Социально-экономическая ситуация в Иране во втором полугодии 2008 г. на фоне мирового экономического кризиса

Социально-экономическая ситуация в Иране во втором полугодии 2008 г. развивалась под знаком подготовки объявленной М.Ахмадинежадом программы реформ и усиливающегося мирового финансового кризиса. В целом, как местные, так и зарубежные эксперты говорят о наличии серьезных проблем, угрожающих социальной стабильности ИРИ, с которыми руководство страны справиться явно не в состоянии.

По имеющимся данным, до 60% иранского населения на данный момент живет на черте бедности или за ней, официальный уровень безработицы достигает 11% (реально – от 14% до 20 – 25% среди молодежи) при весьма высоких темпах инфляции (25% — 40% в год) и быстром росте цен на продукты первой необходимости. Так, продовольственная корзина населения с сентября 2007 г. по сентябрь 2008 г. подорожала на 50%, а общая стоимость потребительских товаров, по данным ЦБ ИРИ, выросла на 24,3%. По словам депутата меджлиса А.Р.Махджуба, подтвержденным декабрьским докладом ТПП Ирана, в стране постепенно останавливают работу предприятия, имеют место задержки в выплате заработной платы. Всего по данным парламентария в критическом состоянии сейчас находится до 500 производственных предприятий.

23 июня с.г. президент Ирана М.Ахмадинежад выступил с телевизионным обращением к народу, в котором заявил, что правительство намерено провести крупномасштабные экономические преобразования. В объявленной программе реформ руководство ИРИ фактически признало существование целого ряда проблем в экономике страны. К главным из них оно отнесло медленное развитие национального хозяйства, безработицу, инфляцию, перерасход средств, а также отсутствие социальной справедливости. Для их решения, по мнению государственных экономистов, необходимо устранить такие недостатки как неоптимальное использование ресурсной базы, неадекватное распределение льгот, товаров и услуг среди населения, неразвитость налоговой, таможенной и банковских систем, а также чрезмерное государственное вмешательство в дела частных предприятий. Именно на их устранении, по словам М.Ахмадинежада, и сосредоточится иранское руководство. Его первый шаг в данном направлении будет связан с монетизацией льгот и субсидий, предоставляемых населению (98 млрд. долл. США в год). 22 июля с.г. государственный Центр статистики ИРИ начал сбор информации о доходах домохозяйств, чтобы в будущем, на основе полученной информации разделить население на три основные группы, каждая из которых будет получать от государства определенный объем финансовых трансфертов.

Обращает на себя внимание, что целиком программа реформ до сих пор полностью не опубликована. Руководство страны постоянно откладывает передачу плана на рассмотрение парламенту: последний раз это было сделано совсем недавно – в начале декабря 2008 г. Оппоненты правительства поговаривают, что у М.Ахмадинежада нет готовой программы, а тот набор элементов, которые периодически декларируются перед общественностью, являются либо выдержкой из аналитических отчетов Мирового банка, сделанных еще в 2003 г., либо кратким изложением целей и задач Третьего и Четвертого пятилетних планов экономического развития страны.

Также существует вероятность, что в данной ситуации монетизация субсидий может только ухудшить положение. Она не решает проблему тяжкого финансового бремени социальных льгот, лежащих на государстве. Между тем ежегодное вливание 90 – 100 млрд. долл. США в экономику произойдет не опосредованно и постепенно (тем самым давая возможность национальному хозяйству освоить поступающие средства), а практически мгновенно и в виде наличных денег. Это неизбежно увеличит темпы роста инфляции. Местные эксперты уже считают, что при условии монетизации субсидий, данный показатель выйдет на уровень 60% – 70%, что явно не улучшит социальную ситуацию.

К концу 2008 г. стала очевидна неудача попыток правительства сместить акцент с нефтедолларов на налоговые поступления при формировании доходной части бюджета. Опыт с введением НДС в октябре 2008 г. оказался провальным (реализация закона отложена на неопределенное время, предполагается, что правительство будет вынуждено сократить его ставку вдвое – с 3% до 1,5%). По некоторым расчетам, новый налог начнет использоваться в полную силу не ранее чем через пять лет, в то время как применяемый сейчас подоходный и косвенные налоги оказываются малоэффективными, когда 80% экономики находятся в руках государства, а значительная часть предприятий освобождена от их уплаты (в частности, сфера услуг практически ничем не облагается).

Значительные проблемы испытывает и финансовый сектор страны. Деятельность банков затруднена вследствие международных санкций, а биржа не играет первостепенной роли в экономической жизни страны. За годы тотального государственного присутствия в экономике большинство предприятий привыкли жить в долг (по некоторым неофициальным оценкам, до четверти компаний являются фактическими банкротами, еще больше – крупными должниками, в число которых входят такие промышленные гиганты как «Мобараке» и «Сарчешме»). В результате выставленные на торги фирмы практически неконкурентоспособны и не представляют интерес для игроков. По подсчетам гос. организаций, стоимость вращающихся на бирже долевых бумаг составляет 70 – 80 млрд. долл. США. Однако, по неофициальным данным, их цена чрезвычайно завышена и в реальности достигает 10 млрд. долл. США. Все это объясняет низкую доходность операций, а также их вялость (акции сталелитейного завода «Мобараке» при их первичном выставлении на торги были проданы не с первой попытки). Кроме того, периодически появляется информация о том, что акции целого ряда крупных предприятий куплены через подставные фирмы представителями правящей группировки или КСИР, а реальный частный сектор не всегда допускается к участию в биржевых операциях.

На этом фоне серьезным испытанием для иранского правительства стал мировой финансовый кризис. По мнению аналитиков, действующий кабинет министров никак не ожидал падения цен на нефть, рассчитывая бюджет на будущий год исходя из стоимости барреля в 55 – 60 долл., а фактически 105 – 110 долл. Стоимость нефти, заложенная в бюджете Ирана на текущий год, официально составляет около 40 долл. (в реальности она не должна опускаться ниже 80 – 90 долл.). В этих условиях, по оценкам МВФ, снижение на мировых рынках цены на нефть ниже 75 долл. уже привело к дефициту средств в иранской казне. Падение же ее до 40 долларов за баррель, с точки зрения иностранных аналитиков, является критической отметкой, т.к. в этом случае истощенные валютные резервы Ирана не смогут компенсировать общую нехватку средств. В частности, вице спикер иранского меджлиса М.Р.Бахонар отметил, что к весне 2009 г. в валютно-финансовых резервах страны останется не более 7 – 10 млрд. долларов. На уровень доходов Ирана от экспорта нефти серьезно сказался и произошедший в 2007 г. переход при проведении внешних расчетов за нее с доллара на евро: падение курса европейской валюты по отношению к американской на мировых рынках привело Тегеран к дополнительным финансовым потерям.

У экспертов не вызывает сомнение, что сокращение притока инвалюты нарушит инвестиционные планы правительства ИРИ, а также уменьшит его возможности по финансированию затратных социальных программ, ухудшив тем самым и общий внутренний экономический климат. С точки зрения иранских аналитиков, в краткосрочной перспективе дефицит бюджета все же можно покрыть за счет предоставления ЦБ Ирана займа правительству. Однако побочным эффектом данного шага, скорее всего, станет увеличение и без того высоких темпов роста инфляции.

Немаловажный эффект мировой финансовый кризис оказывает и на колебание курсов валют внутри ИРИ. Как отмечают эксперты, американская валюта, несмотря на все старания правительства, продолжает играть важную роль на иранском рынке. По этой причине ЦБ ИРИ после установления единого рыночного курса валют в 2002 г. старательно сдерживал плавание доллара в четко определенном коридоре за счет периодического вливания в экономику необходимых объемов американской валюты, вырученной от торговли нефтью. Однако в последние месяцы делать это становится все сложнее: рост курса доллара по отношению к риалу, изначально вызванный общемировыми тенденциями, повлек за собой увеличение спроса на него (во многом в результате спекулятивных причин) на внутрииранском рынке, что, естественно, привело к еще большему подорожанию американской валюты. Падение же стоимости барреля в значительной степени сократило возможности Центробанка ИРИ по интервенции на валютный рынок страны. Сейчас руководство Ирана активно тратит на эти цели накопленные резервы, которые еще могут понадобится для возмещения ущерба, полученного от мирового финансового кризиса в других сферах, и которые оно не в состоянии сейчас восполнить.

Бесконтрольное укрепление американской валюты, которое на первых порах будет способствовать увеличению иранского ненефтяного экспорта и активизации некоторых отраслей отечественной промышленности, в среднесрочной перспективе ударит по производственному сектору иранской экономики, а также, возможно, приведет к удорожанию тех видов импортных товаров, которые страна сама производить в достаточном количестве не в состоянии (несмотря на то, что на внешних рынках цены на них могут и снизиться), в том числе топливо. Как показывает ситуация, цены на горючие, в отличие от нефти, демонстрируют меньшую эластичность и снижаются весьма не быстро. Между тем, будучи одним из крупнейших экспортеров «черного золота», Тегеран вынужден импортировать бензин для удовлетворения существующего спроса на внутреннем рынке: из потребляемых ежедневно в Иране 65 млн. литров не менее 15 – 20 млн. литров ввозится из заграницы. Высокие цены на горючее привели к тому, что еще летом правительство ИРИ было вынуждено покупать тонну бензина по цене 1200 — 1300 долл. США вместо запланированных 750. В результате прогнозы экспертов, предсказывавших, что средства (3,3 млрд. долл. США), выделенные на закупку данного вида топлива и субсидирование внутренних цен на него, будут израсходованы уже к началу августа – сентябрю полностью оправдались.

По словам главы парламентской комиссии по экономическому планированию и бюджету Р.Абдаллахи, правительство, стремясь скрыть данный факт, тайно, без получения разрешения от меджлиса, начало проводить дополнительные закупки бензина за рубежом (на сумму 3 млрд. долл. США), финансируя их за счет значительно сокращающегося валютного резерва и падающих доходов Национальной иранской нефтяной компании (НИНК). Данные операции производились с ведома президента М.Ахмадинежада и по личному указанию министра нефти Г.Х.Ноузари. После официального разоблачения данного факта правительство было вынуждено признать, что помимо уже затраченных средств ему понадобиться еще как минимум 6 млрд. долл. США. для импорта бензина до апреля 2009 г. Однако безболезненно выделить данные средства в условиях сокращающихся доходов государству будет весьма сложно.

Мировой финансовый кризис несет значительную угрозу продовольственной безопасности страны. По словам председателя сельскохозяйственной комиссии ТПП Ирана М.Х.Каримипура, сокращение валютно-финансовых резервов ИРИ приведет к тому, что правительство будет располагать ограниченными средствами для поддержки сельского хозяйства. Прогнозируемое снижение же цен на мировых продовольственных рынках значительно сократить доходы Ирана от экспорта сельхозтоваров и увеличит объем их импорта (если правительство срочно не пересмотрит тарифную сетку таможенных пошлин), что серьезно ударит по аграрно-промышленному комплексу ИРИ. Вместе с тем, приток дешевых иностранных продуктов питания не приведет к увеличению их экономической доступности для населения, чьи доходы сокращаются на фоне инфляции. Подобная ситуация складывается и в некоторых других отраслях экономики, на которых скажется падение цен на внешних рынках. Напомним, что основу иранского импорта составляют чугун, сталь, металлоизделия (25,4%), электротехническое оборудование (23,6%), химическая продукция (9,3%), изделия из пластмассы (6%). На этом фоне иранские сталевары уже бьют тревогу, указывая на опасное снижение цен за рубежом на их продукцию и призывая правительство срочно усилить протекционистские меры.

Сейчас руководство страны, осознав всю серьезность складывающей ситуации, постепенно начинает вырабатывать программу ответных мер. В этом ему помогает целый ряд проправительственных организаций. В частности, на базе ТПП Ирана был сформирован антикризисный комитет, выступивший с целым рядом инициатив, таких как: реструктуризация задолженности частного сектора перед государством; выплата государственных обязательств частным компаниям; временная заморозка реализации проекта по введению НДС; создание стабилизационного фонда; скупка государственными финансовыми структурами частных долгов по кредитам, выданным на приобретение оборудования, запчастей и сырья; отмена экспортных ограничений. Со своими предложениями к иранскому правительству обратились также представители биржи и Центробанка ИРИ. Однако будут ли эти советы восприняты государством и насколько их реализация даст положительный эффект, покажет лишь время. Пока что, по прогнозам Мирового банка, уровень инфляции в ИРИ в 2009 г. составит 27% при сокращении темпов роста экономики до 3,5%.

62.95MB | MySQL:102 | 0,514sec