О пятилетних итогах и перспективах экспорта вооружения и военной техники из Израиля

Экспортные возможности оборонно-промышленного комплекса Израиля хорошо известны. Сегодня по объемам продаж вооружений и военной техники (ВВТ) страна уверенно входит в десятку мировых лидеров. Согласно данным, опубликованным 1 июня 2021 года Управлением международного оборонного сотрудничества (известно, как SIBAT) Министерства обороны Израиля, общий объем новых экспортных контрактов в 2020 году составил 8,3 млрд долл. США. По оценкам экспертов, успехи, демонстрируемые израильским ОПК на данном направлении, во многом обусловлены тесным сотрудничеством с США и опытом, накопленным, прежде всего, при формировании национальных ВВС. 

Стратегия

В конце 1950-х – середине 1960-х годов правительство Израиля осознало  необходимость создания отечественной аэрокосмической промышленности, наличия достаточного штат авиационных техников и инженеров, а также инвестирования в НИОКР. Принятое руководством страны в конце 1960-х – середине 1970-х годов решение о приобретении американских истребителей, модифицированных под требования национальных ВВС, еще больше расширило военный аэрокосмический потенциал страны.

Закупка Израилем истребителей, построенных в США, позволила сформировать основы нового аэрокосмического направления. Одновременно, она превратила Израиль в главного союзника США на Ближнем Востоке и в полигон для испытаний американских самолетов в боевых условиях. Результатом тесного взаимодействия профильных израильских предприятий с партнерами из США стали модификации истребителей F-15 THUNDER и F-16I STORM. Дальнейшее развитие этого сотрудничества привело к адаптированным под требования ВВС Израиля вариантам единого ударного истребителя F-35 LIGHTNING II JSF и F-15E STRIKE EAGLE, в израильских вариантах известны, как F-35I и F-15I, соответственно.

Несмотря на то, что программа F-35 LIGHTNING II JSF принадлежит Lockheed Martin и не допускает физических модификаций или изменений систем данных на самолете, Израиль, как единственная страна-партнер проекта, получил от производителя ряд договорных прав, позволивших оптимизировать вариант F-35I для конфликтов на Ближнем Востоке. Кроме того, Израиль является единственным партнером программы F-35 JSF с внутренним режимом технического обслуживания, потребность в котором обусловлена нестабильной политической ситуацией в регионе. В результате  ВВС Израиля могут проводить быстрый ремонт своих самолетов на месте, что гарантирует постоянную оперативную готовность авиационного парка F-35I. Именно в этом случае должным образом и проявляются подготовленные ранее израильские кадры и их навыки.

В отношении F-15I следует упомянуть о сотрудничестве Israel Aerospace Industries (IAI) и американского концерна Boeing, результатом которого стало совершенствование авионики и оружейных систем самолета. Израильский F-15I получил ряд встроенных функций, включая центральный компьютер, GPS и инерциальную систему наведения, а также шлем с дисплеем и прицелом от Elbit Systems. Если первоначально на борту истребителя находились ракеты малой дальности AIM-9L SIDEWINDER и PYTHON с инфракрасным наведением, но в настоящее время F-15I оснащается исключительно  «Питоном» местного производства. В 2016 году Израиль объявил о начале программы модернизации, призванной сохранить актуальность F-15I в ближайшие годы. Обновление включает в себя новую РЛС с АФАР и более продвинутую авионику.

Другим направлением взаимодействия двух стран стала поддержка израильских вооружений на зарубежных рынках. Так, в августе 2011 года Raytheon и Rafael объединились для продвижения на рынок США системы ПВО/ПРО «Железный купол» (IRON DOME). По словам Майка Буена (Mike Booen), вице-президента линейки усовершенствованных систем безопасности и направленной энергии Raytheon, «Железный купол» удачно дополняет другое оружие компании, которое обеспечивает возможности перехвата с позиций передовых оперативных баз. Эти разработки ведутся в рамках инициативы армии США по противодействию ракетам, артиллерийским и минометным выстрелам. «Железный купол» можно легко интегрировать с системами Raytheon C-RAM для создания многоуровневой ПРО. Raytheon и Rafael также сотрудничают в рамках проекта по созданию системы «Праща Давида» (DAVID SLING), которая представляет собой наземный мобильный комплекс  противоракетной обороны.

По оценкам экспертов, избранная тройная стратегия, включающая закупки авиационных платформ в США, национальную разработку компонентов, систем поддержки и авионики для американских истребителей и, наконец, объединение с Raytheon, оказалась успешной в долгосрочной перспективе. Длительное сотрудничество с американскими партнерами вместе с успешной разработкой собственных систем вооружений открыло мировые рынки для израильской оборонной продукции. Цифры за последние пять лет демонстрируют значительный успех израильского оборонного экспорта.

Экспорт израильских вооружений в 2016-2020 гг.

Данные, опубликованные в марте 2017 года Управлением международного оборонного сотрудничества Министерства обороны Израиля, показали, что в 2016 году экспорт систем и технологий вооружений составил 6,5 млрд. долл. США. При этом, ведущие 20% экспорта приходились на компании, модернизирующие авиационные системы и системы авионики. За ними следовали системы наблюдения и электрооптические системы (18%), ракеты и средства ПВО (15%), наземные системы и боевые станции (13%), РЛС и комплексы РЭБ (12%), средства для ведения разведки и кибертехнологии (8%). Замыкали линейку экспортной продукции производители беспилотных летательных аппаратов (7%).

Географически основные покупатели ВВТ израильского производства находились в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Вместе с тем, увеличился экспорт на европейский рынок, а также на рынки Северной и Латинской Америки, африканских стран и Индии.

Министр экономики и промышленности Израиля Эли Коэн (Eli Cohen) в июне 2017 года своим решением подписал ряд новых постановлений, упрощавших израильским оборонным компаниям совместную деятельность на мировых рынках. В то же время их конкуренция внутри страны успешно продолжилась. Данные SIBAT Министерства обороны показывают, что в 2017 году экспорт вооружений увеличился до 9,2 млрд долл. США. При этом, большая часть экспорта ВВТ, а именно, 31%, приходилась на ракеты и системы ПВО. За ними следовали сделки, связанные с экспортом РЛС и систем РЭБ (17%), модернизацией авиационных боевых платформ и авионики (14%). Далее – контракты, касающиеся боеприпасов (9%), систем связи (9%), наблюдения и электрооптики (8%) и т. д. Географическое распределение израильского экспорта ВВТ по сравнению с 2016 годом осталось без изменений.

Данные SIBAT Министерства обороны за 2018 год показали определенное снижение экспорта вооружений до 7,5 млрд долл. США. Из них системы наступательных ракет и противоракетной обороны составили 24% экспортных контрактов, БПЛА – 15%, системы РЭБ и РЛС – 14%, модернизация боевых самолетов и авионика – 14% и оружейные станции 12%.

Данные SIBAT за 2019 год свидетельствовали об очередном незначительном снижении экспорта ВВТ до 7,2 млрд долл. США. Распределение контрактов по классам вооружений и технологий следующее: на радиолокационные системы и системы РЭБ приходилось 17% продаж; ракеты, реактивные снаряды и системы ПВО составляли 15%; пилотируемые самолеты и авионика – 13%; средства наблюдения и электрооптика – 12%, боевые модули и пусковые установки – 10%, БПЛА – 8%. Географическое распределение заказчиков израильского оружия с 2016 года не изменилось. Вместе с тем, увеличились продажи в Индию. Израиль успешно вышел на индийский ракетный рынок, где две страны создали несколько совместных предприятий. В результате Израиль стал вторым экспортером оружия в мире после России в эту страну.

Тем не менее, в ноябре 2019 года руководство SIBAT осознало, что международные рынки ВВТ претерпевают серьезные изменения. Для увеличения доли присутствия на них израильских оборонных компаний и сохранения их конкурентоспособности этот процесс требовал определенных ответных мер. Отсутствие новых экспортных выходов для израильского оружия привело к переоценке политики экспорта ВВТ и существенной корректировки экспортной стратегии, принятой ранее израильским руководством.

Решающий план SIBAT

В ноябре 2019 года SIBAT  Министерства обороны Израиля опубликовало план, содержавший ряд новых акцентов.

Согласно комментариям, данным директором SIBAT бригадным генералом резерва Яиром Куласом (Yair Kulas), в рамках усилий по расширению международных сделок отдельный упор планировалось сделан на предприятиях малого и среднего бизнеса (МСП). В частности, если крупный подрядчик, такой как IAI, Elbit Systems или Rafael Advanced Defense Systems, получит заказ от иностранного государства при посредничестве правительства, он обязан передать 20% контракта субподрядчикам из сектора МСП. Считается, что такой подход позволит вовлечь в производство эту категорию компаний, не оставляя её на периферии.

Кроме того, Министерство обороны провело переоценку международных рынков, выделив 41 государство, которое может представлять интерес для израильских оборонных компаний. Отмечается, что половина целевых стран находится в Европе (включая, государства-члены НАТО). В руководстве Министерства обороны Израиля полагают, что спрос на системы противоракетной обороны, а также БПЛА для патрулирования границ в Европе, наряду с другими обычными угрозами, исходящими из России, стимулируют инвестиции в оборону, а это открывает европейские рынки для израильских оборонных компаний.

Другая интересная географическая область, которая ранее оставалась закрытой для Израиля, но открылась после подписания в сентябре 2020 года «Соглашения Авраама», включает Бахрейн и Объединенные Арабские Эмираты. Обе страны с высокой вероятностью могут стать очень важными рынками для израильского ОПК с потенциальным экспортом систем ПРО «Железный купол» и «Праща Давида».

Отдельно отмечена заинтересованность в развитии отношений с азиатскими государствами. Хотя их связи с Израилем до сих пор не имели большого значения, Министерство обороны рассматривает возможность назначения военного атташе в одной из этих стран для ускорения процессов, ведущих к заключению оборонных сделок.

Следует подчеркнуть, что усилия предпринятые Министерством обороны Израиля привели к значительным успехам. Как указывалось выше, экспорт израильских ВВТ в 2020 году вырос, несмотря на пандемию коронавируса. Прибавка составила 15% по сравнению с итогами предыдущего года. Лидерами продаж с долей в 16% каждый стали секторы РЛС и систем РЭБ, а также боеприпасы и оружие. Далее следуют: пилотируемая авиация и системы наблюдения (по 13% каждый), ракеты и системы ПВО (10%), средства связи (8%), БПЛА (6%).

 

Таким образом, очевидно, что недавние изменения, внесенные в израильскую систему экспорта ВВТ принесли свои плоды. Вопреки проблемам, вызванным  пандемией COVID-19, ОПК Израиля смог не только удержать занятые ранее позиции, но существенно нарастить объемы продаж. Широкое и успешное применение Азербайджаном дронов-камикадзе израильского производства в конфликте в Нагорном-Карабахе, а также демонстрация боевых возможностей «Железного купола» в мае текущего года в секторе Газа способствуют привлечению новых заказчиков. В совокупности с мерами, предпринимаемыми SIBAT, высока вероятность появления израильских оружейных систем и технологий непосредственно у российских границ, например, на Украине и в Центральной Азии.

53.06MB | MySQL:103 | 0,567sec