Сирия: неутешительные перспективы экономического восстановления

Накануне по каналам различных агентств системы ООН были озвучены новые пакеты помощи Сирии. Всемирная продовольственная программа ООН анонсировала полученный от Германии новый гуманитарный взнос на сумму 109 млн евро, который поможет накормить 4.8 млн сирийцев, включая программу детского питания для 600 тысяч школьников. Одновременно, в августе Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) обозначила новый пакет помощи от Кувейта на поддержку системы здравоохранения в Сирии.

Однако, к сожалению, эти отдельные эпизоды не меняют общей картины – ведущие международные доноры не планируют оказывать массовых вливаний в сирийскую экономику при существующем там политическом раскладе. Недавняя победа президента Б.Асада на выборах еще более утвердила линию западных стран во главе с США и Евросоюзом в отношении Сирии. Судя по недавним заявлениям новой американской администрации и руководства Евросоюза, ожидать в среднесрочной перспективе смягчения санкционной политики и притока финансовой помощи в Сирию не приходится. Такой подход был четко сформулирован Брюсселем и Вашингтоном в ходе 5-ой Брюссельской конференции по поддержке Сирии в марте этого года. Об этом недавно вновь заявили Джо Байден и Жозеп Боррель. Первый дал четко понять, что никакого разворота в отношении Сирии не ожидается и проводимая при Д.Трампе политика будет продолжена, а последний высказался в том духе, что до политических изменений в Сирии никакой поддержки в плане реконструкции ожидать не стоит.

Проводимый западными донорами в отношении Дамаска курс на практике означает следующее. Запад не допустит гуманитарной катастрофы в Сирии и будет продолжать дозированно финансировать важные гуманитарные проекты на всех территориях, в том числе подконтрольных правительству. Хотя предпочтение разумеется отдается сирийцам на территориях вне контроля Дамаска. При этом, гуманитарное содействие все равно не сможет покрыть все  нужды и будет носить ограниченный характер. Это продемонстрировала четко 5-я Брюссельская конференция по Сирии в марте с.г., по итогам которой доноры выделили 4.4 млрд долларов в 2021 году и пообещали еще 2 млрд долларов в 2022 году, при том что общая потребность в гуманитарном содействии Сирии по оценке ООН превышает 10 млрд  долларов.

На практике  такой сценарий также приближает угрозу экономического и финансового коллапса в Сирии, для которого сегодня складываются и сопутствующие внешние условия. Следует выделить четыре основных фактора: волатильность мировых экономических рынков, жесткие экономические санкции со стороны США и их союзников, сохраняющийся негативный эффект пандемии коронавируса и, наконец, нестабильная политическая и финансовая ситуация в соседнем Ливане. Рассмотрим их в отдельности.

С учетом сохранения волатильности на финансовых рынках и глобального роста инфляции, Сирию в ближайшие месяцы ожидает рост цен на потребительские товары, включая продовольствие. Под угрозой продовольственной безопасности сегодня 12 млн человек или 60% сирийского населения. Покупательская способность населения стремительно падает в 2021 году. Согласно данным экспертов, цена одного килограмма мяса в Сирии сопоставима с 25% средней заработной платы в стране. Важнейшие потребительские товары – рис, сахар и топливо –  распределяются среди населения по сути ограниченными порциями с учетом их дефицита.

Причем на текущее состояние сирийской экономики ключевое воздействие оказывает именно введенный Вашингтоном еще при администрации Д.Трампа санкционный режим. По данным Всемирной продовольственной программы ООН, в 2020 году цены на продовольствия утроились (анализ проводился на базе 28 ключевых видов продовольственной номенклатуры), а сирийский фунт просел на 70% по отношению к доллару США. По оценкам американских экспертов, наибольшее воздействие санкции оказали на такие сектора экономики как строительство, энергетика, финансовый и банковский сегмент. В совокупности этот негативный эффект подрывает любые усилия по реконструкции, даже при нынешнем сценарии низкой интенсивности боевых действий и постепенном угасании вооруженного конфликта (недавняя вспышка насилия в провинции Дераа на границе с Иорданией стала лишь локальным сюжетом, а по Идлибу Россия и Турция кажется смогли прийти к более или менее устойчивым договоренностям).

Интересно, что с течением времени ситуация в соседнем Ливане оказывает все более серьезное воздействие на сирийскую экономику. Известно, что в последние годы Ливан служил для сирийцев важным хабом для международных финансовых транзакций, и данная тенденция особенно возросла после введения американских санкций против Сирии в 2019 году. Многие сирийские компании и производства, а также физические лица хранят свои сбережения и финансы в ливанских банках. Согласно последним по времени  данным, на депозитах в Ливане может находиться как минимум 20 млрд долларов сирийских средств. С учетом приближающегося краха в финансовой и банковской системе Ливана и недавней заморозки депозитов и капиталов, сирийские компании и физические лица сталкиваются с угрозой острой нехватки ликвидности. А это в свою очередь бьет по производителям продовольствия, особенно пшеницы и создает дефицит поставок продовольствия. Не случайно, в 2021 году были резко наращены поставки в качестве гуманитарной помощи пшеницы в Сирию из России.

Наконец, пандемия продолжает наращивать темпы распространения в Сирии, а с учетом международной изоляции страна лишена доступа к большинству международных вакцин. В конце июля Россия поставила в Сирию 250 тысяч доз вакцины «Спутник лайт» и порядка 1 млн тестов для диагностики коронавируса, и пообещала делать это впоследствии на регулярной основе. При этом по состоянию на август с.г. число вакцинированных в Сирии составляет менее 1%. Другая существенная проблема в контексте пандемии – отсутствие квалифицированного медицинского персонала. По данным ООН, за период вооруженного конфликта Сирию покинуло 70% медицинского персонала и закрылось 50% действующих больниц. Таким образом, в случае роста заболеваемости коронавирусом, сирийская медицинская система может просто не справиться в условиях изоляции и ограниченных внутренних ресурсов.

Резюмируя, под напором ряда серьезных внешних факторов политического и экономического характера Сирии в ближайшие месяцы может угрожать острый социально-экономический кризис. При этом перспективы политического урегулирования в интересах западного сообщества не просматривается – после президентских выборов Б.Асад только укрепил свою власть и влияние в стране. Соответственно ожидать кардинальных положительных сдвигов в плане смягчения санкций и увеличения инвестиций и финансовых вливаний в местную экономику в ближайшие годы не стоит.

53.11MB | MySQL:107 | 2,007sec