Точка зрения ЕС на возобновление «внутрипалестинского диалога»

По данным зарубежных экспертов, в настоящее время активизировалась аналитическая деятельность ряда европейских научно-исследовательских институтов по прогнозированию развития ситуации в рамках БВУ и выработки конкретных рекомендаций для исполнительных структур ЕС. Представляется, что указанное обстоятельство может свидетельствовать о намерении Евросоюза занять более активную позицию в этом процессе. Отмечается, что ряд влиятельных западноевропейских политиков и общественных деятелей через посредников осуществляют неофициальные контакты с движением ХАМАС, которые проходят на территории Великобритании и Норвегии. Это обстоятельство, по оценке экспертов, может свидетельствовать о подготовке или зондировании нового направления деятельности европейцев в рамках БВУ с учетом существующего на сегодняшний день реального баланса сил.

Евросоюз в этой тенденции не одинок. В ноябре с.г. из руководства ХАМАСа была организована «утечка», свидетельствующая о том, что движение уже проводит неофициальные консультации «с некими лицами из окружения Б. Обамы». И хотя позднее эта информация была дезавуирована обеими сторонами, эксперты сходятся во мнении, что такие консультации если не идут, то, по крайней мере, готовятся. База для этого уже создана К. Райс, которая в качестве канала обмена информацией с ХАМАСом использовала посредничество Иордании и Катара.

Представляем суммированный комплекс мер по нормализации ситуации в секторе Газы, подготовленный для исполнительных структур Евросоюза одним из ее аналитических подразделений, которое представляется (с европейской точки зрения) как основное условие для перехода к полномасштабному мирному урегулированию палестино-израильского конфликта.

1. Подготовка условий для возобновления диалога в рамках достижения национального консенсуса и восстановления доверия между противоборствующими сторонами

а) Прекращение пропагандистской и информационной войны друг против друга. Отказ от взаимных публичных обвинений.

б) Восстановление на своих должностях всех сотрудников ПНА в секторе Газы, вынужденных бежать или уволенных после известных событий 2007 г. Освобождение резиденций и домов лидеров ФАТХа, захваченных после указанных событий.

в) Прекращение взаимных арестов и преследований сторонников противоборствующих сторон как в секторе Газы, так и на Западном берегу р. Иордан. Освобождение ранее арестованных лиц. (Прим. — ХАМАС уже освободил.)

2. Проведение неотлагательных мер по нормализации условий жизни населения в секторе Газы.

Со стороны ХАМАСа

а) Обеспечение нормального функционирования органов исполнительной власти без вмешательства в процесс их работы со стороны различных вооруженных группировок и силовых структур. Возвращение на прежние места работы чиновников и сотрудников полиции, изгнанных ХАМАСом со своих постов во время событий июня 2007 г. (Прим. — Речь прежде всего идет о 70 тыс. муниципальных служащих, оказавшихся без работы после изгнания ФАТХа.)

б) Обеспечение независимости и неприкосновенности судей, возвращение уволенных судей; ликвидация процедур арестов и допросов без соответствующего разрешения суда.

в) Контроль за деятельностью вооруженных группировок. Обеспечение неприкосновенности граждан с их стороны в процессе их повседневной жизни. Обеспечение нормального функционирования благотворительных и общественных организаций.

г) Обеспечение права всех граждан гуманитарными и образовательными услугами в полном объеме.

Со стороны Палестинской национальной администрации в Рамалле

1) Возвращение на свои места всех уволенных сотрудников структур ПНА из числа сторонников ХАМАСа.

2) Регулярная выплата зарплаты сотрудникам муниципальных учреждений в секторе Газы.

3) Продолжение финансирования расходов на систему жизнеобеспечения населения в секторе Газы.

4) Обеспечение бесперебойной работы КПП (Керем Шалом, Рафах и др.). (Прим. — Данное обязательство должна взять на себя администрация в Раммале, т.е. тем самым признается факт того, что КПП не функционируют по просьбе М. Аббаса.)

Со стороны правительства Израиля, АРЕ и ХАМАСа

1) Отказаться от проведения взаимных военных операций. Предоставить возможность М. Аббасу при посредничестве АРЕ как можно скорее приступить к переговорам с ХАМАСом о прекращении всех военных операций против Израиля.

а) Израиль и ХАМАС должны заключить перемирие с обязательством неприменения силы друг против друга. ХАМАС гарантирует перемирие со стороны всех вооруженных группировок в секторе Газы.

б) ХАМАС принимает активное участие в совместных операциях по предупреждению контрабанды через границы с Израилем в секторе Газы.

в) АРЕ напрягает свои усилия по предупреждению контрабанды через совместную границу в секторе Газы при координации и технической помощи других стран. (Прим. — Имеются в виду США и страны ЕС.)

г) Расположение наблюдателей третьей стороны по всей линии границы АРЕ и Израиля с сектором Газы. Обеспечение их уважения и неприкосновенности, гарантия беспрепятственной деятельности. (Прим. — Это предложение отвергает Израиль.)

2) Быстрейшее создание условий для снятия блокады сектора Газы.

Срочные меры:

а) Создание условий для беспрепятственного проезда в сектор Газы сотрудников медицинских учреждений, студентов, торговцев, а также родственников, проживающих в разных странах.

б) Увеличить время работы КПП, обеспечить их бесперебойную работу.

в) Разрешить экспорт палестинских товаров, расширить ассортимент разрешенных к провозу товаров. При экспорте топлива и электроэнергии вернуться к объемам, существовавшим до введения режима блокады.

г) Размещение наблюдателей ООН или других уполномоченных ими организаций для контроля за работой КПП и соблюдения условий их бесперебойной деятельности. (Прим. — Это предложение отвергают и Израилем и ХАМАС.)

Перспективные меры:

а) Достижение договоренности о возвращении работников палестинской администрации, изгнанных в 2007 г., на места их прежней работы на КПП. (Прим. — Отвергает ХАМАС.)

б) Достижение договоренности о посылке наблюдателей ЕЭС по контролю за работой КПП. (Прим. — Отвергает ХАМАС.)

в) Использование взимаемых таможенных пошлин для финансирования системы ЖКХ и социальной инфраструктуры сектора Газы.

Со стороны «международного квартета»:

1. Выработка единой твердой позиции для воздействия на ХАМАС с целью стимулирования его к эволюции своей позиции по БВУ, а не подталкивания его к самоизоляции. (Прим. — Очень красноречивое доказательство изменения позиции ЕС.)

2. Определение конкретных пунктов по обеспечению населения сектора Газы экономической помощью.

3. Оказание давления на противоборствующие стороны с целью обеспечения бесперебойной работы КПП, обмена задержанными и арестованными, достижения перемирия.

4. Создание условий для присутствия представителей «квартета» в секторе Газы для гарантии справедливого распределения получаемой экономической помощи и гуманитарных услуг, а также контроля за бесперебойной работой КПП.

Таким образом, следует, что Евросоюз (и не только он) активно прощупывает новые подходы к решению в рамках БВУ, основанные на паритете интересов, прежде всего в самом палестинском сообществе. Представляется, что окончательно и официально этот подход оформится скорее всего после проведения очередных выборов в палестинский парламент, когда равновесие сил снова появится уже де-факто и отрицать его будет сложно. Индикатором правильности наших выводов будет служить позиция официальных кругов Евросоюза именно по вопросу о назначении сроков этих выборов. Не исключено, что европейцы постараются сначала запустить механизм вышеперечисленных мер с целью определения степени адекватности сторон и готовности их к достижению компромисса. Для России в этой ситуации важно не торопиться, но и не опоздать. Конкретнее: продолжать официальные консультации как с администрацией в Рамалле, так и с ХАМАСом в рамках стимулирования «внутрипалестинского диалога», хотя бы на основе сформулированных Евросоюзом принципов (разумеется, с некоторыми оговорками). Попытка единолично вырваться вперед здесь чревата стратегическим отставанием, потому что РФ не может выступать в качестве самостоятельного гуманитарного и финансового спонсора наравне с Евросоюзом. Значит, правильнее выступить на этом фронте совместно с Евросоюзом (в настоящее время не существует кардинальных противоречий в подходах), оговорив предварительно свое участие в работе всех предполагаемых миссий наблюдателей и т.п.

Отпугнет ли Россия М. Аббаса в случае официальных контактов с ХАМАСом? По нашему мнению, не отпугнет, может насторожить, не более. У Аббаса очень мало возможностей для маневра. Даже если Россия и подвергнется критике «за контакты» с исламистами, в долгосрочной перспективе проведение таких консультаций дает несомненный выигрыш.

В качестве «пробного камня» можно использовать запланированную конференцию в Москве, судьба которой, кстати, «под вопросом» в случае узурпации власти М. Аббасом. Принимать в такой ситуации Аббаса — это значит четко показать, на чьей мы стороне. А в данном процессе важна равноудаленность. Поэтому приглашение на конференцию делегации ХАМАСа (статус подлежит обсуждению) — это проявление именно равноудаленной и реалистичной позиции (или как вариант — прием делегации ХАМАСа в Москве перед конференцией). Аббас скорее всего пойдет на демарш и пришлет на конференцию какого-нибудь заместителя, но посыл он несомненно уловит, как его уловят и остальные стороны. В случае же его приезда Россия фактически сделает то, что не удалось пока сделать ни ЛАГ, АРЕ и КСА. Даже при отсутствии прогресса на переговорах можно будет зафиксировать стремление сторон к компромиссу, что позволит начать реализацию вышеперечисленных мер «по новым правилам».

Следовательно, основные дипломатические усилия Москве необходимо сосредоточить на достижении палестинскими сторонами согласия пролонгации полномочий М. Аббаса в январе 2009 г. с обозначением даты новых выборов (представляется, что это поддержат и ЕС и ЛАГ). Это позволит России, с одной стороны, спокойно провести Московскую конференцию весной будущего года, а с другой — начать новый этап БВУ, основываясь на легально закрепленном выборами балансе сил.

52.31MB | MySQL:103 | 0,479sec