Ситуация в Египте: ноябрь 2008 года

Наиболее заметным событием ноября стало заявление премьер-министра Египта Ахмеда Назифа о том, что АРЕ пригласила российские компании принять участие в тендере на строительство атомных электростанций. «Мы приглашаем российские компании изучить возможность участия в тендере на строительство атомных электростанций», — заявил Назиф в Москве по завершении встречи с В. Путиным.

Как известно, 25 марта в ходе визита в Москву президента АРЕ Хосни Мубарака Россия и Египет подписали соглашение о сотрудничестве в области мирного использования атомной энергии, которое открыло дорогу для участия российских компаний в тендере на строительство первой АЭС, стоимость которой оценивается в 1,8 млрд долларов.

Ноябрь начался с призыва Египта к арабским странам, выходящим на побережье Красного моря, срочно объединить усилия для борьбы с морским пиратством в районе Сомали. Подобная инициатива Каира понятна, если вспомнить, что Суэцкий канал является третьим по значимости источником доходов для Египта, а судовладельцы уже начали заявлять о намерении переориентировать грузопотоки на маршруты вокруг Африки из-за угроз, существующих при перевозках через Красное море. 20 ноября в Каире прошла встреча представителей красноморских стран, но она не привела к каким-либо практическим решениям. Единственный результат встречи — решено в каждой из стран сформировать «военные комиссии», которые должны выработать рекомендации по борьбе с пиратством.

3 ноября завершился очередной ежегодный конгресс правящей Национал-демократической партии (НДП). По его итогам не было сделано никаких заявлений относительно претензий Гамаля Мубарака — сына президента АРЕ Хосни Мубарака — на высший государственный пост в стране. Подобная проблема широко обсуждается наблюдателями, поскольку президент АРЕ уже отметил 80-летие, а до ближайших президентских выборов еще долгих три года.

9 ноября в Шарм-аш-Шейхе собрался ближневосточный «квартет» — представители России, США, ООН и Евросоюза. Они заслушали доклад израильских и палестинских властей относительно развития мирного процесса, который долгое время был заморожен и возобновлен в ноябре 2007 г. на конференции в Анаполисе (США) в связи с желанием президента Буша достичь мирного соглашения до завершения его мандата. В Шарм-аш-Шейхе госсекретарь США Кондолиза Райс фактически признала, что заключение этого соглашения в 2008 г. невозможно. Констатация этого факта не помешала «четверке» приветствовать некий «значительный» прогресс, достигнутый в процессе мирного ближневосточного урегулирования, хотя очевидно, что он в значительной степени подрывается противоречиями, существующими между основными палестинскими группировками ФАТХом и ХАМАСом.

Практически параллельно 8 ноября в Каире под эгидой Египта должна была начаться примирительная встреча между ФАТХом и ХАМАСом, но она была аннулирована по требованию ХАМАСа. Это движение обвинило палестинского руководителя Махмуда Аббаса в том, что по его приказу были арестованы сотни активистов ХАМАСа на Западном берегу р. Иордан. «ХАМАС принял решение не участвовать в палестинском диалоге в Египте. Мы проинформировали о нашем решении египетское руководство», — заявил представитель ХАМАСа Фавзи Бархум. Дата возможной новой встречи пока не определена.

Два наиболее влиятельных палестинских движения вошли в открытый конфликт после того, как исламисты силовым путем в июне 2007 г. захватили власть в секторе Газы, после чего под контролем ФАТХа остался только Западный берег р. Иордан.

Руководство ФАТХа сразу же обвинило исламистов в срыве переговоров, которые готовились при посредничестве египетских спецслужб. «Движение ХАМАС несет ответственность за срыв переговоров в Каире и потерю возможности вновь объединить ряды палестинцев», — заявил представитель движения Абу Рудейна. Он отверг обвинения ХАМАСа в аресте сотен активистов этого движения на Западном берегу. По версии палестинского руководителя Махмуда Аббаса, находящиеся под его контролем спецслужбы преследуют на Западном берегу лишь лиц, которые занимаются незаконной деятельностью, незаконно носят оружие или занимаются незаконным сбором средств. Понятно, что всеми перечисленными видами деятельности занимаются именно исламисты из ХАМАСа. Примечательно, что для участия в каирской встрече в египетскую столицу напрасно прибыла делегация радикального палестинского движения «Исламский джихад».

Предполагалось, что в ходе встречи в Каире палестинские группировки должны были обсудить египетский план межпалестинского урегулирования. Он предусматривал, в частности, создание правительства «национального согласия», одновременное проведение в заранее установленные сроки новых президентских и парламентских выборов, переформирование палестинских спецслужб. ХАМАС сразу же выдвинул ряд оговорок по этому плану, заявив, что предварительно необходимо обсудить все его положения.

В ноябре продолжилась череда событий вокруг судьбы сына Усамы бен Ладена — Омара. 9 ноября Египет выдворил его из страны. Примерно в то же время стало известно, что ранее Омар попросил политического убежища в Испании, но этот запрос был отвергнут Мадридом. После метаний между Каиром и Мадридом с промежуточными посадками в Касабланке (Марокко) Омар, по имеющимся данным, был вынужден отправиться в Доху (Катар). Перемещаться подобным образом ему позволяет имеющийся у него саудовский паспорт.

Омар — четвертый ребенок террориста «номер 1» от его первой жены. Сам он определяет себя как «пацифист», хотя прошел полный курс военной подготовки в лагерях отца в Афганистане. Как утверждает Омар, в последний раз он «живьем» разговаривал с У. бен Ладеном в 2000 г., после чего получил отцовское благословение на мирную жизнь. Ранее, в апреле с.г., Великобритания ответила отказом на запрос Омара предоставить ему вид на жительство, хотя он женат на 52-летней британке. Везде он мотивировал свои просьбы опасениями, что на Ближнем Востоке его жизни якобы угрожает опасность.

В ноябре очередная тяжба началась между Египтом и Саудовской Аравией после того, как Каир составил «черный список» из 26 саудовских компаний, занимающихся дискриминацией египетских рабочих (таких в Саудовской Аравии насчитывается примерно 1 млн человек). Этот список — уже объявлено, что он может расшириться, — появился буквально на следующий день после другого решения Каира, запретившего египетским врачам практиковать в королевстве. Запрет последовал после того, как саудовские власти приговорили врача из Египта к 1500 ударам палкой и 15 годам тюрьмы. Столь суровый приговор был вынесен 53-летнему Рауфу аль-Араби за то, что он выписал морфий в качестве обезболивающего одной из саудовских принцесс, получившей тяжелые травмы в дорожно-транспортном происшествии. Как заявила министр рабочей силы и иммиграции АРЕ Аиша Абдель Хади, это решение может быть отменено только в случае отмены приговора. Впрочем, оно никак не касается медработников из Египта, уже работающих в Саудовской Аравии.

Формально Каир и Эр-Рияд считаются политическими союзниками. Однако многочисленные египтяне, работающие в Саудовской Аравии, регулярно жалуются на то, что они становятся жертвами произвола саудовских властей.

В ноябре продолжилась череда столкновений между египетскими коптами и мусульманами. На сей раз главные события развивались в каирском квартале Айн-Шамс, где мусульмане попытались помешать коптам использовать одно из зданий христианского храма Девы Марии для богослужения. Чтобы не допустить эскалации конфликта, глава коптской церкви папа Шенуда Ш предписал своим последователям отказаться от использования этого здания для совершения молитв. Ранее оно использовалось как производственный корпус, а затем было выкуплено находящимся поблизости храмом.

Египетские христиане до сих пор вынуждены считаться с законом, относящимся еще к периоду Османской империи, который требует отдельного разрешения властей на строительство новых храмов или расширение существующих. В последние годы Мубарак делегировал полномочия на выдачу таких разрешений местным властям. Но правозащитники утверждают, что проблемы между двумя общинами сохранятся до тех пор, пока не будет единого закона, определяющего все вопросы, связанные с местами отправления культа представителями двух конфессий. В отсутствие точных данных считается, что коптская община составляет до 10% почти 80-миллионного населения Египта.

18 ноября административный суд Каира отметился вердиктом, запрещающим поставки египетского природного газа в Израиль. Эти поставки осуществляются с февраля 2008 г. Истцом в этом деле вступил бывший египетский дипломат Ибрагим Юсри, ответчиком — государство. Как следует из вердикта, «национальные ресурсы принадлежат нынешнему и будущим поколениям, и поэтому исполнительная власть должна получить согласие парламента» на осуществление поставок газа в Израиль. Скорее всего, это решение никоим образом не повлияет на поставки газа, поскольку власти уже подали апелляцию на него в Высший административный суд.

Контракт на поставку в Израиль египетского природного газа был подписан в 2005 г. Предполагается, что в течение 15 лет Израиль ежегодно будет получать 1,7 млрд куб. метров «голубого топлива». Его подписание вызвало резкие протесты со стороны оппозиции, и в первую очередь «Братьев-мусульман». Поставки газа осуществляются по подводному трубопроводу протяженностью 100 км от Эль-Ариша на севере Синайского полуострова до израильского города Ашкелон.

52.35MB | MySQL:103 | 0,529sec