политолог Рашид Хашана в материале, опубликованном на портале New Libya 25 июля, высказывает точку зрения, что командующий ЛНА Халифа Хафтар готовится вернуться к войне в соответствии с убеждениями, которые он неоднократно выражал, что решение конфликта в Ливии может быть только военным. Эксперт обращает внимание на эскалацию партизанских и даже региональных военных столкновений, которые инициируются для того, чтобы контролировать ситуацию в стране, сорвав подготовку к проведению всеобщих выборов, запланированных на 24 декабря. В этой напряженной атмосфере вновь всплыли прежние региональные и международные поляризации, казалось, исчезнувшие в последнее время. Среди таких признаков, по мнению эксперта, отправка делегации Халифой Хафтаром в Москву и визит председателя Президентского совета Мухаммеда аль-Манфи в Грецию, тут же объявленного «противником Турции». В этой связи, напоминает Р.Хашана, стоит отметить, что последней должностью, которую занимал аль-Манфи до своего назначения на высокий пост, был пост посла Ливии в Афинах. Откуда греческие власти выслали его в ноябре 2019 года в ответ на подписание военного соглашения бывшим премьер-министром Правительства национального согласия, Фаизом Сарраджем с президентом Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом.

Натан Фаст, исследователь из института RAND, считает, что Греция, наряду с Саудовской Аравией и Францией, поддерживает в Ливии ось ОАЭ, России и Египта. Аль-Манфи пообещал Турции заморозить экономическое сотрудничество с ней, если она воздержится от вывода своих войск из Ливии. Это противоречит позиции премьер-министра Правительства национального единства  Абдель Хамида Дбейбы, который подчеркнул, что турецкое военное присутствие в Ливии ограничено небольшим числом военных экспертов и инструкторов. Параллельно с поездкой М.аль-Манфи в Афины Х.Хафтар направил в Москву военную делегацию высокого уровня во главе с генерал-лейтенантом Хайри аль-Тамими, его «офис-менеджером» и членом Совместного военного комитета «5 + 5». С 2017 года Хафтар посетил Москву более трех раз и подписал соглашения о военном сотрудничестве во время своих предыдущих визитов после переговоров с министром обороны России Сергеем Шойгу. Визит ливийской делегации в Москву, как полагает Р.Хашана, свидетельствует о желании Хафтара обновить свои связи с Министерством обороны России и укрепить свою военную мощь, особенно после того, как спикер парламента Акила Салех настаивал на отказе в утверждении нового бюджета, если большая его часть, размер которой не был указан, не была бы выделена для нужд. т.н. «Ливийской национальной армии». Не исключено, что, если аль-Тамими подпишет новые соглашения с Россией, арабские страны, поддерживающие Хафтара, оплатят новые счета за оружие. Исходя из этого, более вероятно, что Хафтар готовится вернуться к войне в соответствии с убеждениями, которые он неоднократно выражал, что решение конфликта в Ливии может быть только военным, — вновь подчеркивает Р.Хашана.

Недавние политические и военные события в трех, соседних с Ливией странах Сахеля, Чаде, Мали и Нигере, казалось бы, оправдывают этот военный вариант после того, как вооруженные группы убили президента Чада Идрисса Деби, а военные перевороты продолжались в других странах, особенно, после объявления президента Франции Э.Макрона о выводе сил операции «Бархан» из Сахеля и Сахары. После закрытия там французских баз юг Ливии станет доступным для вооруженных группировок, занимающихся торговлей оружием, золотом и наркотиками или для международных террористических организаций, в первую очередь ИГ и «Аль-Каиды» (обе организации запрещены в РФ), которые время от времени стремятся проводить террористические операции, напоминая, что они не покидали регион. Организация «Исламское государство» потерпела поражение в битве при «Аль-Буньян аль-Марсус», после чего ее члены были вынуждены покинуть Сирт и его окрестности в августе 2016 года. Войска Хафтара не участвовали в этой битве, несмотря на все их лозунги борьбы с терроризмом.

Более вероятно, что неспособность НЕ восстановить власть государства над огромным югом Ливии будет побуждать другие державы, такие как Россия и Китай, воспользоваться военным вакуумом и вакуумом безопасности в этом регионе, чтобы захватить новую стратегическую зону влияния. По мнению Р.Хашаны, России кажется, что это легче, после того как она обеспечила свой союз с  Хафтаром, установив тем самым прочный мост к региону Сахеля и Сахары, который с момента его обретения независимости от Франции, в начале 1960-х годов оставался прерогативой Парижа.  Крупные державы стремятся найти точку опоры в этом регионе из-за содержащихся в нем природных ресурсов, включая уран и золото. Однако есть опасения, что с выводом французских военных террористические организации усилят свое присутствие и установят связи с группировкой «Боко харам», базирующейся на севере Нигерии. Отмечается, что лидер чадских повстанцев Мухаммед Махди, возглавивший нападение на Северный Чад из Южной Ливии, признал в заявлениях для прессы, что его сторонники прошли подготовку в рядах российской ЧВК «Вагнер» на двух ливийских базах Бирак-Аль-Шати и Таманхинт, которые контролируются Хафтаром. В связи с не объявленным явным образом возвращением Хафтара к идее военного решения и в дополнение к снятию французского прикрытия с юга Ливии Высшая избирательная комиссия (ВИК) подвергается жесткому давлению. Это способствует срыву реализации «дорожной карты», принятой на конференции «Берлин-2». Ясно, что за этой кампанией стоят силы, которые не хотят, чтобы выборы в Ливии состоялись, и в авангарде их стоит Хафтар. Кампания была начата против ВИК, и ее главы, д-ра Имада ас-Сайха с пропаганды утекшей копии географического распределения департаментов, которая была распространена в социальных сетях. В просочившуюся копию были внесены поправки, приписываемые председателю ВИК, которые разозлили некоторых членов Учредительного собрания по разработке конституции, известного как «Комитет шестидесяти». Однако председатель комиссии ответил на обвинения в нарушении законов, подчеркнув, что распределение округов произошло по запросу Палаты представителей, пояснив, что они определяются на основе плотности населения и географического распределения. Он также обвинил неназванные партии в «манипуляциях и мошенничестве» и в препятствовании усилиям ВИК, направленным на «распространение культуры демократии».

ВИК опиралась на статистику записи актов гражданского состояния за последний год, чтобы предложить Палате представителей увеличить количество избирательных округов и мест в парламенте до 234 мест, с нынешних 200 мест, в дополнение к увеличению количества округов до 32 районов вместо 13 в настоящее время. Статистика коммерческого реестра показала, что население Ливии составляет 6,9 млн человек, из которых 2 382 680 человек имеют право голоса на выборах. 4 июля ВИК объявила об открытии реестра избирателей. Возможно, самым большим препятствием на пути к проведению выборов являются большие количества тяжелого вооружения, которого достаточно для двух других гражданских войн, и которое распространяется по всей Ливии. Это количество не уменьшилось после окончания боевых действий между силами Хафтара и силами ПНС, поскольку «поставки» оружия продолжались с обеих сторон, что заставило Европейский союз рассмотреть возможность военной интервенции в Ливию для того, чтобы попытаться собрать это тяжелое оружие. Однако страх оказаться втянутым в бесконечную войну заставил европейцев искать другие альтернативы. Дело усугублялось тем, что Турция настаивала на нарушении решений об эмбарго на поставки оружия в Ливию и отказе подвергать свои корабли инспекции, которая проводится европейскими представителями в рамках операции IRINI. Тем не менее, постоянный представитель Ливии при Организации Объединенных Наций Тахер аль-Сунни недавно обсудил в Нью-Йорке с командующим операции IRINI Фабио Агостиньо возможности «консультаций и координации» операций, проводимых Европейским союзом в Средиземноморье, с ПНЕ и его специализированными учреждениями, согласно заявлению миссии Организации Объединенных Наций.

Пока же, обстановка в Ливии, к сожалению, вновь далека от спокойной. Бои, которые произошли в окрестностях Триполи, в частности, в районе Баб-бин-Гашир, на третий день праздника Курбан-байрам между ополчением «сдерживания» под руководством Абдель Рауфа Кара и ополчением Абдель Гани аль-Кикли, (известного как «Ганива») и как «Силы стабилизационной поддержки», продемонстрировали всю хрупкость положения дел. Обе группировки использовали гранатометы в жилых районах, вызвав панику среди горожан и убив по меньшей мере 7 мирных жителей.  Ситуация в Бенгази, где на днях при штурме его резиденции был убит бывший командир прохафтарского ополчения Тархуны («Каният»), М.аль-Кани, осевший в Киренаике, не на много лучше. Бывший спецпредставитель генерального секретаря ООН в Ливии Гасан Саламе предупредил об увеличении притока тяжелого вооружения вместо его сокращения после окончания «восстания 17 февраля 2011 года». Наличие 23 млн единиц оружия в Ливии, которое государство не может собрать или изъять, беспокоит соседние страны, а именно Египет, Тунис и Алжир, а также Нигер и Чад. Продолжающееся разделение Триполи, на сферы влияния лидерами ополченцев, представляет собой прямую угрозу возможности проведения выборов в нормальных условиях, то есть так, чтобы они были свободными, справедливыми и прозрачными. Если определение государства, по мнению Макса Вебера, — это сила, монополизирующая оружие, то государство в этом смысле исчезло из Ливии с 2011 года. По информации ливийского новостного сайта Al-Wasat, более 300 вооруженных групп ополченцев в настоящее время действуют в Ливии, и они не признают центральную власть и даже не шантажируют ее с целью выплаты им ассигнований. И с этой точки зрения лидеры ополчения на западе страны солидаризируются с Х.Хафтаром, занимая единую позицию, которая заключается в том, чтобы исключить выборы в обозримом будущем и отложить их на неопределенный срок, одновременно ослабив центральную власть. Или, в крайнем случае, чтобы максимально усилить свое влияние на подконтрольных им территориях. Это стало очевидным благодаря авторитарному режиму Хафтара, установленному в Киренаике, который устранил всякую критику, ограничил свободу средств массовой информации и боролся с активистами, последним из которых является правозащитник Сихам Серджева, судьба которой неизвестна. несмотря на то, что прошло более двух лет с тех пор, как ее похитил один из сыновей Хафтара. Отсюда допустимо усомниться в том, в какой степени текущая ситуация подходит для проведения выборов в соответствии с международными стандартами при наличии огромного количества стрелкового и тяжелого вооружения на востоке, а также на западе Ливии, не говоря о юге, который брошен на произвол судьбы более десяти лет в отсутствие государственных институтов, — к такому выводу приходит Р.Хашана.

Впрочем, пока США заняты выводом войск из Афганистана и Ирака, а ООН и ЕС обдумывают, как им преодолеть разногласия по процедурным вопросам выборов между «Комитетом 60», Высшим государственным советом и Палатой представителей Ливии, российская дипломатия, вернее, российская военная дипломатия в лице ГУМВС Министерства обороны, начала собственное «наступление» на ливийском фронте. Давно и прочно заменив на этом направлении МИД РФ, МО РФ и аппарат ГШ пригласили в Москву с официальным визитом начальника Генерального штаба Ливийской армии, генерал-полковника Мухаммеда аль-Хаддада. Это первый высокоранговый визит ливийский военных из Триполитании в РФ, начиная с 2014 г. Аль-Хаддад прибыл не один, а во главе представительной делегации, в которую входили начальники штабов ВВС, ВМС, командующие Центральны военным округом и Силами специального назначения. Кроме реанимации старых контрактов речь зашла о новых, примерный объем которых может составить внушительную сумму, а номенклатура качественно и количественно вывести ливийские вооруженные силы на недосягаемый для их нынешних оппонентов из Киренаики, уровень. Военные двух стран договорились об учреждении совместной рабочей комиссии, а у РФ в Ливии, тем самым, наконец, может появиться серьезное конструктивное основание для сбалансированной реализации своей внешней политики в той сфере, где у нее еще существуют серьезные преференции.

52.28MB | MySQL:103 | 0,527sec