ООП на современном этапе

Организация освобождения Палестины (ООП) переживает в настоящее время непростые времена. Для многих наблюдателей становится очевидным, что система организации и принципы ее построения безнадежно устарели и требуют серьезной реорганизации. Парадокс, но для США, Израиля и стран ЕЭС ООП из «террористического изгоя» превратилась чуть ли не в единственную альтернативу надвигающейся «исламской угрозы». При этом западные политики не могут проститься с иллюзией «установления демократических институтов» в арабском (в том числе и палестинском) сообществе, вливая все новые и новые миллионы долларов в общем-то уже безнадежно устаревший механизм и попутно переступая через публично провозглашенные им же «принципы свободного волеизъявления на выборах».

Нынешний кризис в ООП, по нашей оценке, необходимо начинать с анализа ситуации в ФАТХе — крупнейшей и системообразующей организации ООП. При этом первоочередное значение будет иметь расстановка сил среди сторонников и оппонентов лидера ФАТХа и ООП М. Аббаса.

Начнем со знаковых фигур.

Ясир Абдель Рабо. Безусловно, является «тенью» Аббаса, хотя и не входит формально в организацию, выступает в ранге его советника. Влияет на выработку решений, но при этом серьезной поддержкой палестинского населения не обладает. Созданная им после соглашений в Осло партия ФИДА существует де-юре, а не де-факто.

Аль Ахмад Азам. Ветеран движения. Лоялен Аббасу. И что очень важно для лидера ФАТХа — в настоящее время пользуется серьезным влиянием на Западном берегу р. Иордан.

Премьер-министр ПНА Салам Файяд. «Денежный мешок» Аббаса, практически поддержкой активистов организации не пользуется.

Бывший руководитель Службы превентивной безопасности в секторе Газы Мухаммед Дахлан. Имеет своих сторонников в обеих частях палестинских территории. Авторитетен, обладает большим объемом компрометирующих Аббаса и других лидеров ФАТХа сведений. В настоящее время ожидает, что развитие ситуации «заставит» Аббаса вернуть его во власть.

Джибриль Раджуб. Еще один опальный руководитель палестинских спецслужб. Несмотря на отставку, сумел сохранить свое влияние на Западном берегу р. Иордан. Иллюзий в отношении Аббаса, похоже, не испытывает. Через родственников ведет неофициальные контакты с руководством ХАМАСа. Скорее, оппонент Аббаса, чем его сторонник.

Маруан Баргути. Относится к так называемым молодым силам организации. В настоящее время находится в израильской тюрьме. Несмотря на то что на последних выборах лидера ПНА свою кандидатуру снял в пользу Аббаса, явно не испытывает к нему добрых чувств. Для ХАМАСа он является одной из самых «удобных» фигур для переговоров. Сильный минус — из-за заключения у него серьезно ограничено влияние на процессы, происходящие в ФАТХе и ООП в целом.

Ветеран движения Фарук Каддуми. В настоящее время все активнее и активнее заявляет о себе как об оппоненте Аббасу. Выступает за переговоры с ХАМАСом. В середине ноября с.г. встречался в Сирии с Х. Машалем, обсуждал с ним вопросы возобновления «внутрипалестинского диалога». Несмотря на возраст, похоже, серьезно рассчитывает вернуться во власть.

Хани Аль-Хасан. Еще один бывший член исполкома ООП, «подвинутый» Аббасом со своих постов. Солидаризируется с Ф. Каддуми. Имеет тесные связи с руководством Сирии, постоянно контактирует с Х. Машалем.

Ахмед Халис (Абу Магр). Руководитель «Бригад мучеников Аль-Аксы» в секторе Газы. В конце ноября с.г. с разрешения ХАМАСа (большую роль в этом сыграл Х. Аль-Хасан) смог вернуться в сектор Газы, где располагает подконтрольными ему (читай: и оппонентам Аббаса) вооруженными отрядами (около 3 тыс. человек). Общее число его сторонников в секторе насчитывает от 7 до 10 тыс.человек.

Абдалла Аль-Ифранджи. Сторонник Аббаса. Формально координирует деятельность европейских ячеек ФАТХа. По оценке экспертов, тесно связан со спецслужбами ФРГ, где и проживает. В ноябре с.г. пытался провести учредительную конференцию ООП в Германии с целью выразить поддержку действиям Аббаса, но она была фактически сорвана сторонниками ХАМАСа, «Хизбаллы» и НФОП.

Джамаль Надаль. Бывший пресс-атташе ФАТХа, сторонник Аббаса. Заместитель Аль-Ифранджи.

Представители ФАТХа в Ливане Аббас Заки и Камаль Мадхат. Ставленники Аббаса. Формально руководят партийной ячейкой (около 3 тыс. активистов), которая базируется в основном в лагере «Айн Аль-Хильва».

Султан Абу Айнин. Опальный руководитель ливанской ячейки ФАТХа. В настоящее время фактически контролирует распределение среди беженцев финансовой помощи, в том числе и по линии ООП. Имеет несравненно большое влияние на процессы в палестинской колонии, чем А. Заки и К. Мадхат. Недолюбливает ХАМАС, но, тем не менее, призывает к диалогу с ним.

Ахмед Абдурахман. Бывший представитель ФАТХа в Йемене. Сторонник Аббаса.

Кризис власти в ФАТХе особенно ярко выразился в ноябре с.г., когда ветераны движения собрались в доме Аббаса в Иордании с целью определения места и повестки дня очередного партийного съезда. Обсуждение закончилось открытой личной ссорой между Хани Хасаном и Я.А. Рабо, которому буквально плюнули в лицо. Разумеется, время и место съезда тоже не определили, благо, что в повестку дня оппонентами активно «проталкивались» неудобные вопросы в отношении «досье смерти Я. Арафата» и «судьбы партийных денег». Все эти моменты серьезно подтачивают авторитет Аббаса, особенно накануне продления его полномочий как лидера ПНА. При этом надо признать, что ситуация в ФАТХе пока остается под его контролем как на Западном берегу р. Иордан, так и в большинстве «зарубежных» ячеек (Иордания, АРЕ, Ливан, ЕЭС).

Оговоримся сразу, что в данной статье мы не будем анализировать положение дел во всех организациях, входящих в ООП, т.к. часть из них существуют уже чисто формально («Ас-Саика», «ФАТХ-интифада» и др.). Сосредоточим свое внимание на «реальном секторе».

— «Демократический фронт освобождения Палестины» (ДФОП). Руководитель — ветеран Наиф Хаватме. Около 8 тысяч партийных активистов на Западном берегу р. Иордан, около 2 тысяч — в секторе Газы, значительная поддержка в палестинской диаспоре в Иордании. Минимум влияния в Сирии и Ливане. В секторе Газы интересы организации представляет однорукая Амира Аль-Хулю (в период бурной молодости неудачно бросила гранату в израильских солдат), которая сосредоточилась в основном на работе «женских комитетов» и благотворительных организаций. Собственные вооруженные отряды в секторе составляют около 300 человек.

По оценке экспертов, Аббас и Н. Хаватме достигли согласия на основе солидных финансовых вливаний, косвенным свидетельством чему может служить назначение одного из видных партийных функционеров организации на должность посла в Болгарии.

— «Народный фронт освобождения Палестины» (НФОП). Лидер организации Ахмед Саадат находится в израильской тюрьме и имеет ограниченное влияние на деятельность организации. Его заместителем на Западном берегу р. Иордан является Абду Рахим Малюх. Последний недавно освобожден (не без стараний Аббаса) из израильской тюрьмы. Вначале полностью солидаризовался с лидером ООП, но в последнее время стал занимать более нейтральную позицию, выступая с критическими замечаниями в адрес как ФАТХа, так и ХАМАСа. «Злые языки» среди экспертов утверждают, что поведение Малюха объясняется недостаточной финансовой поддержкой накануне переломного для Аббаса момента. К влиятельным функционерам партии на Западном берегу р. Иордан, несомненно, надо отнести Халу Аль-Джарар, которая через партийное радио нещадно критикует как Аббаса и его спецслужбы, так и ХАМАС (из-за чего в секторе даже запретили вещание). Фигура харизматическая, тем более что открыто выступает против продления полномочий Аббаса. Общая численность партийных функционеров — около 6 тысяч, имеет сильное влияние среди палестинцев-христиан. Вооруженных отрядов на Западном берегу р. Иордан нет.

Ситуация в секторе Газы более неопределенная. Представители организации Рабах Аль-Мхна и Джалиль Аль-Маджаляуи вынуждены искать компромисс между расколовшимися членами партии. На сегодняшний день из 12 тыс. членов НФОП в секторе восемь поддерживают ХАМАС и только четыре Аббаса. Данный феномен объясняется просто: кто платит деньги, тот и заказывает музыку. В секторе платит ХАМАС.

При этом организация располагает в Газе 3 тыс. вооруженных бойцов. Примечательно, что 3 декабря с.г. во время консультаций с ХАМАСом полевые командиры отказались продлить перемирие с Израилем.

— «Народный фронт освобождения Палестины – Главное командование» (НФОП-ГК). Руководитель — ветеран движения А. Джебриль. Постоянных представительств и влияния в ПНА нет. Базируется в Сирии, численность сторонников среди сирийской и ливанской палестинских диаспор — около 30 тыс. человек. Имеет в Сирии хорошо отстроенную военную инфраструктуру, при этом в последнее время явно испытывает недостаток финансовых средств. Настроен просирийски. Яростный критик и оппонент М. Аббаса, выступает за интеграцию ХАМАСа и «Исламского джихада» в ООП.

— «Таир Аль-Мустакбаль». Лидер — Мустафа Баргути, который занимал пост министра СМИ при правительстве, сформированном ХАМАСом. Организация возникла за счет объединения нескольких левых группировок, имеющих социал-демократическую направленность. Костяк партии — около 5 тыс. активистов. Число сочувствующих — около 40 тыс. человек. Объединяет интеллектуально-творческую элиту палестинского общества. Военных отрядов не имеет. Основная сфера влияния — Западный берег р. Иордан. Находится в оппозиции к М. Аббасу. Специализируется на деятельности благотворительных организаций и политико-аналитических центров, работающих за «гранты» ЕЭС.

— «Палестинский фронт освобождения» (ПФО). Некогда влиятельная организация после ареста своего лидера Абу Аббаса фактически утратила свое влияние. Число партийных активистов на Западном берегу р. Иордан — около 2 тыс. Имеет несколько сот вооруженных бойцов в Ливане. В настоящее время — фактически организация-спутник ФАТХа, полностью поддерживает М. Аббаса.

Другие организации, входящие в ООП («Ас-Саика», «Арабский палестинский фронт», «Фронт народной борьбы», «Арабский фронт освобождения» и т.д.), находятся под контролем М. Аббаса, финансируются им и практическим влиянием не пользуются. Отметим при этом, что за указанными организациями закреплены места в структурах ООП (в том числе в Исполкоме), которые при голосовании используются М. Аббасом в своих интересах. Такая же картина складывается в профсоюзах, женских комитетах, медицинских организациях, которые находятся на полном обеспечении ООП (читай: М. Аббаса).

Основные требования оппонентов М. Аббаса сводятся к следующему.

1. Коренная реорганизация ООП. Интеграция в ООП движений ХАМАС и «Исламский джихад».

2. Ревизия организаций, входящих в ООП. Их переаттестация. Перевыборы во все основные исполнительные органы пропорционально результатам организаций на выборах парламента.

3. Коллегиальность при принятии решений, ликвидация узурпации власти в ООП ФАТХа в лице М. Аббаса.

4. Прозрачность при получении и распределении финансовых потоков организации.

Таким образом, не надо быть провидцем, чтобы понять, что принятие таких решений будет означать смену власти в ООП и переход ее к более молодым и перспективным лидерам. Поэтому М. Аббас сделает все возможное и невозможное с целью как можно дольше затягивать проведение выборов и, как неизбежный их итог, переход власти в ООП к своим оппонентам. В настоящее время прогноз такой: М. Аббасу удастся сохранить фактически свое монопольное правление в организации, блокировав попытки ХАМАСа и «Исламского джихада» интегрироваться в ООП. Соотношение сил в настоящее время в случае проведения выборов примерно 50 на 50. Кроме того, по данным зарубежных экспертов, М. Аббас в ближайшее время готовится «вбросить» приличные финансовые средства с целью покупки лояльности ряда ведущих членов ООП. В долгосрочной перспективе позиции М. Аббаса и его окружения менее радужные. Ответ на очень многие вопросы дадут итоги выборов (когда бы они ни состоялись), которые, несомненно, вновь поставят вопрос о реорганизации ООП с учетом ее расширения за счет ХАМАСа. Представляется, что в этом случае претерпит изменение и позиция ЕЭС, ЛАГ и США.

52.43MB | MySQL:106 | 0,679sec