О развитии политического кризиса в Сомали

Политический кризис в Сомали, вызванный стремлением премьер-министра Махамеда Хусейна Робле полностью отстранить от реальной власти президента страны Махамеда Абдуллахи Махамеда (Фармаджо) накануне выборов в нижнюю палату парламента ФРС, похоже, достиг своей кульминационной стадии.

16 сентября, в ответ на ряд  противоречащих Временной Конституции Сомали кадровых и организационных решений М.Х.Робле, выходящих за рамки его полномочий, президент Фармаджо издал указ о приостановке полномочий премьер-министра до завершения выборов в стране. Согласно этому указу, все отданные премьер-министром распоряжения, в том числе относительно недавних отстранений от должности и новых назначений в правительственных структурах, считаются недействительными. Вместе с тем,  все министерства и другие государственные органы Сомали должны продолжать свою работу в обычном режиме, без каких-либо кадровых изменений. Поскольку формирование всех предусмотренных законом избирательных органов завершено и окончательно согласованы порядок проведения выборов в стране, вопросы их финансирования и обеспечения безопасности, госучреждениям, задействованным в подготовке выборов, необходимо активизировать свою работу для их проведения в установленные сроки.

Данный президентский указ, как и следовало ожидать, сразу же вызвал крайне негативную реакцию со стороны премьер-министра и лидеров сомалийской оппозиции, которые сочли его противозаконным и, следовательно, не имеющим силы.  М.Х.Робле в опубликованном ответном обращении обвинил Фармаджо в нарушении и превратном толковании нескольких статей Временной Конституции, попытке вмешательства в работу исполнительных и судебных органов власти, стремлении дестабилизировать политическую обстановку в стране и срыве предстоящих выборов с тем, чтобы незаконно сохранить за собой пост президента. В этой связи премьер-министр потребовал от всех государственных органов продолжить свою повседневную работу «в интересах сомалийского народа» и дал указание всем избиркомам обеспечить завершение парламентских выборов в стране в соответствие с соглашениями между правительством и лидерами федеральных регионов Сомали от 17.09.20, 27.05.21 и 22.08.21. Премьер-министр также потребовал от командиров и начальников Вооружённых сил Сомали «соблюдать конституцию страны, не вмешиваться во внутриполитические процессы и с честью выполнять возложенные на них задачи по обеспечению национальной и общественной безопасности». При этом он обещал своевременно обеспечивать военнослужащих денежным и другими видами довольствия. В завершение М.Х.Робле призвал президента Фармаджо прекратить нарушать конституцию и вмешиваться в работу правительства и органов судебной власти, тем самым дестабилизируя обстановку в стране и препятствуя проведению выборов.

О своей поддержке позиции премьер-министра сразу же заявил так называемый «Союз кандидатов на пост президента», который объединяет в основном оппозиционных политиков из племен хавие, включая двух бывших президентов Сомали. Эта неофициальная организация имеет заметный политический вес в Могадишо, поддерживая тесные контакты как с М.Х.Робле (выходцем из племени хабар-гидир/хавие), так и с рядом действующих и отставных командиров Сомалийской национальной армии. В своём публичном обращении «Союз кандидатов» осудил «утратившего полномочия президента» за создание политического кризиса в стране и призвал сомалийский народ поддержать премьер-министра Робле. В то же время «Союз кандидатов» в очередной раз обратился с призывом к мировому сообществу применить санкции по отношению к Фармаджо и его окружению как к «деструктивным элементам, подрывающим стабильность в стране».

Что же касается реакции на противоборство между президентом и премьер-министром Сомали со стороны глав федеральных регионов (ФР), то она выразилась в их совместном призыве к Фармаджо и Робле урегулировать все имеющиеся противоречия путём переговоров, на основе действующей конституции. Главы ФР призвали конфликтующие стороны воздержаться от дальнейших провокационных заявлений и принятия поспешных решений, ведущих к росту напряжённости в стране. Вместо этого им предлагается сосре-доточить внимание на скорейшем завершении парламентских и президентских выборов. В связи с обострением ситуации в Могадишо главы ФР намерены встретиться 21-23 сентября в Гароуэ для обсуждения сложившейся обстановки в стране и выработки согласованной позиции.

С аналогичными призывами к сомалийским властям выступили и влиятельные международные организации, включая Совет Безопасности ООН и Евросоюз, а также ряд западных государств, включая США.

Между тем политическая обстановка в Могадишо остаётся напряжённой. Резиденции президента и премьер-министра, расположенные в правительственном квартале Вилла-Сомалия, остаются под усиленной охраной батальона президентской гвардии и миротворческих сил АМИСОМ. Верные президенту подразделения «Дуфан» из состава Службы национальной безопасности и разведки приведены в полную боевую готовность и по-прежнему блокируют штаб-квартиру СНБР «Хабар-Хадиджо», препятствуя назначенному премьер-министром новому директору этой спецслужбы Баширу Гобэ в полном объёме вступить в должность. Обе противоборствующие группировки подтягивают к столице дополнительные силы из соседних и других провинций страны. Предпринятые ранее посреднические усилия глав Гальмудуга и Юго-Западного региона Сомали с целью налаживания конструктивного диалога между президентом и премьер-министром не принесли успеха.

В настоящее время основные рычаги управления государством, по-видимому, находятся в руках премьер-министра. Во всяком случае, ключевые министерства и ведомства, включая министерства безопасности, внутренних дел, иностранных дел, финансов и Центробанк, продолжают исполнять указания М.Х.Робле, который с 9 сентября лично контролирует все государственные расходы. Премьер-министр, как и прежде, руководит работой кабинета министров, о чём свидетельствует проведение им 18 сентября в Могадишо планового рабочего совещания правительства по вопросам экономического развития страны. В то же время назначенное президентом Фармаджо на 18 сентября совещание Совета национальной безопасности так и не состоялось, поскольку на него не прибыли ни премьер-министр, ни его заместитель, ни главы ФР, являющиеся членами СНБ. Более того, на это совещание не прибыл даже вновь назначенный советник президента по национальной безопасности Фахад Ясин, который не смог вернуться в Могадишо из Стамбула из-за введённого сомалийскими властями запрета на его въезд в страну. Вместе с тем, аппарат президента Фармаджо по-прежнему лишён доступа к национальным средствам массовой информации и все официальные заявления вынужден делать через соцсети в интернете.

Таким образом, складывается впечатление, что президент Фармаджо окончательно утрачивает своё влияние на происходящие в стране политические процессы и готов пойти на отчаянные меры. Издание им указа о приостановке полномочий премьер-министра, на наш взгляд, – одна из таких мер. Вряд ли можно считать её законной, поскольку подобные действия не предусмотрены действующей конституцией, которая допускает лишь отставку премьер-министра после вынесения парламентом вотума недоверия правительству. В сложившихся условиях представляется маловероятным не только вынесение парламентом такого решения, но даже проведение полномочного заседания Народного Собрания Сомали, которое в последний раз состоялось ещё 1 мая. А ведь в отсутствие в Сомали Конституционного суда именно парламент мог бы урегулировать конфликт между президентом и премьер-министром правовым путём.

Поскольку противоречия между сомалийскими лидерами обострились до крайности, разрешить их путём переговоров в настоящий момент будет весьма сложно. Можно предположить, что премьер-министр Робле и впредь будет проводить собственную внутреннюю и внешнюю политику, игнорируя указы президента, а порой и некоторые положения Временной Конституции Сомали. При этом, скорее всего, он будет принимать меры по дискредитации и политической и финансовой изоляции президента и его окружения. Вместе с тем нельзя исключать и вероятность провокаций с применением оружия любой из сторон с целью разрешения политического кризиса силовым способом.

52.79MB | MySQL:103 | 0,527sec