О состоянии военной промышленности в арабских государствах. Часть 2

Арабские страны в последние годы все больше проявляют интерес к использованию атомной энергии. Официально речь идет о ее применении в мирных целях, прежде всего, как источника получения энергии в постнефтяной период, а также для опреснения морской воды, научных и медицинских целей.

Наибольший интерес к исследованиям и практической деятельности в ядерной сфере проявляют Египет, Объединенные Арабские Эмираты, Алжир, Саудовская Аравия. Повышение интереса к ядерной сфере в арабском мире можно объяснить рядом факторов, наиболее существенными из которых являются:

  1. Желание получить доступ к современным технологиям, связанным с атомной энергией, что можно считать стремлением сократить отставание от ведущих государств мира в сфере науки и передовых технологий.
  2. Создание перспективных источников получения энергии на период после истощения углеводородных ресурсов.
  3. Получение доступа к ядерным технологиям рассматривается в некоторых арабских странах и в качестве возможного их использования для обеспечения национальной безопасности, хотя об этом открыто не говорится. Речь идет о стремлении усилить свой военный потенциал, необходимости сдерживать другие государства, даже если ЯО никогда не будет применено. Здесь играют свою роль наличие ЯО у Израиля и военные аспекты иранской ядерной программы. К тому же арабы не желают отставать от Ирана в деле развития атомной отрасли.
  4. Стремление повысить статус и престиж своей страны, показать высокий уровень ее развития. Сюда же следует отнести и личные амбиции руководителей отдельных арабских государств.

Египет в 2006 году официально объявил о возобновлении национальной программы развития ядерной энергетики (была заморожена после чернобыльской катастрофы). Среди арабских стран АРЕ обладает наиболее крупным исследовательским и техническим потенциалом для проведения работ в атомной сфере. Египет располагает двумя ядерными реакторами малой мощности, используемых для изготовления радиоизотопов для медицинских, промышленных и сельскохозяйственных целей. Также АРЕ имеет исследовательскую лабораторию по изготовлению топливных элементов. На Синайском полуострове и побережье Красного моря предположительно имеются залежи урановой руды. Египет планировал к 2025 году построить четыре АЭС. Их строительство будет осуществляться при зарубежном техническом содействии. Вся ядерная деятельность АРЕ находится под гарантиями МАГАТЭ. Египет выступает за превращение Ближнего Востока в зону, свободную от ЯО, и не имеет официальных ядерных амбиций. Вместе с тем военно-политическое руководство АРЕ неоднократно заявляло, что Египет может начать соответствующую программу в ответ на ядерную угрозу со стороны Израиля и «других стран» (подразумевается Иран).

Алжир имеет свою программу использования атомной энергии. Страна располагает двумя ядерными реакторами, а на юге имеются залежи урановой руды. Правительство АНДР в 2009 году объявило о планах строительства при зарубежном содействии нескольких АЭС. Первая станция должна вступить в строй к 2020 году. АНДР в 1996 году подписала с МАГАТЭ соглашение о всеобъемлющих гарантиях, которое позволяет проводить внезапные инспекции национальных ядерных объектов. Алжирские официальные лица отвергают заявления, периодически появляющиеся в западных СМИ, о реализации в стране военной ядерной программы. Тем не менее, ряд экспертов на Западе настаивают, что алжирцы до 1995 года успели наработать некоторое количество плутония. И хотя в принципе Алжир в состоянии нарабатывать небольшие количества плутония, каких-либо опасений в плане распространения ЯО атомная деятельность этой страны в настоящее время не вызывает.

Сирия ищет альтернативные источники энергии, в том числе в сфере ядерной энергетики, однако не располагает достаточными финансовыми и научно-техническими возможностями для реализации полноценной ядерной программы. В стране функционирует небольшой реактор, используемый в учебных целях и для производства радиоизотопов. Дамаск имеет соглашение с МАГАТЭ о проведении инспекций на ее территории. В 2007 году ВВС Израиля разбомбили некий объект на северо-востоке Сирии. США и Израиль заявили, что это был строящийся (предположительно с помощью КНДР) ядерный реактор, предназначавшийся для производства оружейного плутония. Дамаск же утверждает, что это был обычный военный объект, и страна не ведет никаких запрещенных ядерных разработок. Побывавшие в 2008 году на месте бомбовых ударов инспекторы МАГАТЭ обнаружили следы урана. В агентстве считают, что Дамаск не предоставил достаточной информации об уничтоженном объекте, но сирийцы отказывают МАГАТЭ в проведении повторных инспекций.

Аравийские монархии все более активно занимаются вопросами развития атомной энергетики. Атомная энергетика рассматривается в странах ССАГПЗ в качестве главного источника получения энергии в будущем. Перспективный план развития отрасли был объявлен в 2006 году. В первую очередь, он предусматривает проведение широкомасштабных исследований различных аспектов возможного развития ядерной отрасли в мирных целях.

ОАЭ первыми из членов ССАГПЗ приступили в 2009 году к реализации национальной ядерной программы, рассчитанной на 10–12 лет. Учитывая ограниченные возможности и отсутствие опыта, ОАЭ широко привлекают другие страны к решению задач по становлению национальной атомной отрасли. В 2009 году ОАЭ заключили с зарубежными партнерами, преимущественно с Южной Кореей, контракты на сумму 20 млрд долларов на строительство четырех атомных реакторов. Пуск первого блока намечен на 2017 год, а остальных – в 2018–2020 годах.

Повышенное внимание Саудовской Аравии к использованию атомной энергии обусловлено ростом потребностей страны в производстве электроэнергии и проблемой обеспечения пресной водой. Стремление Эр-Рияда развивать атомную отрасль имеет и свои политические причины. Здесь на первое место следует отнести ядерные амбиции Ирана, которые стали для КСА своеобразным вызовом. Но реальные возможности страны в проведении серьезных ядерных НИОКР, не говоря уже о реализации крупных проектов, невелики, что обуславливает получение иностранной помощи. Эр-Рияд обязался использовать только официальные международные рынки ядерного топлива и не приобретать технологии, связанные с производством ЯО. В то же время нельзя исключать, что КСА пойдет на «адекватный ответ» в случае создания ЯО Ираном.

Ракетно-космическая (ракетная) промышленность

Египет. Из-за слабости научно-технической и производственной базы практические результаты в области разработки ракетной техники весьма несущественны. Ракетная промышленность представлена компаниями:

– «Сакр» (г. Гелиополис);

– «Араб-Бритиш дайнемикс» (пригород Каира);

– «Абу-Заабаль» (н.п. Кальюбия).

На предприятиях этих компаний налажен выпуск РСЗО «Сакр» и ракет к ним, ПЗРК «АйнСакр» (вариант советского ПЗРК «Стрела-2»), НУР класса «воздух-земля», ПТУР «Свингфайр» и «Тоу», а также двигателей для ракет РСЗО, ПТУР и НУР.

Кроме того, на заводе компании «Сакр» на базе ракетного комплекса «Луна-М» советского производства организован выпуск тактических ракет «Сакр-80» (дальность стрельбы 80 км), разработанных при помощи французских специалистов. Компания «Сакр» располагает исследовательским центром, специализирующимся в области ракетостроения. Он взаимодействует с рядом оборонных НИИ западных стран.

На заводе компании «Араб-Бритиш дайнемикс» при технической помощи КНР и КНДР освоена сборка оперативно-тактических ракет типа «Скад», разработана технология увеличения дальности стрельбы ОТР «Скад-В» и налажено собственное производство ОТР «Скад-С». (Ракетные комплексы «Луна-М» и «Скад-В» были закуплены в СССР в 70-х годах XX века).

Слабым местом ракетной промышленности Египта является зависимость от импорта важнейших компонентов. Уровень развития металлургической и металлообрабатывающей промышленности страны не позволяет осуществлять полный цикл производства ракет. Кроме того, Египет не в состоянии производить все компоненты ракетного топлива, что усиливает зависимость данной отрасли от зарубежных поставок.

Алжир. В рамках национальной космической программы в 2002 году с помощью Великобритании создан первый алжирский ИСЗ АлСАТ-1. В дальнейшем усилиями алжирских специалистов создан новый спутник АлСАТ-2. Эти спутники предназначены для мониторинга поверхности Земли. К 2015 году запланировано создание нового спутника «АлкомСАТ». Планируется наладить собственное производство космических аппаратов в г. Бир-эль-Джаф в провинции Оран.

Алжир намерен обзавестись в будущем собственным телекоммуникационным спутником. Такой спутник стоимостью 220 млн долларов обеспечит автономию Алжира в вопросах связи.

Авиационная промышленность в странах арабского региона также недостаточно развита.

         Египет не ведет собственных разработок авиационной техники, а импортирует большую её часть, однако египетские специалисты освоили лицензионный выпуск самолетов, а также запасных агрегатов к ним. Авиационная промышленность представлена двумя самолетосборочными, одним вертолетосборочным и двумя двигателестроительными предприятиями.

Самолетосборочный завод компании «Хелуан эркрафт фэктори» (№ 36) находится в г. Хелуан. Здесь производятся комплектующие и запасные части для истребителей «Мираж-2000» и учебно-боевых самолетов «Альфа Джет». С марта 2000 года налажена лицензионная сборка учебно-боевых самолетов К-8Е китайско-пакистанской разработки. На заводе занято 3 тыс. человек.

Завод компании «Кодер фэктори фор дивелопт индастриз» (№ 72, Гелиополис) осуществляет выпуск, ремонт и техническое обслуживание учебно-тренировочных самолетов «Гумхурия». На производстве трудятся 5 тыс. человек.

Вертолетосборочный завод компании «Араб-Бритиш хеликоптер» в Хелуане, производит до 20 вертолетов «Газель» в год. Здесь проводятся также ремонтные и регламентные работы на вертолетах Ми-8 российского производства. Число занятых составляет 640 человек.

Предприятие компании «Араб-Бритиш энджин», расположенное в Хелуане, осуществляет выпуск, ремонт и обслуживание двигателей для самолетов «Альфа Джет» и «Мираж-2000», вертолетов «Газель» и Ми-8.

Завод компании «Хелуан энджин фэктори» (№ 135) специализируется на ремонте и техническом обслуживании двигателей для истребителей МиГ-21, а также производит запасные части к данным самолетам. Число занятых 3 тыс. человек.

В планах развития авиационной промышленности Египта предусмотрено расширение номенклатуры выпускаемых комплектующих и запасных частей для самолетов «Мираж-2000», К-8Е, вертолетов «Газель». Прорабатывается возможность налаживания в этой стране лицензионной сборки французских вертолетов AS-332 «Супер Пума».

В целом при бесперебойной поставке из-за рубежа комплектующих узлов и деталей египетская авиационная промышленность способна удовлетворять потребности вооруженных сил только в самолетах и вертолетах легкого типа.

Иордания. Авиационные предприятия предназначены для производства легкомоторных самолетов и беспилотных летательных аппаратов, сборки вертолетов. На двух заводах налажен малосерийный (10–12 машин в год) выпуск учебно-тренировочных «Сама СН2000» и разведывательно-поисковых самолетов «Сикер SB7L-360». Первый самолет представляет собой почти точную копию американской машины AMD, а второй спроектирован австралийской фирмой. Низкая стоимость легкомоторных самолетов, малые затраты на эксплуатацию и вместе с тем возможность разместить на борту самые современные обзорные и разведывательные системы делают иорданские машины вполне конкурентоспособными на военных рынках небогатых стран Азии и Африки.

В 2006 году совместно с Россией создано авиационное предприятие «Оборонпром-МидлИст», на котором планируется осуществлять частичную сборку российских легких многофункциональных вертолетов Ка-226 (15–20 машин в год).

Предприятие по производству БПЛА выпускает небольшими партиями два типа аппаратов («Винс» и «Сокол») для ведения воздушной разведки, наблюдения, патрулирования и участия в поисковых операциях, а также воздушную мишень для тренировки расчетов ПВО. Разработан мини БПЛА I-Wing с размахом крыла 1,25 м. Малыми сериями выпускается аппаратура для ведения воздушной разведки.

При участии британских специалистов построен завод для ремонта, технического обслуживания и проведения модернизации военно-транспортных самолетов типа С-130.

Бронетанковая промышленность

Египет. Основу бронетанковой промышленности составляют компании «Хелуан тэнк фэктори» (завод № 200, Хелуан) и «Кадер фэктори фор дивелопт индастриз» (завод № 72, Гелиополис).

Завод фирмы «Хелуан тэнк фэктори» осуществляет сборку основных боевых танков М1А1 «Абрамc» и БРЭМ М88А2 с использованием сборочных комплектов, поставляемых в рамках американской военной помощи, а также модернизацию американских танков М60А1 до уровня М60АЗ. Число занятых 1 350 человек.

Предприятие компании «Кадер фэктори фор дивелопт индастриз» производит с 1985 г. бронетранспортеры «Фахд». Здесь же осуществляется монтаж дополнительного вооружения на БТР M-113. На предприятии работает 5 тыс. человек.

На заводе компании «Араб-Американ виклз» (пригород Каира) налажен выпуск автомобилей повышенной проходимости J-20 (Jeep) и легких грузовиков АМ-720. Автомобили обоих типов используются в ВС Египта. На предприятии занято 680 человек. Производственная мощность завода 17,6 тыс. машин в год.

На заводе № 909 компании «Хелуан компани фор дизел энджинз» в Хелуане выпускаются дизельные двигатели к автомобилям и бронетанковой технике.

Иордания. Имеющиеся возможности позволяют осуществлять главным образом ремонтные работы и проекты по переоборудованиюи модернизации иностранных образцов, находящихся на вооружении иорданских силовых структур. Наиболее крупными проектами, реализованными местными специалистами при активном содействии зарубежных партнеров являются: создание на базе устаревшего британского танка «Центурион» тяжелой БМП «Тимсах» и семейства машин на ее платформе: командно-штабной, медицинской, связи, боевой разведывательной, бронированной ремонтно-эвакуационной (БРЭМ); модернизация американских танков М60А1 и М60А3, модернизация британских танков «Челленджер-1». Ведутся работы по модернизации американских бронетранспортеров М-113. На базе усовершенствованного танка М60А1 выпускаются БРЭМ «Аль-Манджид».

При участии промышленной группы «Бин Джабер» (ОАЭ) созданы и налажен выпуск бронеавтомобилей повышенной проходимости «Дезерт Ирис» и «Нимр», предназначенных для сил специальных операций. Несколько типов бронеавтомобилей производятся на совместном иордано-британском предприятии.

Российские специалисты разработали проект глубокой модернизации британского легкого танка FV101 «Скорпион», а сама модернизация должна выполняться в Иордании.

Имеются планы создания совместных иордано-турецких предприятий по производству легкой бронетехники, стрелкового оружия и систем управления оружием.

В г. Мафрак (50 км северо-восточнее Аммана) находятся одни из самых крупных на Ближнем Востоке мастерских по ремонту и модернизации БТТ (танки М-60, «Челленджер», «Чифтен», «Центурион», «Скорпион», бронетранспортеры, самоходные артиллерийские установки). Мастерские построены с помощью США в 1985 году. В них работают около 1500 человек.

Алжир. В 2010 году заключено соглашение с ФРГ о поставке в Алжир в течение 10 лет ПВН на 14 млрд долл. Соглашение предполагает создание в Алжире совместных с «Даймлер», «Рейнметалл» и «Ферросталь» предприятий по выпуску колесных бронетранспортеров «Фукс», грузовиков и автомобилей повышенной проходимости.

52.86MB | MySQL:104 | 0,336sec