INSS представил президенту Ицхаку Герцогу «Стратегические вызовы Израилю и политические рекомендации». Часть 2

Директор ведущего израильского экспертно-аналитического центра Института исследований национальной безопасности (INSS) профессор Мануэль Трахтенберг и его ведущие сотрудники подготовили для нового президента Израиля Ицхака Герцога презентацию, в которой содержатся ключевые стратегические задачи, стоящие перед Израилем, и политические рекомендации для решения проблем. Помимо рекомендаций в выстраивании политики в отношении Ирана и противодействии его шагам в регионе, а также советов по взаимодействию с соседними странами, Европой и администрацией Джо Байдена, экcперты INSS рассматривают израильскую политику на палестинских территориях и внутренние социально-политические тенденции в Израиле.

На палестинском направлении, полагают эксперты INSS, необходимо усилить Палестинскую национальную администрацию (ПНА) и достичь договоренности по сектору Газа. Они отмечают, что события на израильско-палестинском треке в первые месяцы этого года снова привлекли внимание местного, регионального и международного сообщества.

Администрация Джо Байдена фактически отказалась от плана предыдущего президента США Дональда Трампа и возобновила контакты с властями ПНА. Внутренняя легитимность ПНА была подорвана отменой или отсрочкой выборов в Палестинский законодательный совет (ПЗС) и президента автономии. Напряженность в Иерусалиме возросла, и палестинцы, в том числе граждане Израиля, присоединились к протестам против израильской политики на Храмовой горе и в еврейских кварталах Восточного Иерусалима. «Страж стен», военная операция израильской армии в секторе Газа в мае этого года,  выявила связь между столкновениями в Газе и тем, что происходит в Иерусалиме и других районах Израиля, особенно в городах со смешанным еврейским и палестинским населением.

По словам экспертов INSS, «к военной операции ЦАХАЛа «Страж стен» привели столкновения в Иерусалиме и борьба между ХАМАСом и ФАТХом за лидерство на палестинских территориях». По их мнению, протесты палестинцев в Иерусалиме и на Западном берегу р. Иордан в ходе последней по времени эскалации напряженности высветили ограниченность давней израильской политики, направленной на поощрение раскола палестинского политического пространства. Фактически Израиль принял правление ХАМАСа в секторе Газа, одновременно стремясь его ограничить и ослабить, в то время как ПНА остается «подрядчиком», который занимается гражданскими вопросами и сферой безопасности на Западном берегу р. Иордан, не являясь при этом партнером в политическом урегулировании. С годами ХАМАС становится сильнее, тогда как подрыв легитимности ПНА продолжается. Эксперты полагают, что майские события и последние тенденции должны подтолкнуть израильское руководство к выработке нового подхода к взаимодействию с палестинцами.

Эксперты призывают укрепить ПНА путем поддержания политического диалога на высшем уровне и большей координации действий в сфере безопасности для достижения стабильности на Западном берегу р. Иордан и сохранения автономии в качестве партнера Израиля в будущем урегулировании палестино-израильского конфликта. Необходимо приготовиться к «концу эпохи [86-летнего] Абу Мазена (Махмуда Аббаса – авт.)», особенно ввиду усиления ХАМАСа и постоянного подрыва легитимности палестинской автономии. ХАМАС получает широкую поддержку среди палестинского населения. В то же время молодое поколение [палестинцев] является растущей силой».

Израильскому руководству при посредничестве Египта и содействии международного сообщества следует добиваться долгосрочных договоренностей по сектору Газа, которые включали бы проблему заключенных и пропавших без вести израильских солдат, восстановление и экономическое развитие этого прибрежного палестинского анклава. При этом необходимо создавать эффективный механизм предотвращения наращивания его военных сил; повысить уровень готовности ЦАХАЛа к операции в секторе Газа, в том числе к наземным маневрам с целью нанесения серьезного ущерба военному крылу ХАМАСа.

В INSS считают, что Израилю по-прежнему удается поддерживать режим сдерживания от широкомасштабного конфликта и войны. «Враги Израиля осознают его мощь, и все озабочены внутренними проблемами. Однако динамики эскалации все-таки может привести к боевым действиям, будь то на северной арене или вокруг сектора Газа».

«В ходе войны ЦАХАЛ будет использовать свои атакующие возможности – на земле, в воздухе и на море – и нанесет очень серьезный урон своим противникам, но может столкнуться с трудностями в достижении четкого и однозначного решающего результата. В такой войне Израиль также может ожидать: массированные обстрелы гражданского населения ракетами класса «земля-земля», включая высокоточные ракеты, некоторые из которых даже могут преодолеть его системы противовоздушной обороны; атаки по тылу БПЛА мультироторного типа; проникновение на территорию Израиля сухопутных войск с участием тысяч боевиков; а также кибер- и когнитивные атаки, направленные на подрыв устойчивости израильского общества и его доверия к своему военно-политическому руководству. Атакующие способности ЦАХАЛа связаны с улучшенными системами воздушной и морской обороны и комплексными системами наземной обороны, включая использование подземного пространства и современные противотанковые ракеты».

Тем не менее, эксперты INSS считаю операцию в секторе Газа «Страж стен»  «тревожным сигналом» для Израиля. Она «продемонстрировала сложность борьбы с ракетами, выпущенными из районов, где проживает мирное население, и находятся подземные объекты. Израиль создал систему активной защиты («Железный купол»), которая во время обстрелов чрезвычайно эффективна и показала «впечатляющие результаты». Израильские военные также прилагают усилия для нанесения ударов по пусковым установкам. Однако снова стало ясно, что ЦАХАЛ не может предотвратить ракетные обстрелы или небольшое количество смертоносных попаданий. В случае любого конфликта на севере последствия от них будут намного хуже, и такое положение дел невозможно существенно изменить в краткосрочной перспективе. Таким образом, ракетные обстрелы имеют стратегическое значение и могут формировать общественное сознание».

Операция проиллюстрировала ограниченные преимущества позиционного противостояния и несоответствие достижений на поле боля и политических последствий, влияющих на восприятие происходящего. Израильское общество по-прежнему ожидает однозначной решающей победы в военных конфликтах; исходя из этого, оценивает фактические результаты. Это одна из причин разочарования в израильском обществе, которое усиливалось продолжительным анализом в выпусках новостей по различным каналам.

Учитывая вышесказанное, эксперты делают политические рекомендации относительно ЦАХАЛа и оперативной обстановки.

По их мнению, «Израиль должен сформулировать стратегию национальной безопасности в качестве основы для оперативной концепции ЦАХАЛа и обновленных планов, а также утвердить долгосрочный план наращивания вооруженных сил, включая многолетний бюджет».

Они настаивают на том, что необходимо «подготовиться к возможности ведения войны на нескольких фронтах как основной угрозе и преодолеть расхождения в осмыслении и восприятии особенностей этой войны и ее последствий».

«Жизненно важно обеспечить возможность маневрирования сухопутных войск, способных справиться с новейшими вызовами».

Внутренние проблемы Израиля эксперты характеризуют увеличивающимся разрывом между различными слоями общества, сложными последствиями пандемии COVID-19, жестокими столкновениями между палестинцами и евреями в этнически смешанных израильских городах и растущим числом неконтролируемых анклавов внутри страны. Все это требует от нового правительства пристального внимания.

Политический хаос на протяжении последних лет – это лишь один из элементов многомерного кризиса израильского общества, который выражается в продолжающемся падении общественного доверия к правительству и снижении уровня социальной сплоченности и так поляризованного общества, в серьезных проблемах в процессе управления, принятия и выполнения решений. Главный вопрос сейчас заключается в том, как найти выход из сложного кризиса, «начать новую эру использования возможностей», восстановления и роста в сферах, имеющих значение для общества и экономики. Эксперты анализируют ситуацию и делают неоднозначные выводы.

Быстрый выход из пандемии и общественное поведение во время операции «Страж стен» свидетельствуют о положительном состоянии государственных систем и национальной устойчивости. Эксперты видят в этом признак того, что при надлежащей политике правительство может задействовать значительный потенциал для выхода из сложного кризиса.

Восстановление экономики в целом было быстрым и может служить рычагом для роста. Однако оно не принесло одинаковой пользы всему населению, и некоторые уязвимые группы могут «остаться за бортом», тем самым увеличивая раскол в израильском обществе. Эту проблему необходимо решать посредством обеспечения справедливой и доступной занятости.

Столкновения между евреями и палестинцами, в основном в смешанных израильских городах, обнажили глубоко засевшую ненависть и страх, крайний национализм и трудности в применении закона, соблюдении порядка и управлении.

В связи с тем, что страна еще не вышла из политического кризиса, подчеркивается важность стабильного правительства для решения фундаментальных проблем, а не только простого выживания.

Политические рекомендации экспертов для выхода из многомерного кризиса заключаются в следующем.

В процессе утверждения государственного бюджета важно наметить политические шаги, направленные на решение центральных вопросов (жилье, транспорт, здравоохранение и образование) и добиваться снижения соотношения госдолга к ВВП.

Необходимо приспособиться «к жизни в условиях COVID», появлению новых штаммов и ослаблению защитного действия вакцин.

Нужно заняться улучшением отношений между евреями и палестинцами, подготовить план борьбы с преступностью и насилием в арабском секторе израильского общества, реализовывать программы в сфере образования, занятости и строительства.

Требуется восстановить веру граждан в демократические процессы и институты с акцентом на правовую систему и правоохранительные органы (управление в «анклавах»), создавать механизмы для диалога в израильском обществе.

Подчеркивается настоятельная необходимость в формулировании согласованной концепции национальной безопасности. Это должно привести к формированию обновленного оперативного подхода для Армии обороны Израиля, обновлению оперативных планов израильской армии, утверждению плана по наращиванию вооруженных сил и многолетнего бюджета[i].

В презентации приводятся результаты социологических опросов. В частности, израильтян спросили, какие проблемы беспокоят их больше всего. 5% респондентов озабочены внешними угрозами безопасности Израилю, 21% – внутренними вызовами израильскому обществу, 5% – не волнуют эти проблемы вообще, 27% обеспокоены столкновениями между израильскими арабами и евреями, 42% волнуются по поводу всех этих проблем вместе взятых.

Людей спросили, должны ли вопросы экономики, общества, закона и порядка быть в приоритете над проблемами безопасности. 59% ответили утвердительно, 27% – отрицательно, 14% – затруднились ответить.

На вопрос о том, какие из перечисленных внутренних проблем беспокоят больше всего, были получены следующие результаты:

— напряженность между евреями и арабами – 52%;

— трения между левыми и правыми в Израиле – 24%;

— напряженность в  обществе, вызванная социально-экономическими проблемами – 8%;

— противоречия между этническими группами – 2%;

— никакие терния не волнуют – 6%.

Какое из нижеприведенных утверждений больше всего отражает ваши взгляды?

— Правительство должно инвестировать в арабских граждан Израиля столько же, сколько оно вкладывает в своих еврейских граждан – 42%;

— Правительство должно инвестировать все необходимое в арабских граждан Израиля, чтобы быстро сократить разрыв между евреями и арабами – 22%;

— Правительству вообще не следует инвестировать в арабских граждан Израиля – 15%;

— Правительство должно инвестировать в арабских граждан Израиля меньше, чем в своих еврейских граждан – 12%;

— Затруднились ответить – 9%[ii].

[i] The Main Strategic Challenges and Policy Recommendations // INSS — https://www.inss.org.il/strategic-challenges-facing-israel/?inss

[ii] Strategic Challenges Facing Israel, and Policy Recommendations Special Update for the President // INSS — https://www.inss.org.il/wp-content/uploads/2021/08/President_slide_2_eng_try2.pdf

 

52.26MB | MySQL:103 | 0,446sec