О состоянии авиационной техники ВВС Афганистана бразильского производства поcле прихода к власти движения «Талибан»

«Талибан» (организация запрещена в РФ) захватил значительное количество военной техники, поставленной в Афганистан из США. Талибы получили контроль над военными базами, складами боеприпасов и аэродромами бывшей афганской армии.
В их руках оказались запасы оружия и боеприпасов, благодаря которым они, если будет принято политическое решение, смогут вести боевые действия без поставок из-за рубежа долгие годы. Талибам достались десятки легких бронемашин и грузовиков, тысячи единиц стрелкового оружия. Но возможно, самым ценным трофеем стала боевая авиация.

Достоверной проверенной информации о том, сколько самолетов и вертолетов досталось талибам, нет. Во-первых, афганские войска при отступлении уничтожили часть авиационной техники. Во-вторых, известно, что некоторое число летательных аппаратов было перегнано в сопредельные страны. В-третьих, несколько летательных аппаратов находились в составе авиационной части специального назначения, данные о которой засекречены, а неструктурированная информация требует дополнительной проверки. Тем не менее, у талибов оказались эффективные для боевых действий в этом регионе штурмовики и вертолеты, среди которых оказалась авиационная техника американского, российского, а также бразильского производства.

В 2011 году было объявлено о постепенном сокращении миссии НАТО в Афганистане. Готовясь к постепенному сокращению военного присутствия, США и их союзники создали новую армию и новые ВВС – Национальный воздушный корпус Исламской Республики Афганистан (ИРА). В его состав вошла техника бывшего «Северного альянса», вертолеты производства США и РФ. С выводом сил НАТО из страны часть вертолетов, ранее эксплуатируемых ВВС США, постепенно переходили в распоряжение афганских военных.

Известно, что ВВС США на конкурсной основе выбрали бразильский легкий турбовинтовой многоцелевой штурмовик A-29 «Супер Тукано» (Embraer EMB 314 Super Tucano) для использования в Афганистане в качестве разведывательного и учебно-боевого самолета, а также для осуществления поддержки войск с воздуха. Данный самолет, например, применялся для сопровождения колонн и техники дружественных сил. А-29, предназначенные для поставки в Афганистан, производились бразильским авиастроительным конгломератом «Эмбраер» (EMBRAER) совместно с американской корпорацией «Сьерра Невада» (Sierra Nevada Corporation). Контракт, стоимостью 355 млн долл. США, предусматривал поставку 20 самолётов для ВВС Афганистана в 2016-2018 гг. Еще 10 самолетов использовалось для обучения летного состава на территории США (предположительно, один самолет был потерян). По данным офиса американского Специального генерального инспектора по восстановлению Афганистана (SIGAR) на 1 января 2021 года, именно «Супер Туканы» составили основу ударной мощи афганских ВВС.

«Супер Тукано» был разработан в компании «Эмбраер» в начале 2000-х годов. Службы безопасности Бразилии применяют эти самолеты для нанесения ударов с воздуха по лагерям наркокартелей, расположенных в труднодоступных районах страны. Командование ВВС Бразилии справедливо сочло, что для борьбы с противником, не имеющим современных систем ПВО, не обязательно применять дорогостоящую тяжелую реактивную авиацию. Эта идея впоследствии полностью себя оправдала, а «Супер Тукано» показали себя боеспособными и живучими машинами.

Самолёт способен развивать скорость до 590 км/ч, поднимаясь на высоту до 10 тысяч метров. В стандартной комплектации оснащен двумя пулеметами калибра 12,7 мм и одной автоматической пушкой калибра 20 мм. Кроме того, самолет может нести до 1500 кг боевой нагрузки: управляемые и неуправляемые бомбы и ракеты.

После начала масштабного наступления «Талибана», совершающие по 5-10 вылетов сутки «Супер Туканы» смогли нанести боевикам наибольшие потери. Однако недостаточное количество этих самолетов и нехватка подготовленных для управления ими летчиков не позволили изменить баланс сил. Более того, опасаясь угрозы с воздуха, талибы объявили охоту за лётчиками правительственной армии. В летний период 2021 г. в своих домах было застрелено несколько офицеров ВВС ИРА и члены их семей.

В настоящее время «Талибан» предлагает летчикам и авиатехникам, влившимся в ряды группировки, большие деньги. По некоторым сведениям, суммы, которые предлагают талибы, превосходят те, которые ранее платило правительство в Кабуле. Известно, что ряд летчиков из числа личного состава авиабазы Кундуз уже присоединились к «Талибану», и существует возможность того, что в ближайшем будущем у талибов в ограниченном масштабе появятся собственные ВВС.

Основное достоинство «Супер Туканов» — невысокая стоимость летного часа и небольшая цена производства и эксплуатации. Однако это летательные аппараты не могут полноценно вести воздушный бой против летательных аппаратов противника более высокого класса и защищать себя. Потенциально «Супер Туканы» могли бы пригодиться талибам для проведения операций на территории Афганистана. Если они смогут поднять А-29 в воздух, то они будут использовать их в борьбе за укрепление власти. Однако, даже если талибы смогут получить исправные летательные аппараты бразильского производства, перед ними неизбежно возникнет проблема их технического обслуживания: в ВВС Афганистана только два типа воздушных судов могли проходить полный цикл технического обслуживания без участия американских специалистов – вертолеты Ми-17 и С-208 Cessna Caravan.

С другой стороны, США постараются следить за рынком запчастей для вертолетов и по возможности препятствовать их поставкам в Афганистан. К тому же известно, что часть «Супер Тукано» были перегнаны афганскими лётчиками на территорию сопредельных государств, например, в Узбекистан. Один из самолетов А-29 был сбит по ошибке системой ПВО Узбекистана. Очевидно, что если власти стран, на территорию которых перелетели афганские самолеты, смогут найти юридическое обоснование, они попытаются оставить авиационную технику себе.

Появление в составе ВВС ИРА самолетов «Супер Тукано» повлияло на вытеснение техники советского и российского производства, которая ранее пользовалась большой популярностью в Афганистане из-за своей надежности и неприхотливости. С учетом текущей обстановки, сопредельные государства могут быть заинтересованы и в организации официального экспорта самолетов «Супер Тукано» из Афганистана. К числу таких стран можно отнести Туркмению, получившую самолеты данной модели в 2020 г. Часть афганских «Супер Тукано» может быть распродана талибами по частям в страны Центральной Азии и Ближнего Востока, что обеспечит движение «Талибан» денежными средствами для оплаты поставок медикаментов, продовольствия, необходимых товаров из сопредельных стран со стабильной политической обстановкой. Однако нельзя и полностью исключить обратный вариант, при котором талибы попытаются приобрести или даже захватить самолеты в сопредельных государствах для дальнейшей эксплуатации.

52.57MB | MySQL:102 | 0,486sec