Правозащитная тематика в отношения между США и Египтом

Решение президента США Джо Байдена возобновить помощь Египту в области безопасности вызвало гнев правозащитных групп, которые заявили, что условия, связанные с пожертвованиями, не позволяют достаточно далеко продвинуться в решении проблем злоупотреблений египетского правительства. В заявлении 13 сентября официальные лица США заявили, что новые условия повлияют на долю в размере 1,3 млрд долларов американской помощи, которая ежегодно направляется в Египет. После того, что было описано в газете «Вашингтон пост» как «продолжительные обсуждения», должностные лица Госдепартамента США и помощники Конгресса заявили, что правительство предоставит Египту 170 млн долларов для борьбы с терроризмом, безопасности границ и нераспространения радикализма. Они заявили, что будут предоставлены дополнительные 130 млн долларов при условии, что египетское правительство прекратит преследование и репрессии в отношении правозащитных организаций в стране и снимет обвинения или освободит 16 лиц, которых правительство США выделило в ходе обсуждения с Египтом с июня и которые являются частью т.н. «Дела 173». «Если они выполнят критерии в области прав человека, которые мы изложили для египтян, они также получат 130 миллионов долларов», — сказал один чиновник, выступая в «Вашингтон пост». Байден в прошлом критиковал поддержку Каира бывшим президентом Дональдом Трампом, заявив, что под его наблюдением «больше не будет пустых чеков для любимого диктатора Трампа». Однако отчет 13 сентября, который по американской практике предшествует любому официальному объявлению правительства по этой теме, был встречен с тревогой рядом правозащитных организаций. С момента прихода к власти в результате государственного переворота 2013 года президент АРЕ Абдель Фаттах ас-Сиси был обвинен в широкомасштабных нарушениях прав человека и подавлении оппозиции. В 2014 году Конгресс США начал вводить условия в области прав человека в отношении 300 млн долларов военной помощи Египту, но бывшие президенты Барак Обама и Трамп последовательно выпустили отказы в этих санкциях в связи с интересами национальной безопасности. В заявлении от 13 сентября ряд групп, в том числе Комитет по защите журналистов (CPJ), Правозащитная группа MENA и Египетский форум по правам человека, заявили, что новости «тревожные». «Если бы приверженность администрации правам человека была искренней, это решение было бы простым: отказаться от военной помощи в размере 300 миллионов долларов, как это предусмотрено Конгрессом, чтобы побудить ас-Сиси изменить курс. Вместо этого администрация предпочла игнорировать свою приверженность правам человека, уклоняясь от законодательных условий с помощью расплывчатого, ранее неиспользованного положения в законе. Учитывая ужасающие масштабы злоупотреблений, совершенных с 2013 года правительством Египта, одним из крупнейших получателей военной помощи США, крайне важно, чтобы условия Конгресса в отношении иностранного военного финансирования были соблюдены, чтобы положить конец безнаказанности в связи с этими систематическими злоупотреблениями», — говорится в заявлении. В своем заявлении Госдепартамент США привел в качестве оправдания этого шага введение Египтом 11 сентября новой «национальной стратегии в области прав человека» и важность страны для борьбы с терроризмом. «Президент и президент Египта ас-Сиси разделяют приверженность прочному и продуктивному партнерству между США и Египтом. Администрация Байдена-Харриса поддерживает дальнейшее укрепление двусторонних отношений между Соединенными Штатами и Египтом наряду с ощутимыми и долгосрочными улучшениями в области прав человека. Наш подход отражает как наши ценности, так и наши интересы»,- говорится в заявлении. Администрация А.Ф.ас-Сиси якобы заключила в тюрьму десятки тысяч политических заключенных (примерно 60 000 человек), что намного превышает «рекорд»  бывшего президента Хосни Мубарака. В 2017 году администрация ТД.рампа отказала Египту в некоторой помощи, но снова возобновила ее в следующем году. Египет был ключевым союзником США на Ближнем Востоке с 1970-х годов, получив с тех пор десятки миллиардов долларов военной и экономической помощи.

Как полагают американские эксперты, сентябрьская выплата помощи США Египту выявила тонкий сдвиг в тактике Вашингтона, который с одной стороны формально возлагает на Египет ответственность за изменение своего поведения в области прав человека, но, с другой стороны, в конечном счете, продолжает стратегию Вашингтона по приоритизации прочных двусторонних отношений с Каиром.   Ежегодно Египет получает более миллиарда долларов на иностранное военное финансирование, которое является одним из крупнейших в мире; бОльшая часть средств используется для закупки американского оружия и оборудования. Значительная часть американской помощи, которая будет поступать в Египет без каких-либо условий показывает, что администрация Байдена будет придерживаться  двусторонних отношений с Египтом в формате его предшественников из-за сильного значения Каира с точки зрения стабильности не только в регионе, но и в связи с настойчивыми просьбами Израиля, который рассматривает устойчивость режима в Каире в качестве одного из основных условий поддержания своей собственной безопасности. В том числе и в связи с ролью Египта в деле контактов с ХАМАСом и удержания его от дальнейших обстрелов израильской территории. Египет был одним из ключевых партнеров для США на Ближнем Востоке в рамках борьбе с терроризмом в течение последнего десятилетия, а это означает, что прагматичные отношения с ним будут только расти на фоне сокращения американского военного присутствия. Предлагая большую часть транша помощи без каких-либо условий, а остальную его часть, если Египет выполнит некоторые расплывчатые условия, касающиеся прав человека, — условия, которые, как сообщается, были доведены до сведения египетского правительства напрямую, устраняя некоторый общественный контроль за их выполнением — Вашингтон сообщает, что он  хочет сохранить  свое  партнерство с Каиром. Группы помощи, группы гражданского общества, либеральные члены Конгресса и активисты недовольны компромиссом, учитывая, что египетское правительство все еще может получить доступ к средствам, как обычно, если оно выполнит непрозрачные требования Госдепартамента. Компромисс подчеркивается тем, что во время своей предвыборной кампании президент США Джо Байден пообещал, что он не будет выдавать «пустой чек2 президенту Абдель Фаттаху ас-Сиси, подразумевая, что в его администрации может появиться более жесткая позиция в отношении соблюдения прав человека. Помимо общей преемственности политики, избегая использования часто применяемого отказа от ограничений прав человека, администрация Байдена своим шагом сигнализировала о незначительном изменении в том, как она распределяет прямую военную помощь. Это тренд в сторону обеспечения более прямое взаимодействие с Египтом и эта схема видимо будет применяться к другим ключевым стратегическим партнерам США. Вместо исключений из санкций  Государственный департамент рассчитывает на то, что Египет напрямую и открыто сообщит Вашингтону о том, что он выполнил условия, установленные для предоставления дополнительной помощи. Это вызовет снятие санкций, что является одной из причин, по которой прогрессивные законодатели США разочарованы этим сдвигом. Конгресс использовал «Закон Лихи» с 2014 года, чтобы потребовать, чтобы часть помощи Египту была удержана в случае грубых нарушений прав человека. Законодательство также позволяет Госдепартаменту отказаться от этого условия в интересах национальной безопасности США, что неоднократно происходило с момента принятия закона. Саудовская Аравия и Объединенные Арабские Эмираты являются двумя другими ключевыми региональными партнерами США со смешанной репутацией в области прав человека, которые не получают значительных объемов военной помощи, но закупают значительное количество военной техники США, что также может быть связано с условиями, связанными с правами человека. Как и в случае с Египтом, до сих пор администрация Байдена не проявляла никаких признаков корректировки стратегических отношений ни с одной из стран, несмотря на ожидания во время кампании Байдена, что проблемы прав человека будут иметь большее значение в двусторонних отношениях. Другие страны региона, которые получают значительную военную финансовую помощь из-за рубежа и которые борются с проблемами прав человека, включая Иорданию и Ирак, также могли бы видеть более прямое участие и избегать использования отказа от национальной безопасности, если нарушения прав человека затруднят будущие выплаты помощи.

52.5MB | MySQL:104 | 0,402sec