О продолжении снижения добычи углеводородов в Алжире

В Алжире продолжается снижение добычи углеводородов. Так, падение их добычи в 1 квартале 2021 года согласно информации Национального статистического управления (ONS) уменьшилось по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, на 2%.

Таким образом, стране не удается прервать соответствующую тенденцию последних лет, что служит проявлением того, что алжирскую нефтегазовую отрасль поразил структурный кризис.

Соответственно, АНДР не удастся извлечь серьезную выгоду от последнего подорожания на мировом рынке природного газа, поскольку его высокая стоимость компенсируется снижением наличием свободных объемов для его реализации в той же Европе.

Между тем, представители ONS пытаются успокоить алжирское руководство тем, что этот спад замедляется по сравнению с предыдущими годами.

В первую очередь данная ситуация связана с сокращением инвестиций в нефтегазовую отрасль, включая геологоразведку, отсутствием открытий новых крупных месторождений и низкими темпами модернизации добывающей и транспортной инфраструктуры, и снижением добычи на старых источниках сырья.

Так, основное производство углеводородов отмечается на прежних крупных месторождениях в бассейнах Иллизи, Беркин и Хасси-Мессауде, содержащих 71% нефтегазовых запасов страны, которые уже сильно истощены.

Причем в 2020 году алжирские власти рассчитывали вложить в нефтегазовую отрасль не менее 3 млрд долларов, чего не позволила сделать коронавирусная пандемия. Немногим лучше выглядит ситуация и в 2021 году.

Причем независимые эксперты утверждают, что для реального подъема своей нефтегазовой отрасли Алжир должен был вложить в нее 30 – 45 млрд долларов еще 10 — 15 лет назад, чего сделано не было.

При этом как представляется, ОNS даже несколько стремится затушевать истинное положение дел, поскольку данные снижения в 2% суммируются из трех показателей: так, при реальном сокращении добычи нефти и природного газа на 6.5%, отмечается рост производства сжиженного природного газа (+16.2%) и переработки сырой нефти (+1%).

При сопоставлении же этих статистических показателей с соответствующими отчетами Министерства энергетики и горнодобывающей промышленности (шахт) АНДР за последние годы становится очевидным прогрессирующее «проседание» алжирской нефтегазовой отрасли.

Так, в 2020 году производство углеводородов составило 142 млнTEP (тонна нефтяного эквивалента), тогда как годом ранее оно равнялось 157,4 млн TEP. Таким образом, снижение составило всего за один год 10.85%.

Разумеется, это в первую очередь связывалось с последствиями коронавирусной пандемии, однако и соответствующие показатели 2019 года снизились по сравнению с 2018 годом на 4.8%, когда оно составляло 165.3 TEP.

Это лишний раз говорит в пользу тезиса относительно того, что кризис алжирской нефтегазовой отрасли обусловлен отнюдь не внешними факторами, а отсутствием инвестиций, что связано в первую очередь с действием в АНДР нелояльного иностранным компаниям законодательства, которое, несмотря на многочисленные обещания со стороны алжирского руководства, так и не было пересмотрено.

Соответственно, зарубежные компании демонстрирует крайне невысокий интерес к работе в Алжире.

Свою роль дополнительно играют и заявленные на Западе планы по освобождению от «нефтяной энергетики». И, несмотря на их кажущуюся сегодня если не фантастичность, то декларативность, также играет роль в нежелании многих инвесторов вкладывать средства в нефтегазовую отрасль АНДР.

Между тем, не располагают к оптимизму и данные относительно запасов технически извлекаемых углеводородов в Алжире. Так, объемы природного газа составляют менее 4 трлн куб. м. А по данным аналитиков норвежской компании Rystad Energy, технически извлекаемые запасы нефти в Алжире оцениваются в 14 млрд баррелей, тогда как по информации Агентства энергетической информации США – лишь 12.2 млрд.

При этом оговоримся, что западные специалисты делают расчеты, исходя из самых современных технологий добычи, тогда как независимые эксперты считают алжирскую энергетическую компанию Sonatrach неспособной произвести такое количество нефти.

И в настоящее время основной задачей Sonatrach является увеличение производственных мощностей и повышение технологического уровня для более продуктивного извлечения углеводородов, что потребует дополнительных многомиллиардных затрат.

Но в любом случае, даже по данным показателям АНДР заметно отстает от многих других африканских производителей, уступая соседней Ливии и Нигерии. Там запасы «черного золота» оцениваются в 20 млрд баррелей для каждой из этих стран.

И в общей массе нефтедобывающих стран удельный вес Алжира в данном отношении крайне незначительный, чтобы оказывать основополагающее влияние на ситуацию в мире.

Так, согласно отчету Rystad Energy, общие запасы стран ОПЕК составляют 741 млрд баррелей, из которых 288 и 101 млрд баррелей соответственно приходятся на Саудовскую Аравию и Иран.

С учетом не входящих в ОПЕК стран доля Алжира на нефтяном рынке представляется еще ниже: США занимают второе место в мире (214 млрд баррелей), Россия — третье место (149 млрд баррелей) и Канада — четвертое место (138 млрд баррелей).

Причем даже с учетом сегодняшнего невысокого темпа добычи нефти и газа их Алжиру (согласно негативным прогнозам) может не хватить и до 2050 года, тогда как даже оптимистичные расклады рисуют снижение производства на 60% (прогнозы французского аналитического центра The Shift Project).

В этом случае объем производства составит 220 млн баррелей в 2050 году (0.6 млн баррелей в день) по сравнению с уровнем 540 млн баррелей в 2019 году (1.5 млн баррелей в день).

Как результат – в условиях неуклонного роста внутреннего потребления алжирский углеводородный экспорт может прекратиться уже к 2050 году.

Это объясняется в первую очередь продолжающимся демографическим бумом. И в результате на пути роста экспорта алжирских нефти и газа оказывается «вилка» снижения добычи и роста их внутреннего потребления, что оставляет все меньше их объемов для их реализации на внешних рынках.

И почти все эти проблемы порождены бездействием алжирских властей, которые, кажется, не демонстрируют реальной готовности изменить сложившееся положение дел реформами.

62.84MB | MySQL:102 | 0,476sec