О реакции в Турции на захват движением «Талибан» власти в Афганистане

Появившаяся на днях в прессе фотография военного атташе Турции в Афганистане в местном наряде, с Кораном на столе и фотографией основателя светской Турецкой Республики Мустафы Кемаля Ататюрка на стене. Это фото не только дает некоторое представление о нынешней позиции Турции, которая хочет стать одним из ключевых игроков в Афганистане после захвата власти движением «Талибан», но и указывает  на нынешние настроения значительной части турецких военных. Синан Уяр, турецкий военный атташе с 2020 года, который также занимал эту должность с 2016 по 2018 год, входит в число турецких дипломатических сотрудников, которые вернулись в посольство в Кабуле 27 августа после того, как турецкие войска, входившие в состав контингента НАТО, покинули страну, прекратив свое 20-летнее присутствие. Турецкие офицеры традиционно с осторожностью относились к фотографированию с религиозными атрибутами. Такие фотографии по большому счету означали конец их карьеры в армии, которая в прошлом была представлена как главный защитник светского принципа устройства Турции. Однако после того, как  Р.Т.Эрдоган усилил свою власть над военными, благодаря чистке пронатовских и прозападных офицеров после попытки государственного переворота в 2016 году, значительное число офицеров как низкого, так и высокого ранга стали чаще публично использовать религиозные и политические символы. Например, во время турецкого военного наступления в Сирии турецкие солдаты на поле боя без колебаний делали  рукой знак «серого волка», который отождествляется с союзником правительства Партией националистического движения (ПНД), и скандировали религиозные лозунги. Но в настоящее время такие позирования военных не всегда проходят без соответствующей реакции высшего командования. Например, адмирал Мехмет Сары, который недавно появился на фотографиях в социальных сетях в тюрбане и военной форме и тем самым вызвал критику, в августе был вынужден уйти в отставку на заседании Высшего военного совета. Военные турецкие  источники, на условиях анонимности заявили, что для военного атташе крайне необычен такой традиционный наряд.  Они также отрицали, что это могло быть вызвано исключительно вопросами безопасности, потому что прогулка в форме с турецким флагом в Афганистане на самом деле обеспечивает максимальную безопасность, учитывая тот факт, что турки сейчас находятся в тесном контакте с талибами, а турецкие специалисты налаживают местное авиасообщение. Турецкий флаг, кстати, в свое время охотно использовали во время прогулок и  офицеры из западных стран в качестве меры предосторожности. Также интересно, что всего несколько месяцев назад во время своего пребывания в Афганистане Уяр часто позировал в футболке с Ахмад Шахом Масудом: таким образом, по одежде военного атташе  Турции можно было   делать вывод о предпочтениях Анкары к той или иной внутриафганской политической силы в тои или иной момент времени. Таким образом, можно предположить, что речь идет не какой-то излишней религиозности военных, а о четком реагировании на политические предпочтения командования и политического руководства. Сейчас – это талибы.  Это четко дал понять президент Р.Т.Эрдоган, который заявил следующее: «Турция ничего не имеет против идеологии талибов, и поскольку мы не вступаем в конфликт с убеждениями талибов, я считаю, что мы можем лучше обсудить и договориться с ними по вопросам».  Помимо технической поддержки работы аэропорта в Кабуле, турки возможно будут обеспечивать его безопасность. Согласно слухам, циркулирующим в Анкаре, турецкие военные точно не вернутся в Кабул, но САДАТ, частный военный подрядчик и военизированное подразделение, возможно сменит их. САДАТ ранее принимал участие в военных операциях в Ливии и Сирии, включая переброску иностранных наемников в эти страны.

 

В то время как многие в Турции склонны рассматривать захват талибами власти в Афганистане как поражение США и обеспокоены притоком беженцев ряд местных  священнослужителей, которые имеют влияние на низовые слои правящей партии, не стесняются публично выражать свою поддержку «Талибану». Нуреддин Йылдыз, радикальный священнослужитель, близкий к президенту Эрдогану, который открыто выступает за вооруженный джихад, опубликовал видео на своей странице в Facebook, у которого около 700 000 подписчиков, в день, когда талибы захватили Афганистан, и объяснил, что долг всех мусульман — соблюдать законы шариата. Несмотря на то, что в видео нет упоминания об Афганистане или «Талибане», комментарии под видео показали, что его целью была поддержка талибов. По словам Йылдыза, мусульмане ждали закона шариата почти столетие. Объясняя, что пытаться угодить неверным было бессмысленно, Йылдыз также заявил, что Израиль является религиозным государством, поэтому нет необходимости стыдиться того, что мусульмане стремятся к религиозному правлению. Напомним, что Йылдыз – это человек, радикализировавший молодого полицейского, связанного с «Джебхат ан-Нусрой» (запрещена в России), который убил посла России в Турции А.Карлоа в декабре 2016 года.

Фарук Бешер, теолог и обозреватель ежедневной газеты «Ени шафак», которая издается группой «Албайрак», написал в Twitter, что «мы следим за «Талибаном» с вниманием и волнением. Мы радуемся их победе. Мы также боимся, что они будут совершать ошибки. Пусть Аллах не сделает их неправыми и не завершит их победы». В своей воскресной колонке Бешер сравнил захват талибами Кабула со вступлением Пророка в священный город Мекку.  «Мы должны всеми способами помогать нашим афганским братьям и сестрам, независимо от дальновидных людей, которые спрашивают, что там делает Турция, поскольку Британия не покидает [Афганистан]. Если они [талибы] хотят создать новое государство, они должны создать всеобъемлющее исламское государство, а не ханафитское государство. Да поможет им Аллах», — написал Бешер.

Ихсан Шеночак, еще один имам-джихадист и основатель Центра научных и интеллектуальных исследований («Ильми ве фикри араштырмалар меркези», или ИФАМ), отреагировал на людей, которые протестовали против того, что обязательный никаб вновь появится в Афганистане. Шеночак написал в твиттере: «Тюрбаны и бороды закодированы в их сознании как «знаки врага». Эта толпа говорит через свои идеологии, а не через практику [талибов] в Афганистане. Вот почему есть новости, которые показывают ночь как день и день как ночь. Не верьте нечестивым, терпеливо ждите приговора, молитесь о спасении верующих». Шеночак также написал: «Конец тех, кто цеплялся за американский самолет в аэропорту Кабула, еще раз показал, что те, кто доверяет людям [не Аллаху], — это разочарование. У каждой идеологии есть цель. Судьба тех, кто полагается на Китай, Россию и Израиль, будет аналогичной. Блаженны те, кто уповает на Аллаха Аззу ва Джаллу, владыку небес и земли!»,

Профессор Мехмет Бойнукалин, бывший главный имам мечети Айя-София, которому пришлось уйти в отставку после противоречивых высказываний на такие темы, как секуляризм, убийство женщин и история, написал в твиттере, что «… если талибы или кто-либо другой заявляет о своей лояльности исламу, мы считаем их братьями и молимся, чтобы они не ошиблись. Если они сделают что-нибудь против ислама в отношении прав человека, мы также будем выступать против этого. Но несчастные люди, которые нападают на нас с ложью и клеветой, и фанатичные крысы СМИ, которые пытаются ввести общественность в заблуждение, не получат никакой пользы. Эта страна была гармонизирована с исламом. Азан [призыв к молитве] и Коран и останутся такими; пусть тот, кто недоволен этим, идет, куда хочет».

Мехмет Акиф Кан, теолог и юрист, который часто участвует в прямых трансляциях на телеканалах, близких к правительству Эрдогана, ответил резкими словами в адрес пользователей социальных сетей, которые преуменьшали успех талибов. «Те, кто говорит, что «Талибан» не смог бы взять под контроль Афганистан, если бы США не позволили ему, должны пересмотреть свою веру в Коран! Те, кто знал, что они встретятся с Аллахом, сказали:  «Есть много небольших групп, которые, с позволения Аллаха, одолели большую группу. Аллах с теми, кто терпелив»».

Имамы, поддерживаемые правительством Эрдогана, часто обращаются к аудитории в спонсируемых правительством фондах и молодежных организациях, а также в социальных сетях, тем самым Эрдоган старается не только  увеличить свою электоральную поддержку, но и управлять этой аудиторией через соответствующие проповеди и комментарии и формировать соответствующее общественное мнение.

55.86MB | MySQL:108 | 0,712sec