О реальной ситуации в Турции по выполнению требований ФАТФ по борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма

В рамках  нынешних усилий по  улучшению  своего имиджа в глазах международного сообщества власти Турции стремятся продемонстрировать, что  Анкара будет соблюдать требования Целевой группы финансовых действий (ФАТФ) по борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма. Законопроект,  внесенный  в турецкий парламент в декабре и готовый к принятию в ближайшее время, рекламируемый как намерение Турции устранить давние недостатки в системе финансирования терроризма и отмывания денег, однако полон очевидных лазеек, которые могут дать президенту РТ.Эрдогану свободу действий в несоблюдении рекомендаций ФАТФ. Самым главным недостатком законодательства является отсутствие в законопроекте  какого-либо положения, касающегося ограничений для политически значимого лица, что лежит в основе проблемы в правовой и административной нормативной базе Турции, которая систематически не борется с финансированием терроризма и отмыванием денег. Знаковые случаи нарушений положений ФАТФ в 2014 году, связанные с террористическими сетями «Аль-Каиды» (запрещена в России) и иранского спецподразделения «Аль-Кудс» Корпуса стражей исламской революции (КСИР)  в Турции, показали, что их ключевые оперативники  имеют сильную защиту под эгидой  PEP ( это термин из области финансового регулирования. Обозначает физическое лицо, играющее выдающуюся общественную роль внутри той или иной страны или на международном уровне. В законодательстве некоторых стран лица категории PEP, рассматриваются как представляющие повышенный риск потенциального участия во взяточничестве и коррупции в силу своего положения и влияния, которое они могут оказывать). Сам Эрдоган злоупотребил своими полномочиями по защите лиц, включенных в список Совета Безопасности ООН. Например, он взял под свое крыло подданного Саудовской Аравии Ясина аль-Кади, бывшего финансиста «Аль-Каиды», и защищал его. Эрдоган даже тайно перевозил аль-Кади в своем президентском самолете, когда он еще был в списках террористов ООН и США, и несколько раз помогал ему незаконно въехать в Турцию, тем самым грубо нарушая резолюции Совета Безопасности ООН и турецкие антитеррористические законы. Его сын Билал Эрдоган заключил сделки с аль-Кади, который перевез в Турцию миллионы долларов наличными для последующего вложения в совместные проекты. Как полагает Министерство юстиции США, близкий круг турецкого президента получал откаты от Резы Зарраба, ирано-турецкого гражданина, который отмывал деньги для иранского режима вопреки санкциям США. Зарраб стал государственным свидетелем по федеральному делу в Нью-Йорке и дал соответствующие показания на Эрдогана, его зятя Берата Албайрака, которые по его словам,  помогли ему с помощью административного ресурса облегчить фиктивную торговлю с использованием турецких государственных и частных банков для отмывания финансовых средств для КСИР. Ограничений Казначейства США достаточно, чтобы показать длинный список лиц и организаций, которые перемещали средства в Турции от имени «Аль-Каиды» и «Исламского государства» (ИГ, запрещено в России)) в последние годы.  Ряд турецких экспертов  считают, что подобные финансовые операции не могли быть проведены без какой-либо помощи со стороны политических властей Турции. Неудивительно, что в отчете о взаимной оценке ФАТФ, опубликованном в декабре 2019 года после визита делегации этой организации  в Анкару в марте 2019 года, Турция была оценена «как несоответствующая требованиям PEPs». «Ключевым техническим недостатком было то, что Турция не внедрила необходимые меры, касающиеся установления клиентских отношений с PEPs», — отмечается в докладе. ФАТФ добавила, что в турецком законодательстве или нормативных актах нет конкретной ссылки на иностранные или внутренние PEP. Турция пообещала устранить эту лазейку в законодательстве и следовать рекомендациям ФАТФ. Однако это намерение совершенно не нашло никакого отражения в законопроекте из 43 статей, рекламируемый как соответствующий правилам ФАТФ, который был внесен в парламент правящей Партией справедливости и развития (ПСР) 16 декабря 2020 года. ПСР намеренно пропустила эту важнейшую рекомендацию ФАТФ и просто расширила в этом законопроекте полномочия правительства в борьбе с законной оппозицией и критикующими власть группами под предлогом борьбы с терроризмом. Послужной список правительства Эрдогана с 2015 года показывает четкую картину вопиющего злоупотребления законами о финансировании терроризма при подавлении законных оппозиционных организаций — от курдов до членов движения Ф.Гюлена. Активы тысяч людей, предположительно связанных с движением Ф.Гюлена, были конфискованы или заморожены правительством. Согласно докладу брюссельской правозащитной группы «Платформа за мир и справедливость» (PPJ), общая стоимость конфискованных или замороженных активов составляет 32 млрд долларов. С другой стороны, правительство редко или запоздало использовало антитеррористические законы, включая положения о финансировании терроризма в отношении «Аль-Каиды», ИГ и других вооруженных джихадистских группировок. Считалось, что Эрдоган воспользуется новыми привилегиями исполнительной власти для дальнейшего давления на своих оппонентов и критиков, а не на реальные террористические группировки. Законопроект, официально названный Законом № 7262 о предотвращении финансирования распространения Оружия массового уничтожения, был продвинут ПСР через парламент, что указывает на то, что правительство Эрдогана было обеспокоено возможными негативными последствиями, если оно не будет действовать в соответствии с рекомендациями ФАТФ. Фактически, когда законопроект был внесен в парламент 16 декабря 2020 года, он был немедленно передан в Комитет юстиции, который назначил заседание на 18 декабря, не предоставив оппозиционным партиям достаточного времени для изучения и рассмотрения предложенного законодательства, которое внесло много поправок в существующие законы. По мнению парламентской оппозиции, реальной мотивацией этой спешки было опасение, что ФАТФ внесет Турцию в «серый список», что неизбежно затруднит усилия Турции по привлечению иностранных инвестиций в условиях пандемии коронавируса и вызовет проблемы в турецкой экономике. Оппозиция также представила факт отсутствия PEPs в законопроекте как доказательство того, что правительство Эрдогана не было искренним в борьбе с финансированием терроризма. Она также отметила, что ФАТФ также осознает этот недостаток, что вызывает соответствующие  риски для Турции.  Помимо этого новый законопроект затрагивает организации и ассоциации гражданского общества: Министерство внутренних дел получило новые широкие полномочия в новом законопроекте, что вызвало соответствующие опасения ряда НПО.  Есть также серьезные вопросы относительно того, будет ли нынешний министр внутренних дел Сулейман Сойлу, крайне правая националистическая фигура, имеющая предполагаемые связи с мафией и наркоторговцами, готов обеспечить соблюдение новых положений, направленных на противодействие отмыванию денег и незаконному обороту наркотиков, в которых он, как утверждается, сам участвовал. Более того, Совет по расследованию финансовых преступлений (МАСАК), орган, координирующий работу с ФАТФ, стал фактически полностью лояльным властям после массовой чистки высших начальников полиции и высших администраторов в Министерстве внутренних дел. МАСАК был задействован в подготовке докладов, которые помогают правительству Эрдогана конфисковать активы законных бизнесменов, журналистов и правозащитников под предлогом борьбы с терроризмом. В то же время реальные террористические группы, наркоторговцы и организованные преступные синдикаты продолжают избегать пристального внимания МАСАК, который действует под руководством Министерства внутренних дел. Седат Пекер, осужденный мафиозный главарь и бывший союзник турецкого президента, недавно заявил в видео, опубликованном на YouTube, что нынешний руководитель МАСАК Хайреттин Курт был шантажирован правительством продолжающимся террористическим расследованием в отношении его жены по предполагаемым связям с движением Ф.Гюлена. Он сказал, что МАСАК выпускает отчеты в соответствии с пожеланиями правительства. Противоречивые доклады, опубликованные МАСАК, показывают, как им манипулировало правительство в соответствии с политической и личной повесткой дня, продвигаемой турецким президентом. Например, Сезгин Баран Коркмаз, рэкетир, который был обвинен по нескольким уголовным статьям федеральными прокурорами США и в настоящее время находится в процессе экстрадиции по американскому ордеру в Австрии, был оправдан МАСАК, когда он работал с президентом Эрдоганом для перемещения средств и захвата компаний, принадлежащих критикам Эрдогана. Когда Коркмаз поссорился с Эрдоганом, который, очевидно, был обеспокоен тем, что его теневые деловые отношения с ним могут стать объектом расследования в США, властями был заказан новый отчет МАСАК, который противоречил предыдущему.

52.39MB | MySQL:103 | 0,545sec