О новых внешнеполитических инициативах Ирака

После избрания на пост премьер-министра Ирака в мае 2020 года Мустафа аль-Казыми стремится проводить новый внешнеполитический курс, последовательно добиваясь возвращения Ираку статуса регионального лидера. Эта политика особенно активизировалась летом 2021 года после ряда кардинальных изменений внешнеполитической обстановки в регионе, в частности прихода к власти в Афганистане движения «Талибан» (запрещенная в России террористическая организация) и анонсирования в июле с.г. президентом Джо Байденом намерений до конца 2021 года вывести основные вооруженные силы из Ирака.

Именно летом 2021 года наблюдается заметная активизация внешнеполитических маневров Багдада в регионе, апофеозом которых призван стать крупный региональный саммит в Ираке c участием ведущих игроков и непримиримых противников в регионе, включая руководителей Cаудовской Аравии и Турции. Впоследствии на региональный саммит был приглашен избранный недавно на пост президента Ирана Эбрахима Раиси,  офис которого не подтвердил пока участие, но приветствовал иракскую инициативу. Дата проведения саммита пока не определена, но предварительно он планируется в конце августа-начале сентября 2021 года. Саммит носит рабочее название «Региональный форум стран-соседей Ирака». Предварительную готовность участвовать подтвердил также французский президент Э.Макрон. Идея регионального саммита подается организаторами как стремление объединить лидеров региона, чтобы самостоятельно, без внешнего вмешательства, договариваться и решать насущные проблемы региона. Идея симптоматично совпадает с вероятным выводом американских войск из Ирака к концу текущего года.

Для иракского премьер-министра данное мероприятие призвано стать важной демонстрацией самостоятельности внешнеполитического курса Багдада и его лидерских амбиций, особенно после планируемого вывода американских войск.  В своей новой стратегии Багдад стремится заявить о себе как о важном стратегическом посреднике между шиитами и суннитами, для поиска компромиссов, в частности, между Ираном и Саудовской Аравией, по ряду ключевых региональных конфликтов и кризисов, прежде всего в Йемене и Ливане. В своих недавних заявлениях аль-Казыми также демонстративно подчеркивает важность нахождения  компромиссов между лидерами региона самостоятельно, без внешнего вмешательства и давления.

Первые посреднические шаги на этом векторе аль-Казыми начал предпринимать сразу после избрания.  Он начал с нормализации отношений с Эр-Риядом. В 2019 году Саудовская Аравия спустя 30 лет вновь открыла свое консульское представительство в Багдаде и начала выделять значительные донорские средства на поддержку проектов развития в Ираке.  Затем, в апреле 2021 года в Ираке была проведена важная двусторонняя встреча между делегациями Ирана и Саудовской Аравии, cтавшая первым контактом на высоком уровне после разрыва дипломатических отношений между двумя странами в 2016 году. Наконец, в июне 2021 года премьер-министр  аль-Казыми принял у себя первый за много лет саммит лидеров Египта, Иордании и Ирака, на котором стороны обсудили региональные вопросы, включая Палестину и борьбу с терроризмом, а также перспективы экономического сотрудничества. В июле с.г. Ирак заключил важнейшее соглашение с Ливаном по поставкам топлива, которое крайне важно для предотвращения нарастающей угрозы топливного кризиса в этой стране после отмены ливанским правительством субсидии на топливо. Багдад поставит 1 млн тонн топлива фактически по бартеру — в обмен на товары и услуги, включая предоставление медицинских услуг, с учетом сложного финансового положения Бейрута. Фактически, это жест доброй воли и содействия Ливану с трудный для него период, который призван укрепить взаимное доверие и авторитет Ирака как важного регионального игрока.

Таким образом, недавние внешнеполитические инициативы  иракского руководства нацелены на активизацию роли Багдада в ближневосточной политике, в первую очередь за счет посредничества между суннитами во главе с Саудовской Аравией и шиитским  Ираном, с учетом исторических связей Ирака с обоими центрами силы. Отдельно Ирак работает с Турцией как самостоятельным центром силы в регионе, находящегося вне иранского либо саудовского влияния. Эта внешнеполитическая линия регионального лидерства особенно усилилась после решения администрации США о выводе остающихся в Ираке 2500 американских военнослужащих.

Думается, взятая иракским руководством на вооружение амбициозная внешнеполитическая цель имеет хорошие шансы на успех. Это подтверждает конструктивная роль Багдада в налаживании экономических контактов и восстановлении политических консультаций между странами, которые не контактировали между собой несколько десятков лет начиная с 1990-х гг. В то же время,  эйфория от «быстрых побед» в плане установления прерванных контактов быстро улетучится, если за ними не последуют более серьезные и стратегические шаги и инициативы.  Здесь Багдаду уже сложнее будет себя позиционировать с учетом отсутствия рычагов экономического влияния либо финансовых и инвестиционных бонусов, которые сегодняшний Ирак мог бы предложить, с учетом перспектив его экономического развития, особенно в контексте пандемии и волатильных цен на углеводороды. Другой существенные риск заключается в том, что для успешной реализации новой миссии иракской дипломатии, Багдаду крайне необходимо сохранить внутреннюю политическую стабильность. С предстоящим уходом американских войск во второй половине 2021 года возрастают риски безопасности и обострения террористических угроз внутри страны, особенно в контексте происходящего в Афганистане. Эта угроза заключается в возможном восстановлении позиций террористов «Аль-Каиды» и, вероятно, «Исламского государства» ( обе организации запрещены в России) на территории Ирака. В случае обострения внутренней ситуации и подрыва стабильности неизбежно возникнет угроза подрыва всех новых внешнеполитических усилий, предпринимаемых Ираком с середины 2020 года. Более того, в более отдаленной перспективе для успехов на внешнеполитическом фронте иракскому руководству важно обеспечить также и внутреннее идеологическое единство, преодолев существующую поляризацию сил и нивелировав фактор курдского сепаратизма. Поскольку Ирак пока что не прошел окончательно путь транзита от конфликта к стабильному и мирному государству, взятая им амбициозная внешнеполитическая миссия будет подвержена дополнительному внутреннему воздействию  и станет своего рода проверкой на прочность формируемой политической системы и механизма национальной идентичности. Насколько новая система окажется готова к новым внешнеполитическим задачам покажет ближайшее будущее и в особенности предстоящий в Багдаде региональный саммит с участием многих влиятельных ближневосточных соседей Ирака.

62.86MB | MySQL:102 | 0,539sec