Оценки китайских специалистов некоторых разработок ОПК Турции

По данным китайских источников, в августе 2021 г. турецкая оборонная промышленная компания FNSS провела испытание плавающей бронемашины под обозначением ZAHA, которая предназначена для комплектования подразделений морской пехоты, размещаемых на универсальных десантных кораблях типа «Анатолия». Как известно, компания FNSS, фактически является совместным предприятием турецкой NUROL MAKINA и британской BAE Systems.

В отношении проекта плавающей бронемашины ZAHA известно, что ее разработка была начата в 2017 г. после подписания контракта с Управлением оборонной промышленности Турецкой Республики.

Согласно данного документа компания FNSS приняла обязательства по разработке, испытанию и изготовлению установочной партии гусеничных плавающих бронемашин в количестве 27 единиц, из которых 23 это бронетранспортеры, 2 командно-штабных машины и 2 ремонтно-эвакуационных машины. Кроме того, в рамках  проекта плавающей бронемашины ZAHA были разработаны транспорт для пехоты, плавающая зенитная установка с пушкой калибра 35 мм и самоходное артиллерийской орудие – платформа для миномета калибром 120 мм.

Подобное количество указывает, что Командованию ВМС Турции необходимо единовременно провести войсковые испытания данной бронемашины в рамках отдельного подразделения морской пехоты, ориентированного на высадку с вышеупомянутого УДК.  В ходе испытаний будут проведены учебные десантные операции на северном и южном побережье (в акватории Черного и Средиземного морей).

Турецкие конструкторы в качестве основы использовали аналогичную машину американского производства под обозначением AAV7A1, которые составляют основу механизированных подразделений Корпуса морской пехоты США, а также приняты на вооружении нескольких стран. Достоверно известно, что турецкие конструкторы переработали конструкцию бронемашины, а именно изменили компоновку внутреннего пространства, а также увеличили высоту корпуса с целью обеспечить большую остойчивость при волнении до 4 баллов.

Китайские специалисты обратили внимание, что согласно первоначального технического задания в бронемашине ZAHA должно быть место для 21 военнослужащего десанта. Однако, турецкие конструкторы вынужденно сократили количество мест до 18 поскольку старались выполнить другие требования национальных ВМС по оснащению бронемашины высокопроизводительным кондиционером, системой РХБ защиты и автоматической системой пожаротушения.

По данным турецких источников, в рамках проведенных тестов при волнении 2 балла бронемашина подтвердила возможность передвижения с безопасной скоростью 7 км/ч. – данный параметр установлен в целях предотвращения заброса волны в обитаемый объем машины и последующего затопления.  При таком волнении силовая установка работает стабильно благодаря корректировкам в системе подачи и фильтрации воздуха.

В рамках тестов в испытательном бассейне установлено, что бронемашина сохраняет положительную плавучесть даже при перевороте к верху гусеницами, но при условии, что люки закрыты и работает система радиационной, химической и биологической защиты экипажа, которая создает избыточное давление воздуха в обитаемом отсеке.

В качестве основного материала для изготовления сварного корпуса используется алюминий серии 5000, который обеспечивает защиту экипажа, десанта и агрегатов от пуль калибра 14,5 мм. Следует отметить, что американская AAV7A1 обеспечивает защиту от пуль калибром 12,7 мм. Уровень баллистической защиты можно повысить за счет дополнительной керамической брони и противоминной защиты.

Представляется возможным указать основные тактико-технические характеристики плавающей бронемашины турецкого производства, а именно: длина 8,3 м, ширина 3,3  м, высота 3,8 м. Снаряженная масса машины составляет 30 тонн.

Турецкие конструкторы создали достаточно габаритное бронированное транспортное средство, которое не должно вступать в прямой огневой контакт с противником, поскольку в условиях современного вооруженного конфликта на поле боя достаточно часто применяются противотанковые средства и безоткатные орудия, которые однозначно выведут ZAHA из строя.

В отношении вооружения рассматриваемой бронемашины известно, что основную модификацию – бронированный транспорт для морского десанта будут оснащать оружейным модулем с дистанционным управлением, в котором одновременно устанавливают автоматический гранатомет калибра 40 мм и пулемет калибра 12,7 мм. Угол возвышения данного спаренного комплекта вооружения находится в пределах от -7 до +45 градусов.

Второй вариант оснащения это установка 20-мм автоматической пушки и пулемета калибра 7,62 мм. Такое сочетание позволит эффективно бороться как с легкой бронетехникой, так и с живой силой вероятного противника.

Для иностранных заказчиков предусмотрено несколько вариантов компоновки за счет изменения калибра гранатомета и пулемета.

По данным китайских источников, в качестве силовой установки турецкие конструкторы используют шести цилиндровый дизельный двигатель С13 объемом 12,5 л. мощностью 600 л.с. (пр-во компании Cummins), который в сочетании с автоматической коробкой переключения передач обеспечивает бронемашине максимальную скорость на суше 70 км/ч, а передвижение с максимальной скоростью 13 км/ч на воде возможно благодаря двум водометным движителям, установленным выше гусениц. Аналитики предприятий ОПК КНР указывают на малую ширину гусеничного трака, что может быть проблемой при движении и маневрировании на высоких скоростях.

Китайские специалисты отмечают, что турецкие конструкторы не стали использовать системы подтягивания гусеничных траков и опорных катков, что в совокупности с фальшбортами позволяет развить большую скорость на воде. Следует отметить, что такие системы периодически отказывают на китайских плавающих бронемашинах «Тип 05» и военнослужащим технических подразделений приходится проводить достаточно трудоемкий ремонт, который требует высокой квалификации и опыта.

Известно, что впервые прототип бронемашины ZAHA был представлен в рамках выставки IDEF-2019 и после данного мероприятия его задействовали в испытаниях. Высокая скорость разработки подобного бронеобъекта стала возможной благодаря использованию компонентов ходовой части и других элементов от легкого танка «Каплан» (в ВС Индонезии принят на вооружение под обозначением «Харимау») и самоходной зенитной установки «Коркут».

По оценкам китайских источников, турецкие специалисты не будут перерабатывать конструкцию и компоновку бронемашины для поставки на экспорт, поскольку для большинства ключевых компонентов уже получены разрешения на экспорт.  Руководители ОПК Турции ориентируют своих подчиненных на разработку ВВТ таким образом, чтобы ее поставка за рубеж не повлекла утечки секретных технологий, которые чувствительны для обороноспособности страны, как в настоящее время, так и на ближайшую перспективу.

В дополнение к вышесказанному представляется возможным отметить, что за последние 5 лет предприятия ОПК Турции совершили качественный прорыв, а именно серьезно сократили продолжительность НИОКР , а также подняли качество выпускаемой продукции, что позволяет им занимать лидирующие позиции в некоторых секторах международного рынка ВВТ.

52.47MB | MySQL:104 | 0,272sec