Об изменениях в военно-политической обстановке на Ближнем Востоке и в Северной Африке (8-14 декабря 2008 года)

Наиболее важные события в регионе на минувшей неделе происходили в Сомали и Пакистане. 14 декабря президент Сомали А. Ю. Ахмед отправил в отставку переходное правительство страны во главе с И. Х. Хусейном. В Пакистане боевики экстремистских группировок, поддерживающих афганских талибов, интенсивно продолжали нарушать транспортные перевозки в интересах снабжения сил международной коалиции в Афганистане.

Лига арабских государств направила избранному президенту США Б. Обаме послание, в котором подтвердила готовность «арабов установить прочный мир с Израилем на основе арабской мирной инициативы и резолюций ООН». Кроме того, арабские страны намерены активизировать работу с новой американской администрацией «по продвижению арабского видения мира на Ближнем Востоке». Речь идет об уходе Израиля с оккупированных арабских территорий, создании независимого палестинского государства со столицей в Восточном Иерусалиме, решении проблемы палестинских беженцев. В случае выполнения этих требований, арабы готовы «двигаться в направлении установления нормальных отношений с Израилем».

13 декабря на международной конференции в Манаме (Бахрейн) министр обороны США Р. Гейтс призвал страны Ближнего Востока активнее помогать Вашингтону в борьбе с экстремизмом в Афганистане и Ираке. Гейтс заверил, что администрация Обамы продолжит борьбу с терроризмом в регионе, будет содействовать урегулированию арабо-израильского конфликта, в т. ч. созданию палестинского государства. Глава Пентагона заявил, что у нового руководства США «нет иллюзий насчет поведения Ирана», особенно в вопросах наращивания Тегераном военного потенциала, «включая его стремление к ядерному оружию».

В условиях усиливающейся в стране политической нестабильности и военной напряженности президент Сомали А. Ю. Ахмед принял решение отправить в отставку переходное правительство республики, обвинив его в том, что оно «не справляется со своими обязанностями» и не смогло обеспечить безопасность в стране. В ответ премьер-министр И. Х. Хусейн заявил, что глава государства не вправе отправлять в отставку кабинет министров, т. к. это является прерогативой парламента.

Между тем в докладе, представленном Совету Безопасности ООН Международной группой мониторинга в Сомали, говорится, что правительственные армия и полиция практически недееспособны. Свыше 80 проц из 15 тыс. военнослужащих и полицейских дезертировали или уволились со службы, захватив с собой оружие, транспортные средства и различное оборудование, а оставшаяся часть силовиков полностью коррумпирована. Отметим, что 70 проц иностранной помощи Сомали шло именно на цели укрепления местных силовых структур.

Группировки сомалийских пиратов, нападающие на суда в Аденском заливе, создали специальный исполнительный комитет для координации своих действий. Его возглавил некто М. А. Хаер, считающийся одним из основателей пиратства в стране, которое на сегодняшний день превратилось в «многомиллионную индустрию» с числом «занятых» в 1000-1500 человек. В их распоряжении имеется свыше 60 малых судов и «плавучих баз». Как утверждается в докладе для СБ ООН, помимо нападения на торговые суда пираты занимаются незаконным рыболовством и сбросом в прибрежные воды получаемых из-за рубежа токсичных отходов.

США предложили на рассмотрение СБ ООН проект резолюции, предусматривающий предоставление вооруженным силам международного сообщества права проводить операции против пиратов не только в прибрежных водах, но и на территории Сомали в случае получения разрешения правительства этой страны на такие действия.

Участившиеся нападения боевиков на грузовые терминалы и транспортные конвои, следующие через Пакистан в Афганистан, демонстрируют их стремление перерезать пути снабжения иностранных войск, действующих в соседней стране. Это вызывает растущую обеспокоенность у командования США и НАТО. По словам председателя Комитета начальников штабов ВС США адмирала М. Муллена, Пентагон всегда беспокоила уязвимость пакистанского маршрута. Однако, «по мере увеличения числа инцидентов, растет и наша тревога». В настоящее время НАТО ищет новые пути доставки грузов в Афганистан в обход Пакистана. С этой целью ведутся переговоры с Туркменией, Узбекистаном, Таджикистаном, Россией, Беларусью, Украиной, Грузией и Азербайджаном. По заявлениям представителей НАТО, эти переговоры близки к завершению и на них «осталось решить технические, а отнюдь не политические вопросы».

Напряженность в индийско-пакистанских отношениях снизилась. Президент Пакистана А. А. Зардари полагает, что мирный процесс с Индией должен продвигаться вперед, чтобы «положить конец замыслам террористов», а премьер-министр страны Ю. Р. Гилани заявил, что Пакистан не хочет войны с соседней страной. Со своей стороны, глава индийского правительства М. Сингх сообщил о желании Дели нормализовать отношения с Исламабадом. Пакистан подтверждает свое согласие тщательно изучить доказательства причастности своих граждан к преступлению в Мумбае и наказать виновных по национальным законам, но категорически возражает против их передачи Индии. На минувшей неделе пакистанские силы безопасности арестовали несколько человек, подозреваемых в соучастии в терактах в индийском городе. Под домашний арест взят основатель экстремистской группировки «Лашкар-э-Тайба» Х. Саид. По заявлению Ю. Р. Гилани, пакистанские власти заморозили банковские счета и закрыли офисы экстремистов. По данным расследования, боевики именно этой группировки совершили террористическое нападение в Мумбае.

Очень сложная обстановка сохраняется в Афганистане. По оценке Международного совета по безопасности и развитию, за последние 12 месяцев движение «Талибан» распространило свое постоянное присутствие примерно на 72 проц территории страны (в ноябре 2007 г. – 54 проц). Афганские власти опровергают эту информацию, но, как видится, она не очень далека от истины. В последнее время талибы усиливают свое присутствие вокруг Кабула. Они подвергают постоянным обстрелам и нападениям три из четырех стратегически важных дорог, ведущих из столицы в региональные центры страны. Ситуация усугубляется тем, что многочисленные обещания Запада по оказанию помощи в экономическом и социальном возрождении Афганистана в большинстве своем не выполняются. Более того, регулярно наносимые коалиционными силами ошибочные удары, ведущие к жертвам среди гражданского населения, способствуют усилению влияния талибов.

В стремлении переломить ситуацию руководство США и НАТО намерено наращивать численность войск, действующих в Афганистане. Глава Объединенного центрального командования ВС США генерал Д. Петрэус 9 декабря сообщил, что уже подготовил рекомендации об увеличении численности афганской группировки американских войск с нынешних 32 тыс. до 55-60 тыс. человек. Дополнительные подразделения планируют направить в Афганистан и другие страны НАТО. Растут потери иностранных войск. Так, только за первые 10 месяцев текущего года ВС США потеряли убитыми 129 человек (за весь 2007 г. – 83 человека). Командующий американскими войсками в Афганистане генерал Д. Маккейрн считает, что в 2009 году коалиционным силам придется вести с вооруженными формированиями талибов «ожесточенные бои».

Американцы и их союзники постоянно заявляют о необходимости более весомого участия Афганской национальной армии (АНА) в борьбе с вооруженной оппозицией. Побывавший на прошедшей неделе в Афганистане министр обороны США Р. Гейтс заявил даже о решающей роли, которую должна играть АНА в противостоянии талибам. Имеются планы увеличения численности афганской армии с 78 до 134 тыс. человек. Однако успехи в деле повышения эффективности правительственных сил пока остаются достаточно скромными и АНА наряду с полицией все еще мало боеспособны. По оценкам американских генералов, для превращения правительственной армии и полиции в силу, способную самостоятельно обеспечивать безопасность в стране, потребуется, как минимум, 3-4 года.

Положение дел в Ираке остается сложным. 11 декабря в Киркуке на севере страны был совершен крупный теракт, в результате которого погибли 55 и получили ранения около 120 человек. Командование ВС США опасается ухудшения ситуации в стране. Генерал Р. Одьерно, командующий группировкой американских войск в Ираке заявил, что не исключает возможности того, что после 1 июля 2009 г. отдельные подразделения ВС США могут остаться в иракских городах. Эту информацию 14 декабря подтвердили в министерстве обороны Ирака. Напомним, что по американо-иракскому соглашению войска США должны быть выведены оттуда в первом полугодии будущего года. По словам Р. Одьерно, очень важно сохранить в городах «достаточное присутствие», чтобы быть в готовности оказать помощь иракским силам на период передачи им ответственности за поддержание безопасности в населенных пунктах. Речь, в первую очередь, идет о Мосуле — крупнейшем городе на севере Ирака, где боевики все еще продолжают проявлять повышенную активность. Глава Пентагона Р. Гейтс, посетивший на минувшей неделе Ирак, заявил о вступлении военной кампании в этой стране в завершающую стадию, одновременно отметив, что план Б. Обамы по выводу ВС США из Ирака в течение 16 месяцев не означает «безответственный уход». Прибывший в Багдад 14 декабря президент США Буш подчеркнул, что война в Ираке еще не закончена и впереди предстоит «еще много работы».

12 декабря официальный представитель иракского правительства А. ад-Даббаг заявил в Вашингтоне, что США могут сохранить свое присутствие в Ираке еще в течение 10 лет, т. к. иракская армия не будет готова действовать самостоятельно к 2012 г., когда вооруженные силы США покинут страну. Это заявление 13 декабря было дезавуировано канцелярией премьер-министра Н. аль-Малики, где сообщили, что ад-Даббаг высказал лишь свое личное мнение. Тем не менее, заявление ад-Даббага вызвало в целом негативную реакцию в иракском обществе.

В зоне палестино-израильского конфликта на прошедшей неделе отмечено снижение военной напряженности. Число ракетных и минометных обстрелов приграничных районов Израиля из сектора Газа заметно сократилось. 9 декабря глава израильского военного ведомства Э. Барак отдал распоряжение об открытии пограничного перехода с палестинским анклавом для доставки туда товаров первой необходимости. Израильские власти также перевели в банки сектора Газа 100 млн шекелей (около 25 млн долл.) для выплаты зарплаты служащим гражданских учреждений. Вместе с тем, ситуация остается неустойчивой. Руководители движения ХАМАС Х. Машааль и И. Хания 14 декабря заявили о нежелании продлевать перемирие с Израилем, срок действия которого истекает на следующей неделе.

По данным опроса, проведенного в секторе Газа, 74 проц его жителей выступают за продление перемирия с Израилем. Как «плохую» или «очень плохую» оценили социально-экономическую ситуацию в анклаве 88 проц опрошенных, а 40 проц респондентов пожелали эмигрировать из сектора Газа. Почти две трети (64 проц) палестинцев в Газе фактически поддержали позицию руководства движения ХАМАС, требующего от главы ПНА М. Аббаса сложить свои полномочия в день их официального окончания – 9 января 2009 г. В то же время 48 проц респондентов изъявило готовность проголосовать за М. Аббаса, в то время как его сопернику – главе хамасовского правительства И. Хания отдали предпочтение 38 проц опрошенных.

Официальный представитель МИД Ирана 8 декабря в очередной раз заявил, что в Тегеране исключают возможность введения моратория на работы по обогащению урана. Одновременно Вашингтону было рекомендовано изменить его «потерпевшую поражение» политику «кнута и пряника» в отношении ИРИ.

В российском МИДе считают, что в настоящее время Иран не может создать ядерное оружие и средства его доставки.

Приложение

О перспективах развития обстановки в Ираке

Подписание американо-иракского соглашения о выводе вооруженных сил США из Ирака позволяет с большей определенностью прогнозировать развитие ситуации в этой стране на ближайшие годы. Как видится, до ухода из Ирака американских войск основные игроки на местной политической сцене (шииты, арабы-сунниты, курды) вряд ли станут предпринимать какие-то резкие шаги по кардинальному изменению существующей ныне расстановки политических сил. При этом время до конца 2011 г. они будут рассматривать (и соответствующим образом действовать) в качестве подготовительного периода для предстоящей решительной схватки за власть в стране (шииты – арабы-сунниты) или полную самостоятельность подконтрольных территорий (курды). В рамках этой схемы возможны и другие варианты, в частности, борьба за власть и влияние внутри шиитской общины, усиление сепаратистских тенденций на юге Ирака и др. Продолжится процесс поступательной исламизации общественной и политической жизни страны. Ираку грозят также серьезные трудности, связанные с тяжелым экономическим положением в стране, ухудшающимся из-за мирового финансового кризиса. Огромной проблемой по-прежнему остается безработица (от 25 до 50 проц трудоспособного населения). Повсеместно распространилась коррупция, ставшая прямой угрозой национальной безопасности страны. В этих условиях и происходит рост влияния радикальных исламских организаций, берущих на себя социальные функции.

Большое значение для Ирака будут иметь предстоящие 31 января 2009 г. выборы в органы власти провинций, которые не только более конкретно уточнят расстановку сил на местах, но и окажут несомненное воздействие на политику багдадского правительства.

Время, остающееся до ухода из страны американских войск, каждая значимая иракская политическая группировка постарается использовать для наращивания своего потенциала (в т. ч. военных возможностей), усиления влияния и позиций, как в центральных органах власти, так и на «собственных» территориях. Не исключено также, что различные группировки по мере возможности постараются расширить подконтрольные им районы «ползучим» способом, не прибегая при этом без особой необходимости к открытым силовым действиям. И, естественно, каждая из политических сил постарается ослабить своих противников, но, опять же, не прибегая без лишней надобности к оружию.

Если говорить более конкретно, то речь идет об усилении самостоятельности Региона Курдистан и действиях курдов по установлению контроля над Киркуком и некоторыми другими районами на севере Ирака. Причем неурегулированность проблемы Кикрука является потенциальным детонатором резкого обострения арабско-курдских противоречий и может привести к дестабилизации обстановки в Ираке в целом. Вместе с тем, в ближайшие годы вопрос о формальном отделении региона от иракского государства на повестке дня стоять не будет. Свою самостоятельность курды продолжат укреплять в экономической сфере, особенно в нефтяном секторе, развивая связи с зарубежными странами в обход Багдада. Продолжится наращивание оборонного потенциала, в т. ч. посредством использования возможностей, предоставляемых службой курдов в иракской армии, усиления ее частей, укомплектованных преимущественно курдами. Будет происходить упрочение политической системы региона, развитие национального законодательства, судебной системы, финансовых органов. В целом урегулирование арабско-курдских отношений на обозримую перспективу не просматривается, однако в ближайшее время они не приведут к взрыву – обе стороны к этому еще не готовы.

Растущие автономистские, а зачастую сепаратистские тенденции имеют место и на юге Ирака в районах с преимущественно шиитским населением. Особенно это относится к регионам, располагающим большими запасами нефти. Местные политики регулярно заявляют о намерении создать здесь свой «Кувейт». В условиях сохранения слабой центральной власти они усилят давление на Багдад, требуя предоставления больших полномочий южным провинциям, в первую очередь, в экономической деятельности.

Не прекратится соперничество за влияние в шиитской общине между ее ведущими политическими группировками. Его основными участниками являются: Высший исламский совет Ирака, движение сторонников радикального имама М. ас-Садра и возглавляемая премьер-министром страны Н. аль-Малики партия «Ад-Даава». И здесь, как показывает развитие событий, Н. аль-Малики активно и довольно успешно использует имеющийся у него административный ресурс, причем не только для борьбы с шиитскими соперниками, но и в интересах упрочения своих позиций в стране в целом.

Суннитские политики продолжат борьбу за усиление своих резко ослабших после свержения режима С. Хусейна позиций в политической системе Ирака. Одновременно они будут стремиться закрепить за собой районы с преимущественно арабским суннитским населением, укрепиться в армии и правоохранительных органах.

Деятельность террористических группировок в ближайшие годы постепенно будет ослабевать, но полностью ее подавить до вывода из Ирака войск США не удастся. Террористы, несмотря на понесенные потери, все еще сохраняют значительный потенциал для своих действий.

В целом положение дел в Ираке до завершения вывода американских войск вряд ли претерпит радикальные изменения. Обстановка в стране будет оставаться сложной, но резкая ее дестабилизации вряд ли произойдет, хотя периодические, но локальные обострения ситуации вполне вероятны. Иными словами, продлится ситуация, для которой характерны вялотекущий межэтнический и межконфессиональный конфликты, террористическая активность, имеющая тенденцию к постепенному (но, отнюдь не прямолинейному) снижению, сохранение слабой государственной власти, слабой армии и неэффективной полиции.

Основные события, которые во многом определят будущее Ирака как единого суверенного государства, произойдут, как видится, после 2011 г., когда из страны уйдут войска США и иракских политиков не будет больше сдерживать фактор их присутствия. Здесь можно рассмотреть следующие варианты развития событий.

1. Приход к власти в Ираке сильной личности (типа тунисского президента Бен Али или того же Саддама, но без его избыточной жестокости). Подобный режим мог бы стабилизировать ситуацию в стране на некоторое время, однако на более длительную перспективу вновь обострятся противоречия между иракскими религиозными и этническими группами, появятся сложности с соседями (во многом вызванные тем, чтобы приглушить недовольство населения нерешенными проблемами). Но все же главное заключается в том, что на политической арене Ирака пока не просматривается присутствие сильного общенационального лидера – объединителя страны. К тому же противоречия, расколы в иракском обществе очень глубоки, что не позволяет выдвинуть и признать единоличную власть лидера, неизбежно представляющего лишь одну из общин.

2. Развал Ирака как единого государства. В случае, если это произойдет без насильственных действий со стороны местных религиозных и этнических групп, то данный вариант мог бы стать альтернативой перманентной нестабильности.

3. Гражданская война. Вариант 2 маловероятен т. к. противоречия между различными иракскими этническими и религиозными группами слишком велики, особенно по проблемам территориального характера, что связано с борьбой за контроль над нефтяными месторождениями и наличием большого числа районов со смешанным проживанием представителей различных народов и религиозных конфессий. Поэтому развязывание в стране гражданской войны может произойти уже в процессе ее распада, причем даже на его начальном этапе. Вполне вероятно и то, что вооруженный конфликт из внутреннего перерастет в межгосударственный.

4. Установление в стране радикального исламистского режима. В условиях продолжающейся в стране исламизации такой вариант можно рассматривать как вероятный, но, без курдских районов. Победа исламистов в Ираке окажет негативное воздействие на обстановку в регионе и будет способствовать усилению позиций радикальных сторонников ислама или даже их приходу к власти в других ближневосточных государствах.

5. В Ираке сохранится формальное единство государства, основанное на федеративном устройстве, где автономные регионы получат самые широкие полномочия, а урегулирование существующих противоречий и проблем будет достигнуто путем диалога. Этот вариант был бы оптимальным, но его реализация чрезвычайно трудна в силу очень многих причин. В числе главных из них опять же следует назвать острые споры о принадлежности территорий и проблему распределения доходов от нефтяного сектора.

52.29MB | MySQL:103 | 0,465sec