Россия укрепляет позиции в атомной энергетике Турции

Россия сделала еще один важный и уверенный шаг по закреплению своих позиций в атомной энергетике Турции. В Анкаре официально объявлено, что Агентство по атомной энергии Турции /Turkiye Atom Enerjisi Kurumu–ТАЕК/ признало тендерное предложение России на строительство первой в Турции АЭС удовлетворяющим «технологическим критериям». Это значит, что турецкие эксперты вскрыли и изучили второй конверт тендерных предложений российской стороны, которая была представлена консорциумом в составе российских компаний и «Интер РАО ЕЭС», а также турецкой компании «Парк Текник». Российско-турецкий консорциум оказался единственным участником данного тендера, представившим необходимые документы в определенный турецким правительством срок.

Следует отметить, что эксперты Института Ближнего Востока, оценивая перспективы российско-турецкого сотрудничества в сфере атомной энергетики, еще в январе 2008 года на этапе подготовки к турецкому атомному тендеру указывали на необходимость объединения усилий на этом направлении всех представителей российской энергетики в Турции, в первую очередь «Атомстройэкспорта», РАО ЕЭС и Газпрома. Думается, что именно их грамотное взаимодействие и сыграло решающую роль в успехе на очередном этапе турецкого атомного тендера.

По признанию турецких специалистов, основным требованием к проектируемой АЭС в Турции было соответствие современным технологиям и инновационным решениям, а также нормам МАГАТЭ. Российские предложения по всем параметрам признаны соответствующими этим требованиям. Это является справедливой и заслуженной оценкой российских атомных технологий. Действия российских компаний на зарубежных рынках атомной энергетики выглядят сегодня достаточно уверенными, а их технологии и условия гораздо предпочтительней, чем предложения конкурентов. В связи с этим, турецкие эксперты особо отмечают реализацию проекта в Индии и успешное завершение еще одного проекта в Китае. Оценка российских предложений, полагают турецкие специалисты, объективна и открывает хорошие перспективы к взаимовыгодному сотрудничеству в чрезвычайно важной для России, Турции и всего региона сфере.

Чтобы продемонстрировать значимость этого атомного проекта, отметим только, что специалисты справедливо сравнивают его с реализацией другого уникального российско-турецкого проекта «Голубой поток», который сегодня стабильно снабжает турецкую экономику газом и ни разу не подводил турецких потребителей в плане объемов и сроков поставок голубого топлива. Что касается важности проекта для турецкой экономики и внутренней стабильности в стране в целом, то следует обратить внимание на следующий факт. Сегодня 47% электроэнергии в Турции производится за счет природного газа, и очень важно сбалансировать этот показатель с помощью атомной энергетики, уменьшив таким образом зависимость национальной экономики от газовых поставок из-за рубежа.

Справедливости ради, следует отметить, что положительная оценка изложенных во втором конверте российских предложений еще не означает окончательной победы России в турецком атомном тендере. Существует еще третий конверт, где изложены вопросы цены, порядка и сроков оплаты будущих работ по сооружению АЭС. После обсуждения его содержания все условия будут еще раз проанализированы в министерстве энергетики и природных ресурсов, и лишь после этого согласованные во всех ведомствах предложения будут вынесены на заседание кабинета министров Турции, которое и примет окончательное решение.

Следует отметить еще немаловажный фактор, а именно позицию США, которые выступают категорически против выхода России на рынок турецкой атомной энергетики. Вашингтон активно культивирует в общественных, политических и экспертных кругах Турции опасения, что к зависимости от российского природного газа может добавиться еще и зависимость от российского атома. Известно, что сегодня Россия, удовлетворяя на 65 % потребности Турции в газе, является самым крупным экспортером «голубого топлива» в эту страну. Более 12 млрд. куб. метров российского газа Турция получает по Трансбалканскому газопроводу и около 7 млрд. куб. метров – по «Голубому потоку».

Однако реальное развитие событий в энергетической сфере российско-турецких отношений на нынешнем этапе существенно затрудняет реализацию планов США по «выдавливанию» России с рынка атомной энергетики Турции. Именно энергетика стала сегодня одним из основных направлений российско-турецкого многопланового партнерства. Особое место на этом направлении занимает сотрудничество в газовой сфере. Оно имеет прочную договорно-правовую основу, состоящую из межгосударственных документов и долгосрочных контрактов. В частности, в 2004 году в рамках визита в Турцию Владимира Путина стороны подписали в Анкаре Меморандум о развитии сотрудничества в газовой сфере между «Газпромом» и турецкой корпорацией «Боташ».

Необходимо отметить также, что Анкара неоднократно и на самом высоком уровне отмечала чрезвычайно важную для турецкой экономики стабильность поставок российского газа. Турецкие эксперты отмечают, что даже в сложные периоды несанкционированного отбора газа Украиной Турция исправно получала российский газ в объемах, предусмотренных в двусторонних контрактах. Более того, неоднократные, в т.ч. и в уходящем году, существенные сокращения подачи газа в Турцию из Ирана оперативно компенсировались увеличением сверх контрактных обязательств объемов поставляемого российского газа, что позволяло избегать проблем в энергоснабжении населения Турции и ее экономики. При этом, все вопросы цены на газ и объемов его поставок решались оперативно и на взаимовыгодной основе. А ведь в свое время, и в Турции хорошо знают об этом, американцы приложили максимум усилий с целью не допустить реализации «Голубого потока».

Все это позволяет прогнозировать, что Москва и Анкара, имея опыт решения проблемы противостояния Вашингтона проекту «Голубой поток», сумеют с учетом своих национальных интересов и растущей значимости российско-турецкого регионального сотрудничества грамотно преодолеть аналогичный американский барьер и в сфере атомной энергетики. Один из турецких экспертов Хасан Салим Озертем отметил: «Можно ожидать, что новую АЭС мощностью 4800 Мвт в провинции Мерсин построит Россия».

Тем не менее, опыт турецко-американских взаимоотношений говорит о том, что нельзя исключать активизации попыток США, направленных против выхода РФ на рынок турецкой атомной энергетики даже на стадии обсуждения содержимого т.н. третьего конверта. Он, по предварительным данным, будет вскрыт во второй половине января 2009 года, что станет началом переговоров по финансовым вопросам проекта.

Ведь осуществление проекта строительства в Турции АЭС имеет большое значение не только для национальной экономики страны, но и, учитывая острую ситуацию вокруг иранского ядерного досье, окажет существенное влияние на расстановку сил на региональном энергетическом рынке. Это очень хорошо понимают США, которые уделяют этому вопросу повышенное внимание. Об этом свидетельствует поддержка президентом США Джорджем Бушем проекта соглашения с Турцией по сотрудничеству в области атомной энергетики. Он направил текст этого документа на рассмотрение в конгресс, назвав его «законодательной основой для ядерного экспорта из США в атомную энергетику Турции». «Я одобряю данное соглашение и принял решение, что его реализация будет способствовать общей обороне и безопасности», — говорится в распоряжении главы американской администрации на имя госсекретаря США Кондолизы Райс и министра энергетики Сэмюела Бодмана.

Полноправное членство Турции в подконтрольной Вашингтону международной организации Глобальное ядерное энергетическое партнерство /GNEP/ станет первым конкретным шагом на пути углубленного сотрудничества между двумя странами в этой области. GNEP была создана по инициативе американской администрации 6 февраля 2006 года. Ее членами являются 19 стран. Турция имеет статус наблюдателя. Впервые предложение Турции о полноправном членстве было направлено в сентябре 2007 года. В ходе визита президента А.Гюля в Вашингтон в январе с.г. это предложение было принято. Наблюдатели отмечают, что Анкара представила Вашингтону программу развития национальной атомной промышленности во время данного визита и, судя по всему, получила одобрение Вашингтона.

Проект развития турецкой национальной ядерной энергетики, одобренный американской стороной, предусматривает, что Тегеран сможет покупать уран у Турции. Эксперты полагают, что таким образом США хотят использовать в будущем Турцию в качестве ядерного энергетического центра для противодействия инициативам России, направленным на создание в рамках МАГАТЭ в г. Ангарске Центра по обогащению урана. Официально США пока не заявили о том, что в Турции планируется создать центр по обогащению урана, однако, в турецких СМИ сообщается об этом как о свершившемся факте. Таким образом, США, контролируя турецкий ядерный рычаг, попытается использовать его не только в качестве инструмента давления на Иран, который сам стремится обогащать уран, но и для реализации своих политических, экономических и военных планов на Ближнем и Среднем Востоке.

Все это подтверждает вывод о том, что вскрытие второго конверта и признание тендерного предложения России на строительство первой в Турции АЭС удовлетворяющим «технологическим критериям» еще не является победой Москвы в борьбе за рынок турецкой атомной энергетики. В турецких дипломатических кругах отмечают, что политическая конъюнктура все еще может сыграть решающую роль при принятии окончательного решения о победителе атомного тендера.

Складывающаяся обстановка требует особого внимания и оперативного реагирования на ее возможные изменения. Значимым для российской стороны является четкое понимание причин во многом неожиданного отказа от данного тендера известных зарубежных компаний, в частности, американских фирм «General Electric» и «Westinghouse», канадского холдинга «AECL», а также корейской компании «Kepco». Интерес представляет и ответ на сложный вопрос, а именно, не связан ли этот отказ с подготовкой изменений в существующий турецкий закон об атомной энергетике, содержание которых окончательно пока не сформулировано. А ведь эти изменения могут как облегчить работу иностранных компаний на рынке атомной энергетики Турции, так и затруднить ее, а также внести отдельные важные нюансы в правила проведения самого тендера.

Важным этапом в этом процессе, в т.ч. с точки зрения политического и экономического лоббирования, может стать предстоящий в начале 2009 года визит в Москву президента Турции А.Гюля. Как известно, его запланированный на декабрь 2008 года визит в Москву был перенесен в связи с болезнью главы Турецкой Республики. Один из основных вопросов повестки дня российско-турецкого саммита – расширение сотрудничества двух стран в сфере энергетики, в рамках которого будет проанализирована и ситуация вокруг атомного тендера.

62.87MB | MySQL:102 | 0,648sec