Об оценках в Израиле фактора России в противодействии «иранской угрозе». Часть 2

В последние месяцы происходит обострение в противостоянии между Ираном и Израилем, что ставит давних региональных соперников на грань прямого военного столкновения, которое может начаться, как это видят в Израиле, из-за «террористических действий» Ирана на Ближнем Востоке, проиранских сил на северном фронте, прежде всего – «Хизбаллы» в Ливане и иранских прокси на территории Сирии. В складывающейся ситуации от России, одного из ключевых игроков в регионе, во многом зависит modus vivendi Израиля (стратегического союзника США). Более того, учитывая решительность Израиля в продолжении ударов по территории Сирии некоторые эксперты (например, публикуемые в американском The National Interest) задаются вопросом, могут ли эти бомбардировки спровоцировать российско-израильский конфликт, и не приведет ли случайное столкновение Израиля и РФ к конфликту между Россией и США?[i] В Израиле, по крайней мере, в публичном пространстве, вопросы такие не ставят, хотя и вынуждены признавать роль и считаться с позицией Москвы, отслеживать всевозможные «сигналы» и анализировать программные документы.

В Москве 10 августа с.г. прошла встреча нового главы Совета национальной безопасности Израиля Эяля Хулаты (вступит в должность 15 августа этого года) с его российским коллегой Николаем Патрушевым, в ходе которой «состоялся обмен мнениями о ситуации на Ближнем Востоке и урегулировании некоторых региональных конфликтов». Н.Патрушев поздравил Э.Хулату с назначением и «выразил надежду на продолжение российско-израильских контактов в сфере безопасности», сообщили в Кремле. Согласно коммюнике, подтверждаются «планы дальнейшего расширения российско-израильского взаимодействия и детально обсуждается сотрудничество между советами безопасности и спецслужбами с упором на борьбу с терроризмом». Присутствовавший на встрече уходящий в отставку глава СНБ Меир Бен-Шаббат поблагодарил Россию за «плодотворное сотрудничество по наиболее актуальным проблемам международной и региональной повестки дня».

К слову, накануне приезда в Россию новый глава СНБ Израиля неожиданно направился в Каир для встречи с главой разведки Египта Аббасом Камелем[ii]. Первая же зарубежная поездка Э.Хулаты была в Вашингтон, где он 3 августа с.г. провел переговоры с заместителем госсекретаря США Венди Шерман. Согласно Госдепартаменту США, они обсудили ряд тем, в том числе двусторонние отношения США и Израиля, Иран, палестинцев и другие проблемы безопасности, а также стратегические вызовы в регионе, включая «опасения по поводу недавнего нападения на нефтяной танкер Mercer Street в Оманском заливе», в чем обвиняется Иран. В США Э.Хулата встретился также с советником по национальной безопасности Джейком Салливаном, где обсуждались аналогичные темы. Согласно протоколу встречи, Дж.Салливан подчеркнул «важность продолжения позитивных шагов в отношении палестинцев», которые, по его  мнению, «имеют решающее значение для мира, безопасности и процветания»[iii].

Изначально Э.Хулата (23 года прослужил в «Моссаде», помимо докторской степени по физике Тель-Авивского университета, имеет степень магистра государственного управления Гарвардского университета, США) рассматривался в качестве связующего звена нового премьер-министра Израиля Нафтали Беннета с администрацией Джо Байдена для ведения дипломатической борьбы против Ирана. «На данном этапе, – согласно изданию Israel Defense, – Байден на пути к соглашению с Ираном. В этом контексте Хулата сталкивается с серьезными проблемами в поддержании взаимодействия Израиля с Белым домом»[iv].

Израильское новостное издание DEBKAfile подчеркнуло, что визит Э.Хулаты в Москву проходил на фоне очевидного недовольства в Кремле тем, что Израиль часто наносит авиаудары по иранским военным объектам в Сирии после смены правительства в Иерусалиме[v].

Между тем д-р Эран Лерман, вице-президент Иерусалимского института стратегии и безопасности (JISS), считает, что координации действий между Россией и Израилем в Сирии ничего не угрожает. Он объясняет это тем, что у двух стран имеется ряд общих интересов, в том числе желание избежать столкновений в сирийском небе и готовность сделать так, чтобы Иран не укрепил свои позиции в этой арабской стране.

По мнению эксперта, ближайшие дни станут тестом механизма израильско-российского взаимодействия в Сирии, которое началось в 2015 г. с вступлением Москвы в сирийскую гражданскую войну после неоднократных призывов президента Башара Асада.

После перестрелки на израильско-ливанской границе 6 августа с.г. в Израиле ожидают продолжения нападений, но с территории Сирии, по которой израильские ВВС регулярно наносят удары. Однако в последнее время в Израиле возобновились разговоры о возможных проблемах со стороны России, т.к. «Москва решила принять новую стратегию в Сирии» и положить конец многолетней свободе израильский ВВС в сирийском воздушном пространстве наносить авиаудары по целям, которые «представляют угрозу национальной безопасности».

В частности, поддерживавшая правительства Биньямина Нетаньяху газета Israel Hayom отмечает, что сообщения об изменении политики Москвы в Сирии появились «в ливанских СМИ, чьи политические комментаторы имеют тесные связи с режимом сирийского президента Башара Асада, а также старшими офицерами в российских военных штабах, дислоцированных в Сирии». Согласно этим сообщениям, механизм, используемый израильскими и российскими военными для координации действий на сирийской территории, якобы, больше не используется. Согласно газете, «этот механизм стал возможен благодаря прямым связям между бывшим премьер-министром, ныне лидером оппозиции Б.Нетаньяху, и президентом России Владимиром Путиным, которые были единодушны в необходимости не допустить расширения присутствия Ирана в Сирии». А вот после ухода Б.Нетаньяху ситуация изменилась. «Россия помогла сирийской системе противовоздушной обороны отразить нападение Израиля в районе города Хомс на западе Сирии», и «Москва уже начала содействовать режиму Асада в закрытии сирийского воздушного пространства для израильских самолетов». Помимо ухода со своего поста Б.Нетаньяху, на изменение политики Москвы, согласно упомянутым сообщениям, непосредственно повлияла позиция Вашингтона, который «не одобряет продолжение израильских ударов по Сирии, и Россия получила разрешение [на противодействие израильским ВВС] от администрации США». Российские военные эксперты уже, якобы, оказывают помощь сирийцам в перехвате израильских ракет в полевых условиях с помощью ракетного комплекса «Бук».

Israel Hayom также отмечает, что сообщения в арабских СМИ последовали за двумя заявлениями Минобороны России, в которых осуждались «нападения, приписываемые Израилю», в провинциях Алеппо и Хомс. Тогда как «ранее министерство воздерживалось от комментариев по поводу ударов Израиля по Сирии».

Россия пока не подтвердила и не опровергла эти сообщения.

Однако Э.Лерман, полковник ЦАХАЛа в отставке, который занимал различные руководящие должности в израильской военной разведке (АМАН), настаивает на том, что его стране не о чем беспокоиться, потому что «в этой координации [с Россией] не произошло никаких стратегических изменений». По его словам, «такой сдвиг в политике имел бы далеко идущие последствия для обеих сторон, и поэтому он сомневается, что Москва захочет отступить от своего нынешнего курса».

Несмотря на то, что в Сирии уже неоднократно сбивались израильские ракеты, у России и Израиля есть ряд общих интересов, побуждающих их к взаимодействию на сирийском фронте. Израиль и Россия стремятся избежать инцидентов в сирийском небе, который произошел в 2018 г., когда Израиль использовал российский военный самолет в качестве прикрытия от сирийских систем ПВО. Это привело к крушению российского самолета, в результате чего погиб весь его экипаж. Как отмечает Э.Лерман, «хотя Москва изначально возложила вину на Израиль, назвав его действия «безответственными», в конечном итоге она усилила механизм взаимодействия, чтобы такие трагические события больше не повторились». «Две страны, – говорит Э.Лерман, – хотели бы убедиться, что Иран не закрепляется в Сирии». «Россия много инвестировала в выживание Асада, поэтому позволение Ирану использовать Сирию в качестве стартовой площадки может поставить под угрозу эти достижения. Вот почему я сомневаюсь, что Москва захочет втянуть Сирию в еще больший конфликт», – говорит Э.Лерман.

Тем не менее, полагает эксперт, на пути соблюдения «этих интересов сейчас возникла проблема, и главная из них – новое правительство в Израиле». Имеется в виду новый кабинет министров во главе с председателем партии «Ямина» (альянс правых и ультраправых политических партий) Нафтали Беннетом. Он был приведен к присяге в середине июня этого года, фактически положив конец «эпохе Нетаньяху», который выстроил тесные отношения с Москвой. Н.Беннет же воспринимается как человек, «склоняющийся в сторону Соединенных Штатов», и, по мнению Э.Лермана, «это не нравится Москве». «Новому правительству Израиля еще предстоит установить теплые и эффективные отношения, которые не спеша и тщательно выстраивал Нетаньяху. В Москве бытует мнение, что это правительство ближе к Вашингтону, и это влияет на тон российских заявлений», – говорит он.

«Тем не менее, Лапид [министр иностранных дел в действующем правительстве Израиля] и Беннет могут использовать это сотрудничество для диалога с Москвой, и в нынешнем израильском правительстве есть люди, которые активно участвуют в налаживании такой координации с Россией и будут способствовать расширению связей в будущем», – утверждает эксперт[vi].

По факту на фоне спекуляций на тему изменения стратегии России в Сирии, активизировались американо-израильские контакты в военно-политической сфере, о чем свидетельствуют хотя бы заголовки в СМИ. Так, 10 августа ВВС Израиля и Центральное командование ВВС США объявили о завершении первых «исторических» совместных учений Desert Eagle на базе ВВС Увда на юге Израиля, которые  стали «еще одним примером давнего альянса и стратегического сотрудничества между Израилем и США»[vii].

В этот же день в Израиль прибыл директор Центрального разведывательного управления США Уильям Бернс. Цель его визита – переговоры с премьер-министром Израиля Нафтали Беннетом и главой «Моссада» Давидом Барнеа, а также другими высокопоставленными представителями Министерства обороны.  Согласно израильским СМИ, основная тема переговоров – Иран, в частности, процесс в Вене между США и Ираном о возобновлении ядерной сделки 2015 г. «зашел в тупик»[viii].

Премьер-министр Израиля Н.Беннет 6 августа официально объявил о назначении следующим послом Израиля в США опытного бывшего переговорщика в рамках мирного процесса 69-летнего Майкла Герцога, старшего брата нового президента Израиля Ицхака Герцога и сына бывшего президента Хаима Герцога. Его кандидатура была выбрана, помимо прочего, еще и по той причине, что у него «богатый и многолетний опыт работы в сфере безопасности и политики, а также глубокие знания стратегических проблем, стоящих перед Государством Израиль, особенно ядерной программы Ирана».

Анализируя тенденции в мире и регионе, в Израиле предвидят возможность того, что еврейское государство останется один на один с иранской угрозой. Сейчас, полагают эксперты, Тегеран и «Хизбалла» пытаются понять, что представляет собой новое руководство Израиля. По словам Э.Лермана, «Беннет и Лапид проходят испытания». Он считает, что «если иранцы не одумаются, мы приближаемся к тому моменту, когда военный сценарий в некотором варианте может стать вполне реальным»[ix].

С приходом Э.Раиси на пост президента ИРИ, на место Х.Роухани, который считался относительно умеренным политиком, позиция Ирана на переговорах, полагают израильские эксперты, станет жесткой, хотя направление, в котором Э.Раиси намерен двигать страну, скорее всего, начнет проясняться только после того, как он представит свой кабинет министров, что произойдет в ближайшие недели. «Есть ощущение, что Иран еще не принял решение. Нет генерального плана. Иранцы реагируют так же, как обычно», – полагает Ори Голдберг из Школы государственного управления, дипломатии и стратегии им. Лаудера Междисциплинарного центра Герцлия.

Что касается России, согласно анализу в Институте политики и стратегии МДЦ Герцлия принятой в июле этого года Стратегии национальной безопасности России, названной «доктриной Путина», она характеризуется постепенным усилением оппозиционного вектора по отношению к Западу за счет сотрудничества, вплоть до полного отказа от него. Отмечается, что впервые в фундаментальном стратегическом политическом документе в стратегии-2021 упоминается необходимость защиты духовных и религиозных ценностей России от явной угрозы, исходящей не только от Соединенных Штатов, но и их союзников. Подчеркивается борьба России за сохранение своей независимости и роли в качестве основного игрока на мировой арене под постоянной угрозой США и их союзников[x].

[i] Middle East Mayhem: Israel and Russia Could Be at War Within the Decade // The National Interest. 06.08.2021 — https://nationalinterest.org/blog/reboot/middle-east-mayhem-israel-and-russia-could-be-war-within-decade-191205

[ii] Incoming National Security Council head, Egypt’s intelligence chief meet in Cairo // Israel Hayom. 09.08.2021 — https://www.israelhayom.com/2021/08/09/incoming-national-security-council-head-egypts-intelligence-chief-meet-in-cairo/

[iii] Incoming Israeli national security adviser meets with US counterparts // JNS. 04.08.2021 — https://www.jns.org/incoming-israeli-national-security-adviser-meets-with-us-counterparts/

[iv] Due to experience on Iranian front, Dr. Eyal Hulata tapped as next head of National Security Council // Israeldefense. 12.07.2021 — https://www.israeldefense.co.il/en/node/50842

[v] Israeli, Russian security chiefs discuss closer cooperation // DEBKAfile. 10.08.2021 — https://www.debka.com/mivzak/israeli-russian-security-chiefs-discuss-closer-cooperation/

[vi] Here’s Why Israel-Russia Coordination in Syria Won’t Come to an End // Sputnik. 09.08.2021 — https://sputniknews.com/middleeast/202108091083561049-heres-why-israel-russia-coordination-in-syria-wont-come-to-an-end/

[vii] US, Israeli air forces hold first-of-its-kind aerial exercise // JNS. 11.08.2021 — https://www.jns.org/us-israeli-air-forces-hold-first-of-its-kind-aerial-exercise/

[viii] CIA director in Israel for talks focusing on region, Iran // JNS. 10.08.2021 —  https://www.jns.org/cia-director-in-israel-for-talks-focusing-on-region-iran/

[ix] Sensing a shift in power dynamic, Iran steps up shadow war with Israel // JISS. 08.08.2021 — https://jiss.org.il/en/lerman-iran-steps-up-shadow-war-with-israel/

[x] Russia’s national security strategy (2021) – Strengthening confrontational sentiment and siege mentality // IPS -https://www.idc.ac.il/en/research/ips/pages/insights/kogan-1-8-21.aspx

62.9MB | MySQL:102 | 0,506sec