Крокодиловые слёзы коллективного Запада показывают очень поучительную историю уничтожения афганской нации. Полтора поколения назад Афганистан завоевал себе свободу, которую США, Соединённое Королевство и их союзники вполне сознательно уничтожили, не особо скрывая своих целей.
Апрельская (Саурская) революция 1978 года была неожиданностью не только для СССР (который сильно ошибся в ее оценке), но и для американского и британского истэблишмента. Ее очевидная поддержка большинством населения была большим сюрпризом и для британцев и для американцев, а СССР сразу и безоговорочно объявил ее народной и социалистической. Неожиданность и народная поддержка свержения режима Мохаммада Дауда, племянника последнего афганского короля Захир Шаха поставили в тупик Лондон и Вашингтон.
Иностранные корреспонденты (которых тогда в Кабуле было много) с удивлением сообщали, что «почти каждый афганец, с которым они общались сказал, что он очень доволен переворотом» (The New York Times)[1]. Похожие репортажи появились в The Wall Street Journal, Le Figaro, Christian Science Monitor и других ведущих западных изданиях[2]. На похоронах редактора оппозиционной газеты Мира Хайбара ставшими спусковым крючком Саурской революции присутствовало по разным оценкам от 150 000 до 220 000 человек. Первые шаги новой власти стали шокирующе простыми, но чрезвычайно действенными. 335 тысяч крестьянских семей получили право на бесплатное владение землей. А более 11 миллионов жителей страны освободили от долгов перед ростовщиками и помещиками. Была принята программа реформ предусматривавшая равные права для женщин и меньшинств, были освобождены политические заключённые, а дела секретных осведомителей полиции были публично сожжены[3]. Правительство начало реформу национального здравоохранения и ликвидации безграмотности.
К моменту вывода советских войск приблизительно половина студентов были женщинами. 70% медиков и 30% госслужащих также были женщинами.
Вмешательство Запада
Единственной проблемой Саурской революции для США была поддержка нового правительства СССР. Однако, правительство НДПА не было марионеткой СССР, а апрельская революция не была проплачена СССР, как в то время утверждала западная пресса.
Госсекретарь администрации Дж.Картера, Сайрус Вэнс, в своих мемуарах открыто признавался, что никаких доказательств участия СССР в перевороте у американцев не было[4]. Ему вторит Збигнев Бжезинский в своих воспоминаниях.[5] Его почти инстинктивная русофобия и крайний антикоммунизм сыграли решающую роль в решении администрации Картера от 3 июля 1979 года выделить 500 млн долларов на свержение прогрессивного светского правительства Афганистана. Операцию назвали «Циклон». На эти деньги ЦРУ создало, купило и подкупило целую армию племенных бойцов и религиозных фанатиков, известными под общим названием моджахеды. История умалчивает о том, сколько денег было потрачено на подкуп высших чинов афганской армии. Оценки разнятся от 70 млн до 120 млн долларов.
Даже имея в распоряжении такие гигантские по тем временам суммы в своём распоряжении ЦРУ было вынуждено искать бойцов по всему мусульманскому миру. Пользуясь теснейшими связями с режимом Зия уль-Хака, ЦРУ и британская МИ-6 организовали целую сеть тренировочных лагерей в Пакистане. Часть «волонтеров» и «побратимов» была завербована через Исламский Колледж в Бруклине – в прямой видимости башен-близнецов Мирового торгового центра. Одним из завербованных был молодой инженер из семьи строителей построившей Мекку для правящей династии Саудовской Аравии по фамилии бен Ладен.
Основной целью этой программы было распространение радикального ислама в Центральной Азии и дестабилизация таким образом СССР.
«Глобальные интересы»
За полгода до ввода советских войск в Афганистан, посольство США в Кабуле сообщило в Вашингтон, что «уничтожение правительства НДПА отвечает глобальным интересам США вне зависимости от того какой ущерб может быть причинён социальным и экономическим реформам в Афганистане»[6]
Таким образом сами США цинично признали, что ни демократия ни права человека не имеют никого значения, если на кону стоят глобальные американские интересы. По всей вероятности именно эта телеграмма послужила последней каплей перевесившей чашу весов советского руководства в пользу ввода войск о котором правительство НДПА неоднократно просило.
Моджахеды в основной массе были бандами которые контролировали торговлю наркотиками и терроризировали местных женщин. В начале 1990 — х от них откололся более идеологически чистый «Талибан», основным источником дохода которого долгое время был контроль над афганскими автодорогами (даже в середине 2000-х каждая фура должна была заплатить «Талибану» около 1000 долларов за проезд от Кабула до Кандагара). В районах контролируемых талибами был установлен режим основанный на буквальном соблюдении норм Корана как они их понимали.
В 1992 году светское правительство НДПА было свергнуто. Попытка президента Наджибуллы просить помощи в ООН окончилась его повешением на фонарном столбе.
«Большая игра»
Для британского правительства страны Азии превратились в пешки на шахматной доске где разыгрывается «Большая игра» за доминирование над миром где-то в середине 19-го века. Сам этот термин приписывается то Редьярду Киплингу, то лорду Керзону в бытность его вице-королем Индии. Через 100 лет британский премьер-министр Тони Блэр после террористических атак 11 сентября 2001 года сформулировал это несколько по иному: «Мы должны воспользоваться моментом и …… реорганизовать мир вокруг нас». Это самое откровенное признание настоящих целей США, Великобритании и их союзников в Афганистане. Никакие кивки в сторону «установления демократии и равенства» не могут прикрыть этого признания.
К чему пришли
К 2001 году Афганистан полностью зависел от гуманитарных конвоев из Пакистана. Американское вторжение привело к гибели не менее 20 тысяч мирных жителей только потому что прекращение гуманитарной помощи в засушливые районы лишило их жителей возможности выжить.
Несколько лет американские военные безнаказанно уничтожали мирных жителей «умными бомбами». Все 20 лет своего присутствия они передвигались между посольством и кабульским аэропортом только на вертолетах, опасаясь нападения местных жителей. Даже единичные корреспонденты выезжали за пределы Кабула под усиленной охраной, стрелявшей по всему что попадалось на пути[7].
Афганских президентов назначал госсекретарь США. Большая часть почти триллиона долларов потраченных на создание афганской армии и реконструкцию страны была просто украдена, что вписывается в опыт постоккупационного управления США другими странами от Гаити до Ирака.
Причина вторжения в Афганистан была фальшивой. После терактов 11/9 «Талибан» пытался отстраниться от Усамы бен Ладена. В конце концов он был американским продуктом с которым администрация Билла Клинтона заключила ряд секретных сделок на строительство газопровода ТАПИ (Туркменистан-Афганистан-Пакистан-Индия), который должен был стать альтернативой ГТС «Газпрома». Консорциумом руководила американская компания Unocal, руководитель которой принимал лидеров «Талибана» у себя дома в Техасе. Тогда же их принял и директор ЦРУ. Можно только также отметить, что одним из организаторов этой несостоявшейся сделки века был Дик Чейни.
И вот когда мы слышим журналистов и генералов завывающих под сцены паники в Кабульском аэропорту – может хватит уже и может стоит честно признаться в невозможности управлять миром через Си-эн-эн и «Фокс ньюс» а просто вместе сделать так чтобы никто никогда больше не падал из гондолы шасси самолета С-17 а неразорвавшиеся снаряды не убивали детей?
[1]“every Afghan they interviewed said [they were] delighted with the coup.” — NYT, 5 мая 1978 года, цит. По ксерокопии вырезки из архива библиотеки ИНИОН АН СССР.
[2] Александр Антонович Ляховский. Трагедия и доблесть Афгана (1995), Омар Нессар, «Апрельской революции 30 лет», цит по https://afghanistan.ru/doc/11919.html
[3] https://www.eg.ru/politics/521641/
[4] Hard choices: Critical years in America’s foreign policy, Cyrus Vance, Simon & Schuster, 1983 (цит по изданию 1989 года стр.228)
[5]Z.Bzhezinsky, Power and Principle: Memoirs of the National Security Adviser, 1977-1981, Farrar, Strauss & Giroux, 1985.
[6]Цит. по Z.Bzhezinsky, op.cit, p.289.
[7] Личный опыт автора, когда он работал там в команде по проекту ООН их чуть не расстрелял американский конвой сопровождавший корреспондента NYT.