Об изменениях в военно-политической обстановке на Ближнем Востоке и в Северной Африке (22-28 декабря 2008 года)

Наиболее важные события в регионе на минувшей неделе происходили в зонах палестино-израильского и индийско-пакистанского конфликтов. Отказ движения ХАМАС от продления перемирия с Израилем, усилившиеся ракетные обстрелы израильской территории привели к тому, что 27 декабря Армия обороны Израиля (АОИ) начала военную операцию «Литой свинец» против сил экстремистов в секторе Газа. Пакистан перебрасывают крупные силы войск в районы, прилегающие к границе с Индией.

Военная операция Израиля резко обострила обстановку в зоне палестино-израильского конфликта. По заявлениям политического руководства Израиля и командования АОИ основными целями операции «Литой свинец» являются нанесение максимально возможного урона военной инфраструктуре экстремистов с тем, чтобы прекратить ракетные обстрелы территории страны из палестинского анклава, снять террористическую угрозу, исходящую из сектора Газа и прекратить доставку туда оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ. ВВС АОИ 27 и 28 декабря наносили ракетно-бомбовые удары по объектам, связанным с военной и политической деятельностью экстремистов: политическим офисам, командным пунктам и штабам, полицейским участкам, казармам, учебно-тренировочным центрам, мастерским по изготовлению ракет, складам оружия и боеприпасов, туннели, телестанция. Всего было атаковано и частично уничтожено более 180 целей. Вместе с тем, ударам подверглись объекты, не имеющие отношения к деятельности экстремистов. По состоянию на вечер 28 декабря число погибших в секторе Газа превысило 280 человек, а раненых – 800 человек. По утверждению командования АОИ, большинство из них – боевики. Госпитали в Газе не справляются с потоком раненых. Сообщается о подготовке Израилем наземной операции на территории анклава, для чего к его границе подтягиваются дополнительные войска. В армию призывают до 6,5 тыс. резервистов. По заявлению министра обороны Э. Барака, военные действия в секторе Газа продлятся «столько, насколько это необходимо», а глава израильского правительства Э. Ольмерт сообщил, что армии предоставят необходимое время для успешного завершения военной операции. Ольмерт также подчеркнул, что Израиль примет необходимые меры для предотвращения гуманитарного кризиса и минимизации ущерба гражданского населения в Газе. Лидер ХАМАСа Х. Машааль призвал палестинцев к третьей «интифаде» против Израиля. Боевики вели интенсивный ракетный обстрел израильской территории, выпустив 27-28 декабря до 100 ракет. Впервые обстрелу был подвергнут город Ашдод. Имеются человеческие жертвы и разрушения. Власти Израиля ввели сроком до 31 марта 2009 г. режим особого положения в 20-километровой полосе, прилегающей к сектору Газа. В чрезвычайном режиме работают все экстренные службы. Населению предписано находится в укрытиях и убежищах.

События в зоне палестино-израильского конфликта вызвали активную реакцию и озабоченность в мире. Совет Безопасности ООН 28 декабря по предложению России принял заявление, призывающее Израиль и палестинцев прекратить военные действия и обеспечить доступ гуманитарной помощи в сектора Газа. 28 декабря гуманитарные грузы в анклав прибыли из Израиля и Египта. За прекращение огня выступили Евросоюз. Россия призвала Израиль прекратить налеты на Газу. Франция считает необходимым прекратить ракетные обстрелы Израиля и бомбардировки Газы. «Серьезную озабоченность» происходящим выразила Великобритания. Арабские государства, Пакистан, Турция и Китай осудили действия Израиля. На 31 декабря в Каире назначена встреча глав МИД стран-членов ЛАГ для обсуждения ситуации вокруг Гзаы. Рассматривается вопрос и о созыве специального арабского саммита. Король Саудовской Аравии Абдалла в разговоре с президентом США Дж. Бушем настаивал на принятии Вашингтоном мер по немедленному прекращению израильских бомбардировок. Египет, осудив действия Израиля, в то же время считает, что в произошедшем есть и вина ХАМАСа. АРЕ открыла КПП в Рафахе для перевозки раненых палестинцев, чему препятствует ХАМАС. Сотни жителей Газы прорвалась 28 декабря в Египет. Король Иордании Абдалла II полагает, что насилие в секторе Газа «не приведет ни к чему, кроме углубления кризиса, и не обеспечит безопасность Израиля». Сообщается, что Сирии вышла из непрямых переговоров о мире с Израилем. Глава палестинской администрации и лидер движения ФАТХ М. Аббас, осудив израильские удары в Газе, считает, что руководство ХАМАСа не сделало все необходимое для предотвращения нового кровопролития. Представители ФАТХа сообщили о готовности движения взять власть в секторе Газа в свои руки, если израильская операция приведет к падению режима ХАМАСа в анклаве. В поддержку ХАМАСа выступил Иран. США призвали к «немедленному прекращению огня», осудили ХАМАС за «возобновление насилия» и высказались за недопущение гуманитарного кризиса в Газе. Глава израильского МИДа Ц. Ливни заявила, что ее страна рассчитывает на понимание и поддержку мирового сообщества военной операции в секторе Газа.

Сложная ситуация сохраняется в пакистано-индийских отношениях. И хотя руководители двух соседних государств заявляют о своем желании избежать вооруженного конфликта, однако на деле принимают меры, способствующие повышению военной напряженности. Так, Индия перебросила в приграничные с Пакистаном районы части сил быстрого реагирования. Войска, дислоцированные в западных районах страны, приведены в состояние повышенной боевой готовности. Усилено патрулирование на границе и охрана АЭС, находящихся на западе Индии. Индийские власти официально рекомендовали своим гражданам не посещать Пакистан.

Пакистан же производит более крупные, чем Индия, переброски войск в пограничные районы. Сюда из северо-западных районов страны вблизи границы с Афганистаном передислоцируются воинские соединения общей численностью свыше 20 тыс. человек. Одновременно отмечается снижение интенсивности боевых операций против боевиков экстремистских группировок, поддерживающих афганских талибов. Повышена боеготовность пакистанских ВВС. Исламабад обвиняет Дели в нарушениях индийскими военными самолетами пакистанского воздушного пространства. Между тем, обстановка на северо-западе Пакистана остается нестабильной. 28 декабря в Пешаваре был совершен крупный теракт.

Обострение пакистано-индийских отношений, угроза возникновения военного конфликта между двумя ядерными государствами вызывает серьезную озабоченность в мире. Китай призвал Исламабад и Дели решать имеющиеся между ними проблемы путем диалога. США обеспокоены переброской крупных сил пакистанской армии к границе с Индией и выступают за деэскалацию напряженности в отношениях между двумя странами. Сообщается о готовности Саудовской Аравии оказать посреднические услуги в урегулировании пакистано-индийского конфликта.

Очень сложная обстановка сохраняется в Афганистане. Председатель Комитета начальников штабов ВС США адмирал М. Муллен заявил, что уходящий год стал наиболее трудным для американских войск в этой стране, а талибы стали действовать «более успешно и целенаправленно», сумев «усилить обстановку насилия и беспорядков», хотя и «не могут победить в открытом бою». В этой связи адмирал подчеркнул важность направления в Афганистан дополнительных сил ВС США.

По мнению же афганского правительства, новые части американских войск, которые в первой половине 2009 г. прибудут в страну, должны быть направлены главным образом в районы с наименьшим уровнем безопасности, расположенные вблизи границы с Пакистаном, особенно в провинцию Гильменд. Одновременно от США требуется ускорить «обучение и модернизацию» афганской армии.

Лидер оппозиционного радикального исламистского движения «Талибан» М. Омар опроверг сообщения о якобы имевших место переговорах представителей талибов с кабульскими властями. Эти сообщения Омар назвал «домыслами врагов».

Командование ВС США в Афганистане и афганские власти решили использовать в стране американский опыт в Ираке. Для этого предполагается создавать и вооружать местные ополченческие формирования, которые помогали бы войскам международной коалиции и правительственным силам в борьбе с боевиками талибов. Для реализации намеченных планов будут привлекать местных лидеров, старейшин племен и духовенство. Первые отряды ополченцев должны приступить к действиям уже в начале следующего года в провинции Вардак, юго-западнее Кабула, где в последнее время значительно активизировались боевики, и проходит стратегически важная магистраль Кабул – Кандагар, по которой осуществляется снабжение коалиционных сил. Вместе с тем, многие эксперты опасаются, что ополченческие отряды, состоящие преимущественно из пуштунов, будут терроризировать непуштунское население, а затем выйдут из-под контроля и обратят оружие против правительства и иностранных войск, что будет лишь способствовать разжиганию в стране масштабной гражданской войны.

Парламент Ирака 23 декабря предоставил правительству право положительно решить вопрос о продлении сроков пребывания на территории страны иностранных войск (кроме США) после окончания действия мандата Совета Безопасности ООН. Речь идет о контингентах армий Великобритании (4,1 тыс. чел.), Австралии (300 чел.), Румынии (600 чел.), Сальвадора (200 чел.) и Эстонии (38 чел.), которые получат разрешение остаться в Ираке до середины 2009 г. В это же день Совбез ООН утвердил решение о прекращении с 31 декабря 2008 г. действия мандата на пребывание войск международной коалиции в Ираке.

24 декабря премьер-министр Ирака Н. аль-Малики посетил Турцию, где провел переговоры с руководством этой страны. Их главными темами стали противодействие боевикам сепаратистской Курдской рабочей партии (КРП) и развитие двустороннего экономического сотрудничества. Отметим, что багдадские власти не имеют реальных возможностей противодействовать КРП, чьи боевики и руководящие структуры находятся на территории курдской автономии, власти которой официально выступая против военной и террористической деятельности КРП, на деле не принимают эффективных мер по ее пресечению.

В целом же обстановка в Ираке все еще далека от реальной стабильности. На минувшей неделе крупные теракты вновь были совершены в Багдаде.

В Сомали М. М. Гулед, недавно назначенный президентом республики на пост главы правительства, подал 24 декабря прошение об отставке, заявив, что не желает служить причиной раздора между главой государства и парламентом. В то же время представитель президента назвал «безосновательными слухами» сообщения в СМИ о том, что глава государства А. Ю. Ахмед собирается уйти в отставку. Все это происходит на фоне сохраняющейся высокой активности вооруженных отрядов исламистской оппозиции и фактического развала правительственных силовых структур.

Россия считает, что в настоящее время неоправданно проводить в Сомали миротворческую операцию ООН, т. к. для этого можно просто не набрать необходимых контингентов.

Министр обороны Ливана И. Мурр заявил, что национальная армия «неспособна» интегрировать в свои ряды боевиков «Хизбаллы» и их оружие.

По мнению главы ливанского правительства Ф. ас-Синьоры, в Бейруте в настоящее время не заинтересованы в прямых или косвенных переговорах с Израилем и это вопрос еще «слишком рано» обсуждать. Ас-Синьора считает, что Ливан будет последней страной, которая присоединится к мирному процессу и лишь «особые обстоятельства» могут стать причиной для изменения сложившейся ситуации. А пока в Бейруте ожидают результатов диалога между Сирией и Израилем.

Миротворцы ООН и ливанская армия усилили патрулирование вблизи границы с Израилем после того, как 25 декабря здесь были обнаружены 8 ракет, приготовленных к запуску в израильскую сторону. Президент Ливана М. Сулейман заявил, что его страна не должна превратиться в «стартовую площадку» для обстрелов Израиля.

Приложение

Военная операция Израиля в Газе и ее возможные последствия

Усилившаяся после прекращения 19 декабря перемирия военная активность палестинских экстремистских группировок в секторе Газа побудила руководство Израиля к принятию более эффективных мер по обеспечению жизни и безопасности своих граждан. К более решительным шагам в этом направлении подталкивают израильских политиков и предстоящие 10 февраля 2009 г. внеочередные выборы в Кнессет. В итоге 27 декабря Армия обороны Израиля начала военную операцию против экстремистских группировок в секторе Газа. Действия АОИ ограничиваются пока ракетно-бомбовыми ударами по объектам противника. Вместе с тем, в руководстве Израиля заявляют и о возможном проведении полномасштабной военной акции на территории сектора. Кратко рассмотрим возможные последствия такой операции.

С военной точки зрения масштабная военная операция в секторе Газа может считаться успешной при условии, что значительная часть боевиков (свыше 50 проц), в первую очередь руководящий состав, а также их инфраструктура (система управления, учебно-материальная база, мастерские по изготовлению ракет и другого вооружения, укрепления, инженерные заграждения, минные поля, укрытия, склады и др.) будут уничтожены.

Палестинские экстремистские группировки, прежде всего, ХАМАС уделяли большое внимание укреплению своих военных сил. Была организована регулярная боевая подготовка вооруженных формирований, ускоренными темпами обучались противотанковые подразделения, создавались подразделения ПВО, готовились кадры террористов-смертников. Имеющаяся на территории анклава система туннелей позволяет доставлять оружие и другие грузы, обеспечивать проникновение террористов на территорию Израиля и наносить удары по израильским войскам с тыла. Отрыты ложные туннели-приманки и туннели-укрытия для боевиков и населения. В секторе Газа имеются многочисленные замаскированные боевые позиции и пункты управления, созданы запасы оружия, боеприпасов, продовольствия и др. В ходе авиационных ударов 27 и 28 декабря многие, но далеко не все из этих объектов были уничтожены или повреждены.

ХАМАС и другие палестинские группировки в секторе Газа располагают многочисленными (оценочно, свыше 10 тыс. чел., а при мобилизации до 20-25 тыс. чел.) формированиями, оснащенными различными видами оружия. Вместе с тем, несмотря на прилагавшиеся усилия, число действительно хорошо подготовленных боевиков составляет всего несколько сотен человек, тогда как основная масса личного состава вооруженных отрядов обучена слабо, имеются проблемы с дисциплиной. Не отлажена полностью система боевого управления. Многие образцы оружия являются устаревшими и не в состоянии эффективно противодействовать современной израильской боевой технике. Не достигли в ХАМАС и того высокого уровня морально-психологического состояния боевиков, который продемонстрировала «Хизбалла» в дни войны 2006 г.

Можно рассмотреть два варианта возможных действий палестинских вооруженных формирований в случае масштабного израильского вторжения в сектор Газа.

1. Оказание боевиками жесткого, упорного сопротивления частям АОИ с целью нанесения максимальных потерь, особенно людских. В этом случае ХАМАС намерен вести боевые действия по образцу последней войны в Ливане, широко используя различные ассиметричные формы борьбы, тактику, основанную на действиях мелких подразделений, нанесении скоротечных ударов и быстром отходе, рассеивании боевиков среди местного населения. Боевики попытаются втянуть противника в густонаселенные городские районы, где в условиях ближнего боя затруднено использование авиации, большого числа танков и мощных огневых средств. Также предполагается активно применять «тактику изнурения израильского внутреннего фронта», т. е. наносить массированные ракетные удары по городам, организовать на территории Израиля акции террористов-смертников, интенсивно вести информационную войну. Конечная цель всех этих действий – всемерное затягивание израильской военной операции, создание, по возможности, неприемлемых для израильского общества и правительства условий для ее продолжения.

2. Вместе с тем, руководство исламистов отдает себе отчет в том, что при подавляющем военном превосходстве Израиля оборона сектора Газа представляет собой исключительно трудную задачу. Боевики понесут значительные потери, будет разрушена созданная военная организация, восстановление которой потребует очень больших усилий, средств и времени. Учитывая эти факторы, лидеры ХАМАСа в случае израильского вторжения могут прибегнуть лишь к имитации сопротивления небольшими подразделениями, а основные силы «законсервировать», «растворить» среди жителей анклава в интересах сохранения боевых кадров, которые могут понадобиться в будущем, причем не только для противостояния Израилю, но и для борьбы за власть на палестинской политической арене.

Для успешного проведения масштабной военной операции в секторе Газа в сжатые сроки командованию АОИ потребуется создать крупную группировку сухопутных войск (оценочно, до 20 тыс. чел.), включая бронетанковые части и спецназ, уделив особое внимание насыщению войск специальной техникой для ведения боевых действий в городских условиях. Важную роль в ходе вторжения будет играть авиация, в первую очередь, боевые вертолеты. ВМС блокируют побережье сектора Газа, а при необходимости обеспечат высадку тактических морских десантов. Особе внимание отведено разведке, заблаговременному выявлению намерений противника, вскрытию системы его обороны, раскрытию сети «консервации» боевиков, местонахождения запасов оружия и др. Большое значение будет иметь тактическая внезапность в действиях АОИ, использование новых, не известных противнику приемов вооруженной борьбы.

Одной из наиболее серьезных проблем, с которой придется столкнуться АОИ при проведении операции в секторе Газа — это неизбежные в таких случаях потери среди гражданского населения. Причем число жертв может существенно увеличиться в случае, если боевые действия затянутся, будут происходить в густонаселенных городских кварталах. Решение задачи снижения потерь осложнится и тем, что боевики наверняка попытаются использовать в своих целях женщин и детей – в качестве шахидов, «живого щита» и др.

По мнению экспертов, вооруженные силы Израиля сегодня значительно лучше подготовлены и оснащены для действий против полувоенных формирований, чем в 2006 г. Поэтому основные сложности для Израиля будут заключаться не в проведении военной операции, исход которой изначально предопределен, а в действиях после реоккупации сектора Газа. Так, израильтянам необходимо будет наладить нормальную жизнь в анклаве: обеспечивать население (ок. 1,5 млн чел.) продовольствием, топливом, возобновить работу административных структур, в т. ч. полиции, коммунальных служб и т. п. И все это в условиях враждебного настроя у местного населения.

Но главной проблемой является будущее сектора Газа. Его оккупация израильскими войсками будет означать ликвидацию правления ХАМАСа. Но что необходимо сделать для того, чтобы сектор Газа перестал быть опорной базой экстремистов, чтобы оттуда не исходила угроза безопасности Израиля? Как долго следует находиться там израильским войскам? В чьи руки следует передать власть в анклаве? На все эти вопросы нет однозначного ответа.

Длительная оккупация сектора Газа обезопасит южные районы Израиля от ракетных атак экстремистов, но потребует значительных средств и напряжения для АОИ. К тому же, как показывает недавнее прошлое, ХАМАС умеет адаптироваться и успешно действовать даже в очень сложной ситуации. Исламисты могут организовать активное сопротивление оккупации, развязать партизанскую войну с целью изнурения противника, нанесения ему чувствительных потерь, вынуждая тем самым израильтян к скорейшему уходу из анклава. Кроме того, длительная оккупация Газы негативно отразится на внешнеполитическом положении Израиля, прервется палестино-израильский и сирийско-израильский переговорный процесс, усилится международное давление на Израиль. Быстрый же уход АОИ из анклава приведет к восстановлению военных структур экстремистов (здесь многое будет зависеть от степени нанесенного им урона). Передача власти в Газе в руки официальной палестинской администрации контрпродуктивна. Ведь подобный шаг (получение власти из рук врага) дискредитирует ее в глазах палестинцев. Замена израильских войск в анклаве на миротворцев Евросоюза или межарабские силы также не представляется реальным выходом: Израиль на это не согласится, да и сами европейцы и арабы не испытывают особого желания участвовать в этом деле.

Таким образом, масштабная военная операция против палестинских экстремистских группировок в секторе Газа может иметь для Израиля лишь краткосрочный эффект, но в перспективе не приведет к решению проблем обеспечения безопасности страны, особенно ее южных районов.

31.35MB | MySQL:67 | 0,821sec